до юбилея
282 дня
 
Здоровье по хозрасчёту

Здоровье по хозрасчёту

В стране и миреВ стране
Российская власть неуклонно продолжает курс на платную медицину

Широкий общественный резонанс вокруг сообщений о появлении в Москве платных машин "скорой помощи" заставил столичные власти пойти на попятную. Как заявляют чиновники, такие "неотложки" ничем не будут отличаться от своих бесплатных коллег.

Впрочем, нежелание полностью отказаться от идеи хозрасчётных бригад "скорой помощи" говорит о продолжении курса на коммерциализацию государственной медицины.

Напомним, что на прошлой неделе стало известно о том, что с 1 февраля у Станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы им. А. С. Пучкова появятся четыре хозрасчетные бригады, которые будут оказывать платные услуги населению. Главным ньюсмейкером тогда выступил заместитель мэра по социальным вопросам Леонид Печатников, расхваливавший нововведение.

По словам чиновника, хозрасчетные бригады будут приезжать быстрее бесплатных, их машины могут быть более комфортными, врачи будут оказывать дополнительные услуги, не включенные в перечень обязательных. Вот только помогать хозрасчётные медики будут исключительно платежеспособным клиентам. "Платными услугами, возможно, будут пользоваться обеспеченные москвичи, имеющие полис ДМС, чтобы за них платила страховая компания", – пояснил Печатников "Известиям".

Хозрасчётные медики будут помогать исключительно платежеспособным клиентам

Но вызовет ли "скорую помощь" повышенной комфортности владелец полиса ДМС или же расчёт будет производиться наличными, не столь важно. В среднем стоимость базового комплекта такого полиса начинается от 30 тысяч рублей, а вызов коммерческой бригады "неотложки" – от 4 тысяч рублей. Очевидно, что полис ДМС оформляет пока ещё абсолютное меньшинств наших сограждан, а стало быть создание на базе государственной структуры платной "скорой" лишний раз подчёркивает возникшее социальное неравенство.

Собственно, именно этот момент и возмутил общественность. Во-первых, для многих осталось непонятным, почему это платные "скорые" мало того что окажутся на порядок лучше по техническому оснащению, так ещё и передвигаться будут быстрее, чем базирующиеся на той же самой подстанции дежурные бригады бесплатных врачей. Неужто будут лететь по воздуху? Или же последних будут специально задерживать, дабы выставить в лучшем виде платную службу, об услугах которой как бы между прочим сообщит принимающий вызов оператор, а клиент, прождав бесплатную "скорую", плюнет, да и наберёт номер коммерческой службы?

Вообще, платными "скорыми" сегодня никого не удивишь. На сегодняшний день достаточно много частных медицинских клиник имеет собственный парк "скорых", которые, как утверждается, выступают реальной альтернативой государственной "неотложки". Дескать, и дозвониться по "03" бывает сложно, и в самый ответственный момент свободных машин для вызова может не оказаться, и едут они никуда не торопясь, и качество обслуживания соответствующее. В то время как врачи той или иной фирмы, предоставляющей услугу вызова платной "неотложки", и приедут быстро, и уделят больному максимум внимания, и в случае необходимости отвезут больного туда, куда ему нужно.

Но ведь одно дело, когда о негативных сторонах деятельности бесплатной "скорой" говорят рекламные буклеты коммерческих фирм, и совсем другое, когда в роли рекламного агента, рассказывающего о преимуществах платной медицины, выступает представитель столичных властей. Как минимум, чиновник унижает тех, кто по тем или иным причинам не имеет возможность заплатить 4-5 тысяч за вызов бригады медиков, фактически говоря о том, что такие люди вряд ли смогут рассчитывать на получение оперативной и квалифицированной медицинской помощи.

Словом, столичным властям срочно пришлось оправдываться, говоря о том, что их неправильно поняли. Руководитель департамента здравоохранения столицы Георгий Голухов на специально собранной пресс-конференции опроверг заявления относительно хозрасчётной основы создаваемых платных бригад. Дескать, обслуживаться будут исключительно владельцы полисов ДМС, причём, качество и скорость получения их услуг при этом ничем не будут отличаться от "бесплатных".

Столичным властям срочно пришлось оправдываться, говоря о том, что их неправильно поняли

Но в этом случае возникает вопрос: а если нет разницы, то ради чего затевать весь этот сыр-бор? Ведь существующие коммерческие службы скорой медицинской помощи, как уже было сказано выше, строят свою политику исключительно на отличиях от государственных "скорых" как раз в плане комфорта и качества оказания услуг. Единственное, кстати, преимущество государственной службы "03" перед платными конкурентами состоит как раз в скорости. В Москве 58 подстанций "скорой помощи", которые расположены так, чтобы дорога в любую точку города занимала не больше установленных нормативом 15 минут. Частники же, по словам Голухова, сидят там, где смогли снять помещение, и иной раз до своих больных им приходится ехать через весь город.

Но, опять же, по словам представителей мэрии, всего в Москве планируется создать 20 бригад платной "неотложки", так что очевидно, что в ряде случаев они будут проигрывать в скорости своим бесплатным коллегам. Если последние, конечно, по каким-то причинам не задержатся с выездом. Или вообще в этот момент на близлежащей к месту вызова подстанции окажутся дежурные машины.

А это, кстати, вопрос более чем актуальный.

На сегодняшний день, по словам Голухова, в столице работает 1019 бригад "скорой помощи". Между тем, в 2011 году, как утверждал первый заместитель руководителя департамента здравоохранения Москвы профессор Николай Плавунов, ежедневно на линию выходило 1055 машин. При этом численность населения Москвы возрастает. Если по состоянию на 1 января 2011 г. в столице проживало 11 млн. 551 тысяч 930 человек, то в 2012 году эта цифра увеличилась на 60 тысяч человек.

Между тем, по нормативам здравоохранения РФ, одна бригада "скорой помощи" должна обслуживать 10 тысяч человек. Таким образом, после нехитрых расчётов можно прийти к выводу о том, что на сегодняшний день город нуждается в 1161 машине "скорой помощи". И это только исходя из официальных данных. По факту же в Москве куда больше народу, включая работающих в столице жителей Подмосковья (которым тоже может стать плохо на работе), а также проживающих по временной регистрации или при отсутствии оной. А уж есть у них полис обязательного медицинского страхования или нет – на выезд бригады "скорой помощи" это никак не влияет.

По самым разным оценкам, неофициальная численность жителей Москвы колеблется от 15 до 23 млн. человек. Так что дефицит карет "скорой" достаточно очевиден. Однако вместо того, чтобы восполнять этот дефицит и повышать качество обслуживания, столичные власти делают ставку на культивирование платных услуг.

Создание платной "скорой" лишний раз подчёркивает возникшее социальное неравенство

Инициаторы этой идеи ссылаются на федеральный закон N 83, позволяющий бюджетным госучреждениям предоставлять платные услуги. Принятие этого закона уже вызывало бурную полемику, и ситуация с платными "скорыми" лишь подтвердила опасения многих о том, что вроде бы благая попытка дать возможность бюджетникам зарабатывать дополнительные деньги приведёт лишь к тому, что качество и количество бесплатных услуг будут снижаться, поскольку очевидно, что практически любой руководитель бюджетного учреждения отдаст приоритет развитию коммерческого направления, которое будет приносить реальные деньги.

Кстати, на фоне появления платных государственных "скорых" в Москве как-то ушло на задний план другое нововведение – передача транспортных услуг станций "скорой помощи" на аутсорсинг частным компаниям. По информации газеты "Известия", идея заключается в том, чтобы обслуживанием машин "скорой" занимались не больницы, а частные компании.

Экспериментально эту методику обкатали в трёх регионах и признали успешной. В правительстве подчеркивают, что передача "скорых" в частные руки осуществляется для того, чтобы тратить бюджетные средства более эффективно. Дескать, частники сделают всё быстрее и лучше. Однако следует учитывать, что любой частник работает по схеме "утром деньги, вечером стулья". В крайнем случае, готов и на обратный вариант. Но никак не утром стулья, а деньги через неделю. Что, собственно, и произошло в одном из регионов, где недополучившая финансирование фирма предоставила лишь 60 из 80 карет.

В той же плоскости лежит и обсуждаемый проект постановления правительства РФ "Об утверждении порядка и условий предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам". Он, в частности, дает пациентам право выбора врачей, средних и младших медицинских работников. То есть, допустим, если вдруг возникла необходимость пройти того или иного специалиста, а бесплатные талончики на приём к нему закончились, то можно сделать то же самое за деньги. И не надо быть провидцем, чтобы предвидеть ситуацию, при которой бесплатные талоны быстро исчезнут из обращения.

Таким образом, государство, сохраняя видимость бесплатных (то есть положенных по полису ОМС) медицинских услуг, всеми возможными способами показывает их неэффективность по сравнению с платными. Так может быть лучше открыто заявить о невозможности гарантировать гражданам качественную медицинскую помощь? Так, по крайней мере, будет честнее.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Игорь КУЛАГИН
novopol.ru

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире