Много лет назад, 30 ноября 1933 года по улицам нашего города пошел первый в Сибири трамвай, который значительно облегчил жизнь людей и стал за многие годы неотъемлемой частью нашего города. Долго думал, о чем же рассказать - о начале трамвая в городе, об эпохе расцвета в 80-е, когда трамвайный парк нашего города насчитывал под три сотни вагонов, да причем большей частью чехословацких типа "Татра", по улицам ходили "тройники" и была пригородная линия в Сосновый бор, или про варварские демонтажи линий 1-го и 4-го маршрутов, но, думаю все это вы и так знаете.
Наверное, все вы когда-нибудь видели на улицах города особые трамваи, выделяющиеся из общей массы яркой окраской. Они идут без остановок, теряясь в городской суете. Но вряд ли когда-нибудь останавливались чтобы рассмотреть их поближе. А зря. Многие из этих вагонов уникальны, во всем мире их считанные десятки или сотни штук. Попытаюсь познакомить вас с каждым из них и рассказать о вкладе каждого в то, что каждый день обычные трамваи в пять утра выходят на линию, чтобы увезти вас на работу, на учебу, в магазин и на почту...
Итак, начнем с самых необычных вагонов - снегоочистительных или на трамвайном жаргоне "снежков".
С-1 - вихревой снегоочиститель модели ВТК-24. Построен на Воронежском вагоноремонтном заводе на базе трамвайного вагона типа 71-605. Вагон оборудован мощным компрессором, создающим сильную струю воздуха, направленную на путь под кабиной. Струя воздуха сдувает снег, и благодаря конструкции днища он вылетает в правую сторону по направлению движения. Такой тип снегочистителей эффективен против сухого мелкого снега, поэтому обычно он работает в снегопад, пока снег свежий и не успел слежаться.
С-2 - щеточный-плужный снегоочиститель модели ВТК-01. Построен так же на Воронежском вагоноремонтном заводе с нуля. В отличие от "обычных" трамваев, он не четырёх-, а всего двухосный и имеет непосредственную систему управления, которая использовалась еще на довоенных трамваях. Тормоза у него в отличие от обычных вагонов пневматические. Еще одна особенность вагона - он двухкабинный и может ездить одинаково хорошо в обоих направлениях. Несмотря на небольшие размеры, эта малютка имеет весьма мощные движки - 2 по 200 кВт. Для очистки снега используется крутящаяся щетка с одной стороны и плуг с другой стороны. Щетку приводит в движение отдельный двигатель, мощностью около 200 кВт.
С-18 - щеточный-лемеховый снегоочиститель модели РГС-2, построенный Горьковским заводом "Красное Сормово". Как и ВТК-01, двухосный, с непосредственной системой управления и пнемвотормозами. Так же имеет две кабины. Отличительная особенность этой модели, как и других снегочистов той эпохи - водитель работает стоя. Лемех представляет собой барабан со штырями, разбивающими наледь на путях.
С-30, бывший С-24 - плужно-лемеховый снегоочиститель модели РГС-2. С-30 - лемеховый снегоочиститель модели ГС-4, также выпускавшийся в г. Горький. В принципе, почти аналогичен РГС-2, включая отсутствие кресла для водителя. Вторая, не менее важная категория спецвагонов - рельсотранспортеры.
С-31 - модель ТК28. Рама и кабина - от вагонов серии 71-605, а вот кузова у вагона просто нет. Вместо него - две балки и кран-тельфер. Вагон предназначен для перевозки рельсов и шпал из депо к месту работ на линии. Кран и грузовик в одном лице. Для погрузки рельсы поворачивается кран-балка, опускается захват и рельса поднимается параллельно вагону, после чего подводится к площадке вагона и опускается, разгрузка идет в обратном порядке. Вагон имеет непосредственную систему управления и пнемватические тормоза. Тележки у вагона очень необычной конструкции и не имеют рельсовых тормозов. Интересно, что вся крановая аппаратура питается от трёхфазного напряжения 380В переменного тока, поэтому для его получения на вагоне стоит специальный генератор, ведь стандартное трамвайное напряжение - 550В постоянного тока.
С-16 - модель ТК28А. Вагон почти полностью аналогичен предыдущему, но имеет уже обычную реостатно-контакторную систему управления, типичную для вагонов 71-605. И такие же обычные тележки. Многофункциональные путейские вагоны.
С-8 - в принципе, обычный вагон серии 71-605, бывший пассажирский №167 на Запсибе. Отличия от обычного - внутри. Салон поделен на три "отсека", внутри установлено сварочное оборудование и компрессор. Используется он для доставки путейцев к месту работ, сварки стыков, обдувке стрелок сжатым воздухом и перевозке инструмента.
С-14 - в принципе аналогичен предыдущему, за исключением того что "кормовая" часть обрезана после второй двери. Площадка используется для перевозки небольших грузов в виде рельс, шпал, щебня и т.д. С-11 - служебный вагон на базе Татры Т-3. Так же как и у С-14 обрезана "корма", но немного меньше. Этот вагон - последнее напоминание о эпохе чехословацких вагонов в Новокузнецке. Последняя Татра не только в нашем городе, но и во всем Кузбассе.
Еще один тип служебных вагонов - сетеизмеритель С-32 - модель Сетеизмеритель НТТРЗ, то есть Новосибирского трамвайно-троллейбусного ремонтного завода. Создавался на базе модели 71-605. Имеет крышевой люк для осмотра контактной сети и платформу для ремонтных или монтажных работ.
И наконец, последний существующий у нас тип вагонов - буксир С-236. Назначение его понятно из названия, хотя он так же используется и для перевозки небольших грузов.
Увидеть все эти вагоны можно не часто. Наиболее активно работают С-8 и С-14, на левобережной и правобережной части сети соответственно. Первый часто можно увидеть стоящим на Транспортной, второй - на Байдаевской. Они каждый день дают несколько кругов по центру и Байдаевке-Кузнецку, осматривая пути, развозя путейцев и уборщиков, обдувая стрелки на развилках пути. Последняя Татра С-11 уже два года стоит без работы в депо и ожидает списания.
Из снегоочистителей зимой чаще всего работает вагон С-1. Остальные увидеть куда сложнее, С-2 и С-18 обычно выезжают в город только по ночам. Хотя встретить такой аппарат ночью - весьма интересное зрелище. Маленький вагончик ползет по рельсам, образуя впереди себя большое снежное облако, которое он же подсвечивает прожектором и фарами. В дополнение к этой картине постоянно искрит пантограф, озаряя воздух и снег вспышками бело-голубого света, так как двигаясь даже так медленно он "кушает" энергии в два раза больше, чем обычный вагон на полной скорости в 75 км/ч.
Рельсотранспортеры чаще всего можно увидеть при каких-либо ремонтах. Так, например, летом на ремонте путей у вокзала и на Мурманской работал вагон С-31, он же приезжал на замену стрелки на Транспортной. Второй, более новый С-16 выезжал на замену стрелки на комсомольской в конце августа. Интересная особенность этих вагонов - они каждый день в случае ремонта проезжают большие участки задним ходом. Так, например, при ремонте на Мурманской вагон шел задом наперед через всю Новобайдаевку до Автоколонны. Сетеизмеритель можно увидеть за осмотром линии днем или за ремонтами ночью. Вагон не имеет автономного хода, поэтому вести работы с отключениями на нем весьма проблематично - чтобы проехать даже пару метров надо давать заявку на подачу напряжения, потом на отключение и только потом приступать к работам.
Если все предыдущие вагоны относятся к "службе пути", то буксир относится к трамвайному депо №1. Буксиром он называется потому, что основная его работа - доставка сломанных вагонов в депо. Как известно, если вагон не может сам ехать, его буксирует идущий сзади, "толкает" до ближайшего кольца. Толкать вагон таким образом до депо было бы глупо, так как при этом следующий вагон нарушил бы свое расписание и сбилось бы расписание на всей линии - буксировка вещь довольно медленная. Поэтому на близлежащей конечной неисправный вагон бросают, толкавший его отправляется снова на маршрут, а из депо за поломанным приезжат буксир. Как правило, мест назначения у него не много - кольцо на Малоэтажке, кольцо на Транспортной и кольцо у КМК. Кроме того, буксир используется как "грузовик" депо, перевозит грузы по депо.
Управлять многими из этих вагонов очень сложно, сложнее чем обычными трамваями во много раз. Наличие множества специального оборудования тоже требует навыков управления, поэтому на спецвагоны допускаются только водители с 1 классом, имеющие большой опыт работы. "Пнемватикой" управлять очень сложно, нужно чувствовать вагон очень хорошо, знать все тонкости устройства. Если на обычных вагонах у тебя в распоряжении три вида тормозов, то на таких - только пнемватика и динамика, но динамика сродни "торможению двигателем" на автомобиле - срабатывает не сразу, не сильно и только снижает скорость, но не дотормаживает.
Многие думают, что "трамваем рулить - делать нечего" и что в кабине "две кнопочки: "поехали" и "стой". Это далеко не так. Попробуйте разогнать вагон достаточно резво, но не сжечь реостаты и не пустить в боксование, и затормозить его быстро, но не сделав юза. Тормоза, в отличие от автомобильных не действуют по принципу "нажал - есть торможение, отпустил - нет", а сродни локомотивным имеют три положения - торможение, перекрышка и отпуск. Надо знать и чувствовать, сколько воздуха нужно подать в цилиндры, чтобы вагон сбавил скорость, скажем, на 10 км/ч, на сколько градусов повернуть кран и сколько секунд держать.
В службе пути водители работают обычно по железнодорожному графику, день-ночь-48, так как эти вагоны работают круглосуточно в отличие от обычных. Летом часть водителей работает по рабочим дням с 8 до 17 часов. Несмотря на все сложности работы, труд спецвагонщиков ценится плохо - средняя зарплата около 12 тысяч рублей зимой и 8 тысяч летом. Учитывая что на линейных вагонах, работающих на маршрутах, зарплата составляет около 20 тысяч рублей даже с самым низшим, 3 классом.
Теперь, когда вы увидите такой необычный трамвай, задумайтесь над тем, для чего он нужен и что он делает. Посмотрите на их вагоновожатых - настоящих героев городской жизни, от труда которых зависит, доедут ли 90 тысяч пассажиров до пункта назначения. Уступать дорогу таким вагонам нужно в гораздо большей степени, чем обычным. Просто потому, что водитель даже при всем желании резко затормозить не всегда может это сделать, тормозной путь у них гораздо больше, чем у обычных вагонов. А под струю снега от "снежков" попадать весьма опасно на автомобиле, так как с путей могут сдуваться или сметаться крупные куски снега и льда, которые могут разбить стекло на машине Постарайтесь заснять его на фото или видео, или просмотрите записи своих автомобильных регистраторов. Почти всем этим вагонам больше 30 лет, а некоторым "снегочистам" почти 50 лет, но тем не менее они еще в строю. Сегодня мы ищем фотографии начала работы трамвая, так вот - их больше, чем фотографий современных служебных вагонов.
Комментарии /51
И совсем необычные модели, каких в Новокузнецке нет , так и совсем старые , ностальгические вагоны, ходившие у нас лет 30 назад.
Кто бы статейку обзорную написал ?
Такой трамвай нужен летом и нам пассажирам.
Такой трамвай нужен летом и нам пассажирам.
И совсем необычные модели, каких в Новокузнецке нет , так и совсем старые , ностальгические вагоны, ходившие у нас лет 30 назад.
Кто бы статейку обзорную написал ?
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: