Подмосковный Кипр

Подмосковный Кипр

В стране и миреВ стране
Как наши власти делают на родине то же, за что так гневно осуждают Кипр

Об отсутствии твердых гарантий собственности в России забывают в пылу дискуссий про недостатки Запада – например, Кипра. У нас не кипят страсти по поводу того, что теперь в «новой Москве» вас в любой момент могут выселить с занимаемой территории ради государственных нужд.

Принятие Думой закона об упрощении изъятия земель у всяких собственников в пользу государства красиво смотрелось на фоне филиппик российских начальников по поводу нарушения прав собственников на Кипре. Закон — про изъятия земель и недвижимости на новых московских территориях. Как его ни лакируй, но основа прежняя — упростить процедуру отъема частной и юридической собственности.

О похожей процедуре применительно к Кипру наши начальники говорят как об «экспроприации», но дома они называют это «особенностями регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к городу Москве территорий».

Есть в кипрской и подмосковной истории что-то общее — к примеру, в обоих случаях обещаны ограничения сроков действия того, что наши начальники, говоря о Кипре, называли даже грабежом. Есть и большие отличия — к примеру, от российских властей никакие злобные кредиторы не требовали написать и принять такой закон, это они сами, без подсказки и давления, быстро сообразили.

Содержание закона ожидаемо — еще раз продемонстрировать людям, что у нас есть один главный собственник, которого исстари принято ласково называть государством. И если этому государству надо построить где-то дорогу или здание, то оно не позволит мешать всякого рода «вторичным», так сказать, собственникам. И не станет в случае острой государственной нужды тратить бесценное время на написание и согласование с так называемым обществом какого-то плана переустройства вверенных бюрократии территорий. Хотя оставляет, как принято в цивилизованной стране, право обиженным идти в суд, скажем, оспаривая размер компенсации, и судиться сколь угодно долго, хоть всю жизнь, только чтобы это не приостанавливало решение об изъятии земель.

Дума, как ей и положено, исполняет волю начальников и усердно работает над принятием закона, маскируя вопиющие несуразности и не трогая главную идею. Все идет так, как и надо в стране с тщательно отлаженным механизмом вертикального управления.

И не кипят страсти по поводу того, что в любой момент некий уполномоченный может прийти и попросить вас освободить занимаемую территории и загроможденные постройки.

Причем нет никаких намеков на то, где и с кем это может случиться: нет общего плана. В понедельник кто-то что-то решит, во вторник к вам постучат.

Страсти кипят по Кипру, где евробюрократия, говорят, наплевала на российские интересы. В обличительном пылу Дмитрий Медведев предлагает даже создать взамен кипрского свои образцово-показательные офшоры. Это мгновенно одобряет глава РСПП Александр Шохин, и это сразу ввергает в уныние экс-министра финансов Алексея Кудрина, который не может без дрожи вспоминать подобные российские офшоры-прачечные образца девяностых.

Резоны главы РСПП и государственного финансиста понятны, интереснее другое: Медведев (и его, надо полагать, советники) на самом деле думают, что, прикрутив табличку где-нибудь на Курилах «Офшор РФ N…, лицензия такая-то», они соорудят замену Кипру?

Не соорудят. Вообще-то, Кипр уже давно не совсем офшор, деньги туда шли больше не за льготами.

Вот англичане, наверное, пытались там спасаться от своих очень высоких налогов, теперь правительство Соединенного Королевства не спешит их спасать, как спасало своих вкладчиков, пострадавших в Исландии, и не обзывает чиновников ЕС экспроприаторами.

Россияне шли на Кипр часто за другим. Например, там регистрировалось немало сделок по купле-продаже дорогой российской недвижимости. Резон был в том, что на острове действует английское право, по которому предпочтительнее, чем в отечественных судах, защищать интересы собственника в спорах.

Так что, прежде чем винтить таблички про офшоры, резоннее бы обеспечить легальную правовую защиту собственности от Москвы и до окраин. Иначе без четко действующей правовой системы любой самый красивый офшор быстро модернизируется в черную дыру, что мы уже проходили. А вот если в стране собственность эффективно защищается, то офшоры могут быть полезными — для наблюдений разом за всеми любителями льгот.

С попытки чего, кстати, начинал работу в высшей власти Медведев? С судебной реформы, помнится. Что теперь? Плавное принятие закона об изъятии земель на фоне гневных речей об ущербности европейских институтов. Очевидно, что не ринутся те же участники сделок с российской недвижимостью регистрировать их на Курилы, а опять предпочтут найти замену Кипру за пределами родины, прекрасно осознавая все риски и помня «урок греческого» в 2013-м.

Проблема не в Кипре и ЕС, а в отсутствии твердых гарантий собственности в России. Об этой беде можно забывать в пылу дискуссий про недостатки западной цивилизации — пока в дверь не постучат и не попросят освободить помещение для справления государственных нужд.

Кроме закона об изъятии земель и дач редкий месяц проходит, чтобы что-то подобное плавно не придумали и не начали внедрять в жизнь, в хозяйственную и юридическую практику. И вот ведь президент Путин не собирает всякий раз утреннее совещание, как собрал по Кипру, премьер не сыплет народными словечками.

В прошлом году, скажем, решили освоить пенсионные накопления, фактически отняв их у молодых граждан с пояснениями, что эти деньги никогда и не являлись ничьей частной собственностью. Этого показалось мало. Недавно придумали новую пенсионную формулу, которая фактически обкрадывает сегодняшних молодых представителей среднего класса, делая из них финансовых доноров поневоле в пользу тех, кто долго не учился и много работать не любит. Мало того, для всех рубли меняются в формуле на некие баллы — так платили «палочками» трудодней в советских колхозах героического сталинского периода.

Это, конечно, тоже не то, что называют наши начальники «конфискацией» в разговоре о Кипре. Это забота о населении (госчиновникам, кстати, пенсия начисляется по особому порядку, и собственность крупных чиновников хорошо охраняется).

Навскидку получается, что гарантиями прав собственности — финансов, движимого и недвижимого имущества — в стране обладают только государственные служащие и чем выше их пост, тем тверже гарантии. Но все больше поступает свидетельств того, что и эти начальники все-таки предпочитают иметь что-то подальше от отчего дома. Даже госструктуры работали через тот же Кипр…

Вот это уже похоже на окончательный вердикт построенной нашими начальниками системе.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Георгий Осипов
civitas.ru

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире