Цены снова смотрят вверх

Цены снова смотрят вверх

В стране и миреБешеные бабки
Инфляция становится одной из главных экономических угроз России

Росстат подсчитал, что в минувшем декабре индекс потребительских цен ускорился до 0,5 % с ноябрьских 0,3 %, а с начала года он прибавил 6,6 %. В итоге рост цен в России в 2012 году все же превысил официальный прогноз властей в 6,5 %, а также рекордно низкий прошлогодний результат в 6,1 %. Однако, по мнению большинства экспертов, цены не остановятся, и инфляция снова может перейти на двухзначные показатели.

В декабре в семи регионах страны прирост потребительских цен составил 1 % и более. Заметнее всего цены выросли в Липецкой области – на 1,4 %, в результате увеличения тарифов на услуги на 4,2 %. В Москве рост потребительских цен за месяц составил 0,7 %, а с начала года – 7,3 %. Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум, выросла гораздо выше общего показателя инфляции. За декабрь "минималка" в среднем по России выросла на 1,5 %, до 2.609 рублей на человека в месяц. По данным Росстата, за весь 2012 год продуктовый набор подорожал на 7,8 % после снижения на 6,1 % в 2011 году, когда существенно (на 24,7 %) подешевела плодоовощная продукция. Наибольший рост цен в прошедшем году пришелся на хлеб и хлебобулочные изделия, подорожавшие на 12 %, и плодоовощную продукцию – 11 % роста.

Прогнозы разных экспертов по инфляции на 2013 год отличаются друг от друга, но все они ждут роста цен. Например, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что инфляция вырастет до 8-9 %, и это не самый пессимистичный вариант. Согласно стрессовому сценарию, разработанному Минэкономразвития, инфляция снова станет двузначной, и составит 11,9 % к концу нового года. Очевидно, что она становится существенной экономической угрозой для России. Заметим при этом, что в большинстве европейских государств, а также в Канаде, США и Южной Корее потребительские цены на товары и услуги, наоборот, снижаются.

После заморозки цен нефтяные компании стали компенсировать упущенные прибыли

Одна из основных причин роста инфляции кроется в том, что цены на бензин в России растут опережающими темпами. После временной заморозки цен на ГСМ и, прежде всего, на бензин в разгар предвыборной президентской гонки крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) с удвоенной силой стали компенсировать упущенные прибыли. Даже согласно официальным оценкам Росстата, по состоянию на 17 декабря цены на автомобильный бензин в годовом выражении выросли приблизительно на 6,8 %, а с начала года средний прирост цен на все марки бензина составил порядка 7,7 %. Не лучше складывается ситуация и с дизельным топливом: к концу декабря оно подорожало на 10,2 %, что внесло существенный вклад в рост издержек производства промышленных предприятий и заметно разогнало инфляцию.

Рост цен на дизельное топливо сильнее всего бьет по АПК, который и так не может прийти в себя после практически 23-процентного обвала урожая летом прошлого года. Это выглядит как смертный приговор отечественной обрабатывающей промышленности и, прежде всего, сельскохозяйственному сектору – отсюда и повышение цен на продовольствие.

"Не имея доступа к доступным долгосрочным кредитам и инвестиционным ресурсам, что является отдельной "заслугой" Банка России и Минфина, российские промышленники, вынужденные работать на морально устаревшем и физически изношенном на 75-80 % производственном оборудовании, просто не в силах компенсировать скачок цен на ГСМ. Они вынуждены повышать отпускные цены на продукцию, тем самым разгоняя инфляцию и теряя долю на отечественном и внешнем рынке, – поясняет ситуацию экономист Владислав Жуковский. – В целом же сохраняется ситуация, при которой бедные платят за богатых. Если по итогам первых одиннадцати месяцев прошедшего года цены на высококачественные марки бензина выросли на 7,2 % для АИ-92, и на 7,8 % для АИ-95 и более высокооктановых сортов топлива, то цены на низкокачественное топливо марки АИ-80 (А-72) подскочили на 8,7 %. При этом опережающий рост цен на низкокачественное топливо, которым заправляются те самые 60 % россиян, относимых Институтом социологии РАН к малообеспеченным слоям населения, наблюдается на протяжении многих лет".

Особенно сильные опасения вызывает то, что скачок розничных цен на бензин, дизель и остальные ГСМ наблюдается на фоне стагнации отпускных цен НПЗ. Согласно оценкам того же Росстата, за период с января по ноябрь прошлого года темпы роста цен производителей на бензин составили менее 0,6 %. Тем не менее, это нисколько не помешало перекупщикам и АЗС поднять цены на заправках на 7,7 %.

Так или иначе, мы имеем ситуацию, при которой производители стараются придержать рост отпускных цен на свою продукцию в розничной торговле за счет снижения своих прибылей, для повышения конкурентоспособности. А нефтяные компании, перекупщики и АЗС, прекрасно осознавая свое монопольное положение на рынке и отсутствие альтернативы у потребителей, активно перекладывают свои издержки на плечи населения и задыхающейся промышленности. Пользуясь тем, что спрос на ГСМ крайне слабо зависит от изменения цен на топливо, а заменителей у нефтепродуктов нет, АЗС, контролируемые ВИНК и перекупщиками нефтепродуктов, стабильно завышают розничные цены на топливо.

Существенный вклад в рост цен на бензин вносит само государство

По словам Владислава Жуковского, ускоренный рост цен на бензин, дизтопливо и ГСМ обусловлен отнюдь не объективными рыночными причинами: превышением спроса над предложением нефтепродуктов, транспортно-логистическими сбоями с поставками ГСМ, закрытием НПЗ на капитальный ремонт и повышением налогового бремени со стороны государства. Косвенным подтверждением нерыночного характера скачкообразного роста цен является то, что разрыв в розничных ценах на бензин различных марок в среднем по России по сравнению с ценами производителей повысился с 1,9 раз в 2011-м до 2,2 раз в январе-ноябре 2012 года. Больше всего удивляет тот факт, что ускоренный рост цен на топливо, на долю которого приходится порядка 20-25 % себестоимости производимой в России продукции, наблюдается на фоне уверенного роста объемов производства нефтепродуктов. Согласно официальным данным, по итогам ноября прошлого года производство автомобильного бензина выросло на 10 %, а дизельного топлива – на 5,6 %.

Так почему же в России растут цены на топливо? Эксперт приводит основные причины. Это высокая степень монополизированности топливного рынка и наличие олигополистического сговора между крупнейшими нефтяными компаниями. Это искусственное накручивание розничных цен на бензин со стороны перекупщиков и АЗС – разрыв между отпускной ценой с НПЗ и ценой на колонке достигает 35-40 % или 7-8 рублей с тонны. Это неэффективность нефтепереработки – износ производственных мощностей у российских НПЗ достигает 60-65 %, а глубина переработки сырья приблизительно в полтора раза ниже, чем у конкурентов в США, ЕС, Японии и даже Китае.

Весьма существенный вклад в рост цен на бензин и прочие виды топлива вносит само государство. По экспертным оценкам и подсчетам самих нефтяных компаний, с которыми не спорят даже в правительстве, порядка 55-60 % отпускной цены на бензин на российских бензоколонках приходится на платежи ВИНК в пользу бюджета. Речь идет об уплате в бюджет НДПИ, акцизов, НДС и прочих налогов, которые поддерживают розничные цены на нынешнем высоком уровне. Судя по всему, никакого позитивного изменения на российском рынке нефтепродуктов и ГСМ в ближайшее время не произойдет, а значит цены на топливо продолжат расти опережающими темпами.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Комментарии /17

14:1221-01-2013
 
 
Читатель
92 рубля за литр 92-ого и пробки исчезнут на дорогах

14:1521-01-2013
 
 
Читатель
1500 - за кг мяса
150 - за десяток яиц
80 - за 0.5 молока - и будем есть натуральные продукты!

14:2621-01-2013
 
 
Вывод:
Главный "автор" инфляции в стране - государство.

И вся "борьба" государства с инфляцией - ложь и профанация.

14:2721-01-2013
 
 
Читатель
Своего ближнего?

14:3421-01-2013
 
 
Кон
"Взвесьте мне кило съестного"-разговор покупателя и продавца.

14:3921-01-2013
 
 
ЧитательЧитатель
92 рубля за литр 92-ого и пробки исчезнут на дорогах

красавчик!
3.40 пешком - и ты на работе в центре.
Отдыхать? Не вопрос - 180т.р. за билет в Тайланд туда-обратно на человека.
46 руб - и булка хлеба у вас в руках

Да. Нужно будет экономить на питании детей, т.к. в столовой обед из каши с котлетой и компотом будет ок. 350 руб/день.

Мозгом пользуйся или сдай его.

14:5821-01-2013
 
 
обыватель
себестоимость 20-25 % от цен,т.е. грубо получается 6-8 рублей стоит произвести литр бенза....

15:5621-01-2013
 
 
для 14.39
Моск сегодня уже не нужен ни кому, ибо рулят Россией Вовчик и Демон.
Эти два парня всё за всех давно продумали.

16:0121-01-2013
 
 
Читателю 14.39
Зачем 3.40 пешком.
Есть альтернатива: летом - велосипед, зимой - лыжи.
Есть ещё: за 100 рублей на стоковой маршрутке или за 50 рублей на "прокачанном" общественном транспорте.
ИМХО!!!

16:5221-01-2013
 
 
Читатель
Хы. У нас более 20 лет на амортизацию основных фондов забили. Тупик.
Если предприятие в госсобственности (АО, с контр. пакетом гос-а), оно как бы под громкие заявления премьер-президента типа что-то отчисляют, но за счёт воровства цели достигает процентов 30.
Если предприятие не государственное, то вообще практически никаких отчислений на осн. фонды, за исключением тех, которые дадут одномоментную прибыль.
Нынешняя власть ворует, оппозиция предлагает передать госсобственность частному капиталу. Иными словами ничего хорошего не светит. Или за границу, кто спец востребованный, или домик в деревни и нат. хоз-о!
Ху Цзиньтао наш президент в скором!

17:5021-01-2013
 
 
справочка
"Омский НПЗ в 2012 году увеличил объем переработки нефти на 5% по сравнению с 2011 годом – до 20,95 млн тонн. Глубина переработки нефти в 2012 году составила 88,83% – этот показатель является одним из лучших в отрасли."

А то что ценники ого-го, так это родное же государство собирает в виде налогов и акцизов. Кормить же нужно Сердюковых и его шлюшек, которые сидят на бюджете и пилят все что еще не распилено.

18:0121-01-2013
 
 
справочка
по грубым расчетам себестоимость бензина = стоимость 1 литра нефти + 0,25$.

Почему в пиндостане бенз стоит столько же сколько и у нас, потому что они его "тырят" у побежденных арабов, где себестоимость добычи составляет 15$ за баррель, плюс доставка и переработка. У нас же себестоиомсть добычи в северных районах высока по сравнению с пустыней, отсюда и цены. Ну и наше "родное" правительство не забывает про бюджет и рабский электорат, который можно дурить и доить сколько угодно.

18:0521-01-2013
 
 
Техничка
Оптимизация расходов- откажусь от домофона. Еще от чего можно отказаться, подскажите?

19:0321-01-2013
 
 
ЧитательЧитатель
Хы. У нас более 20 лет на амортизацию основных фондов забили. Тупик.
Если предприятие в госсобственности (АО, с контр. пакетом гос-а), оно как бы под громкие заявления премьер-президента типа что-то отчисляют, но за счёт воровства цели достигает процентов 30.
Если предприятие не государственное, то вообще практически никаких отчислений на осн. фонды, за исключением тех, которые дадут одномоментную прибыль.
Нынешняя власть ворует, оппозиция предлагает передать госсобственность частному капиталу. Иными словами ничего хорошего не светит. Или за границу, кто спец востребованный, или домик в деревни и нат. хоз-о!
Ху Цзиньтао наш президент в скором!

Где это вы видели, что оппозиция требует передачи госсобственности частникам? На сколько известно, все с точностью наоборот.

19:4221-01-2013
 
 
Пасечник
Мне на цены наплевать. И на дураков в Москве тоже.

09:5022-01-2013
 
 
ЧитательТехничка
Оптимизация расходов- откажусь от домофона. Еще от чего можно отказаться, подскажите?

от посиделок на вертолетке и полежалок в сауне каждую пятницу откажись

18:2828-01-2013
 
 
жека
скоро в стране будет 1917 год как.голод,холод и канибализм,а мы все сидим и молчим

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире