до юбилея
340 дней
 
Власть собирается научить россиян "жить по совести" и "во благо Отечества"

Власть собирается научить россиян "жить по совести" и "во благо Отечества"

В стране и миреПолитика
Нужно ли загонять «неписаные правила» в бюрократические рамки, подробно укладывая, «что такое хорошо и что такое плохо» в нормативы, циркуляры и законопроекты? Нужно ли предлагать обществу единственно верный и универсальный смысл жизни в форме некоей глобальной концепции?

Для кого-то это вопрос очевидный, для кого-то – философский, ну а для современной российской власти – практический. Нам не впервой переводить неписаные правила и моральные понятия на сухой язык юриспруденции и производства.

Потому не удивляешься и новому такому «продукту». Наконец-то президентский Совет по межнациональным отношениям после долгих недель раздумий и диспутов представил на суд пока что начальства свой черновой вариант концепции национальной идеи России. Тут необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о документе, где национальная идея, по всей видимости, будет изложена по пунктам. «В проекте мы прописали всё: цели и задачи нацидеи, как ее популяризовать в обществе, как она повлияет на жизнь рядового россиянина. Это результат долгого поиска национальной идеи, который ведется уже 23 года», – рассказал «Известиям» один из авторов концепции, войсковой атаман Всевеликого войска Донского и депутат Государственной Думы от «Единой России» Виктор Водолацкий.

Сказано вроде ясно и доходчиво, но неловкое чувство от происходящего все равно остается. Если верить тем же «Известиям», в распоряжении которых оказался текст документа, утвержденная национальная идея (уже хорошо звучит, правда?) сводится к двум тезисам – «Жить по совести» и «Жить во благо Отечества». Каждый из этих тезисов по отдельности великолепен, они также в связке прекрасно дополняют и усиливают друг друга. Но вот изложенные в рамках нормативного документа (а это, как следует из слов Водолацкого, именно нормативный документ для ведомств) – вызывают недоумение, переходящее в досаду и скорбь. Как же легко, оказывается, можно опошлить самые правильные слова! Воистину умами бюрократии по сей день незримо правит Черномырдин.

«Национальная идея должна исходить с самого низа – с простых селян. Вообще ее не обязательно фиксировать в виде документа, на то она и идея. Но если уж законодатели видят в этом необходимость, то пусть это будет некий анализ совокупности смысла жизни русского селянина и положения России в мировом сообществе. Только тогда может получиться что-то более-менее приближенное к истине, то есть близкое самим россиянам», – приводит издание отзыв руководителя рабочей группы по разработке концепции единых учебников истории, академика РАН Александра Чубарьяна. Но, опять же, какую практическую ценность для общества будет нести многостраничный (а может быть, и многотомный) анализ?

Между тем ломиться в открытые ворота уважаемым членам президентского Совета вряд ли бы стоило. Есть у нас прекрасный источник национальной идеи – прежде всего великая русская классическая литература. Как-то нашим родителям и родителям наших родителей этого хватило. Причем Достоевского, Толстого, Чехова, Гоголя, Пушкина знали даже лучше, чем «Моральный кодекс строителя коммунизма». И ничего, как-то справились.

Ну и самое главное. «Жить по совести» и «Жить во благо Отечества» – прекрасные тезисы, следовать им, как говорится, сам Бог велел. Но хотя бы один из чиновников – хоть местного уровня, хоть федерального, – их придерживается? И кто заставит их жить по этой формуле после того, как она обретет силу закона?.. Нет ответа на эти вопросы. А без них это все – пустая бумажка, коих написано уже миллион.

В беседе с обозревателем KM.RU политолог, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов скептически отнесся к самому факту появления этого документа:

– Мне непонятно, какое в принципе отношение президентский Совет по межнациональным отношениям имеет к национальной идее, если не считать того, что им продвигается нафантазированная и вредная идея «российской нации». То они говорят о нациях как об этносах, то о какой-то непонятной «российской нации» как некоем единстве, а теперь еще и о национальной идее...

Вообще определение «национальное» у нас безжалостно эксплуатируется для обозначения всего на свете, без выделения смыслов. Оно позволяет с умным видом обсуждать все что угодно. Чувствую, завтра на этом же Совете будет обсуждаться «концепция национального телевидения» или что-то еще в том же роде. Относиться к этому серьезно просто невозможно.

Но если говорить по существу выбранных в качестве «национальной идеи» тезисов, они, разумеется, правильные сами по себе. Служить на благо России – это то, что от нас, вообще-то, требует уже сам факт российского гражданства. Если убрать все фантазии на национально-этническую тему, то гражданство – это не просто формальная принадлежность к той или иной стране, а внесение своего личного вклада в укрепление и развитие государства, в котором ты живешь. И не надо ничего выдумывать дополнительно. Жить во благо своего Отечества – это моральная обязанность гражданина.

Идея «жить по совести» также абсолютно правильная, глубокая, содержательная. Но только, опять же, я не понимаю, почему эту прописную истину должен устанавливать президентский Совет по межнациональным отношениям. О важности жить по совести задолго до него говорил Петр Яковлевич Чаадаев в своей известной «Апологии сумасшедшего». В частности, он утверждал, что Россия призвана быть настоящим «совестным судом по тяжбам человеческого духа». Проблематика совести и справедливости ключевая для нашей страны, но, опять же, это вовсе не национальная идея, а признак русско-российской евразийской цивилизации, основу которой составляют русские.

– Можно ли вообще говорить о некоей «национальной идее» в условиях, когда у нас даже в Конституции существует прямой запрет на главенство какой-либо одной идеологии?

– На самом деле это положение, зафиксированное в нынешней российской Конституции, достаточно странное, и это – отдельная тема для разговора. В принципе, национальную идею можно считать этакой хитрой формой государственной идеологии, когда последней де-юре как не было, так и нет, но она все же подразумевается. А можно воспринимать ее так, как это и делается у нас с 1996 года, когда Борис Николаевич позвал на свою дачу политологов «искать национальную идею». С того момента разговоры о ней стали этаким способом поговорить обо всем, не решая при этом ничего.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Виктор Мартынюк
km.ru

Комментарии /12

10:4311-09-2013
 
4
Сергеич
.аи.ётся учить.... пусть сначало сами в это поверят.

11:0211-09-2013
 
5
есть вопрос...
а сама власть когда научится???

11:0311-09-2013
 
14
Кон
Кто-то с отсутствующей совестью будет учить меня жить по совести???!!!

11:1211-09-2013
 
10
Zerkog
"а учили меня летать, те кто к камням привязан цепями, а учили меня любить- с провалившимися носами..." Эдмунд Шклярский (Пикник)

11:2611-09-2013
 
1
Читатель
За что ни возьмутся, всё не по конституции получается... ну, действительно же вывод напрашивается: какая-то странная конституция!

11:4511-09-2013
2
9
горожанин
Нравственные идеалы должны быть у любого общества называющего себя цивилизованным. Люди с детства должны знать, что воровать, брать, давать взятки, лгать, убивать и т.п. -это плохо. Честно работать, создавать семью, воспитывать детей, защищать своё отечество и т.п. - это хорошо. Но все эти высоконравственные устремления должны не только воспитываться, но и поощряться в том числе и государством. Честно работающие, добропорядочные граждане, должны иметь определенные блага, а негодяи должны сидеть в тюрьме.

12:0211-09-2013
2
7
ликбезгорожанин
Нравственные идеалы должны быть у любого общества называющего себя цивилизованным. Люди с детства должны знать, что воровать, брать, давать взятки, лгать, убивать и т.п. -это плохо. Честно работать, создавать семью, воспитывать детей, защищать своё отечество и т.п. - это хорошо. Но все эти высоконравственные устремления должны не только воспитываться, но и поощряться в том числе и государством. Честно работающие, добропорядочные граждане, должны иметь определенные блага, а негодяи должны сидеть в тюрьме.

> ...у любого общества называющего себя цивилизованным...

А давайте проведём простенький лингвистический анализ.

Цивилизация происходит от civil, то есть - гражданин.
А вот ГРАЖДАНСКОЕ общество определяют как совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ и ГРУППОВЫ интересы. Гражданское общество есть противопоставление анархии, церкви и государству, как мехнизму подавления частных свобод.

А вот то общество, где государство вторгается в частную жизнь и стремится научить людей "родину любить" называется ТОТАЛИТАРНЫМ.

12:1911-09-2013
 
3
горожанинликбез
> ...у любого общества называющего себя цивилизованным...

А давайте проведём простенький лингвистический анализ.

Цивилизация происходит от civil, то есть - гражданин.
А вот ГРАЖДАНСКОЕ общество определяют как совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ и ГРУППОВЫ интересы. Гражданское общество есть противопоставление анархии, церкви и государству, как мехнизму подавления частных свобод.

А вот то общество, где государство вторгается в частную жизнь и стремится научить людей "родину любить" называется ТОТАЛИТАРНЫМ.

Как бы вы уважаемый не изощрялись, а в обществе и государстве должен быть порядок и ваша частная свобода не должна ограничивать мою свободу и свободу других людей поэтому её, т.е. вашу свободу и приходится ограничивать законным путём естественно.

12:2411-09-2013
1
1
Кон-горожанин
И я бы подписался под написанным Вами.Вот только у нас все не совсем так(или совсем не так).Не задумывались почему?

12:2611-09-2013
2
3
ликбезгорожанин
Как бы вы уважаемый не изощрялись, а в обществе и государстве должен быть порядок и ваша частная свобода не должна ограничивать мою свободу и свободу других людей поэтому её, т.е. вашу свободу и приходится ограничивать законным путём естественно.

Порядок необходим, кто ж спорит.

Но я просто сообщаю, что тот порядок, о котором идёт речь в статье - тоталитарный, а не цивилизованный.
В истории есть примеры таких порядков: гитлеровская Германия, сталинская Россия, Северная Корея и пр.

Неспроста ведь этому "порядку" мешает либеральная конституция...

15:5311-09-2013
 
 
Читательликбез
Порядок необходим, кто ж спорит.

Но я просто сообщаю, что тот порядок, о котором идёт речь в статье - тоталитарный, а не цивилизованный.
В истории есть примеры таких порядков: гитлеровская Германия, сталинская Россия, Северная Корея и пр.

Неспроста ведь этому "порядку" мешает либеральная конституция...

Ничего, скоро и Конституцию перепишут, так что ничего мешать не будет

09:3112-09-2013
 
 
Читатель
А по статистике уже этого года, кузбассовцы набрали кредитов на 161 миллиард рублей. Цифра впечатляющая - особенно, если учесть, что доходы всего бюджета области составят в 2013-м только чуть более 81 миллиарда в отечественной валюте.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире