Год лошади
Электрички отменяются: местные власти не могут расплатиться за пригородные перевозки с дочерними компаниями РЖД; за январь 2014 года закрыты 150 маршрутов

За первый месяц  2014 года в России было отменено движение поездов примерно на 150 пригородных маршрутах. Об этом 2 февраля сообщил в эфире ОТР вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков; ответственность за паралич пригородного сообщения он возложил на региональные власти.

«Сокращение электричек началось не сегодня и не вчера, а еще три года назад, когда пригородные компании согласовали новую форму расчета за пассажирские перевозки. Принцип функционирования пригородных перевозок в настоящее время следующий: регионы на те деньги, которые у них есть, заказывают у пригородных компаний маршруты и частоту движения пригородных электропоездов. То есть, по законодательству РФ за организацию пригородного движения в регионе отвечают региональные власти», – сказал Мещеряков.

Между тем, отмена электричек уже вызывает массовое недовольство в российских регионах.

В деревнях Новгородской области начался сбор подписей под обращением к президенту с требованием вернуть отмененные электрички, в Псковской люди вынуждены останавливать проходящие поезда, чтобы добраться до города, в Челябинской, Липецкой и Владимирской жители выходят или готовятся выйти на акции протеста.

2 февраля на станции Волосатая во Владимирской области местные жители устроили народный сход: из десяти поездов там отменили пять.

Теперь им приходится добираться до города на коммерческом автобусе, тратя на дорогу по 6 тысяч рублей в месяц; для многих это – непосильные расходы.

С 14 января в Новгородской области отменили больше двадцати электричек. Еще в ноябре 2013 года генеральный директор ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» Антон Оленцевич во время брифинга для региональных СМИ назвал Новгородскую область наиболее проблемным регионом в СЗФО. За 5 лет убытки компании от перевозок здесь составили 1,5 млрд рублей, а компенсация от местных властей — около 40 млн. Он объяснил что такие убытки связаны с незначительным пассажиропотоком в пригородных поездах области.

На заседании правительства Новгородской области, которое состоялось 23 января, о причинах отмены многих пригородных поездов в регионе говорилось подробнее.

«Три года назад Новгородская область платила "Северо-Западной пригородной пассажирской компании" 8 млн рублей выпадающих доходов. В прошлом году мы заплатили 86 млн рублей, в 11 раз больше. В этом году нам пришел счет на 581 млн рублей. Пользуется пригородными поездами 2,5 тысячи жителей Новгородской области. В вагонах вместимостью 64 и 90 человек максимум ездит по 8 человек. Нужно понимать, что мы не в состоянии платить такие средства. В последующие годы цифра будет еще больше, — цитирует губернатора Новгородской области Сергея Митина портал Novgorod.Ru.

Об убыточности пригородных перевозок говорят по всему Поволжью; здесь планируется сократить количество электричек на 16%.

Местные власти пытаются наладить связь сел с «большой землей» доступными средствами: например, в деревне Чадково Любытинского района администрация подарила многодетной семье лошадь.

Семья Виктора Теплякова очень рада подарку,  до райцентра Любытино – почти 25 километров; там расположен ближайший продуктовый магазин и школа, в которой учатся дети Теплякова.  

В деревню Татино Новгородского района теперь ходит гусеничный транспортер-тягач: автодорог здесь нет. Жители делают водителю вездехода заказы, а он привозит им продукты

и другие товары первой необходимости по списку.

Жители Липецкой области начали собирать подписи под обращением к губернатору региона Олегу Королеву, требуя вернуть в районы пригородные поезда. Петиция под названием «Прекратить сокращение пригородных поездов на участке Усмань - Воронеж, вернуть ранее отмененные поезда» недавно появилась на сайте onlinepetition.ru.

«Я живу в городе Усмани Липецкой области. Городок у нас небольшой, и большая часть населения работает в Воронеже, а теперь у нас отменили электрички, мы теперь не можем добраться до работы и уехать назад. Как нам быть? Мы остаемся без работы. Как прокормить свои семьи? Также много студентов учатся в Воронеже, о них никто не подумал, как быть им? Как добираться до школы детям, которые учатся в близлежащих селах?», –  задается вопросом жительница Усмани Наталья Мустаева.

Акции протеста в Кургане и Челябинске заставили правительство Курганской области, руководство ЮУЖД – регионального филиала ОАО «РЖД» – и ОАО «Свердловская пригородная компания» с 7 февраля возобновить перевозки на направлении Курган-Челябинск.

Жителям деревни Должицы Псковской области пришлось остановить поезд, перегородив железнодорожные пути, чтобы отправить в районную больницу женщину, которая почувствовала себя плохо. Добраться на автомобиле до Должиц невозможно, а электрички – отменены. Однако эта акция прямого действия в масштабах области результатов не принесла. Жители других  деревень Дновского района – Леменка, Старое село, Любонег, Замошки, Селище, Полонка, Филиппково – готовы выставить живую баррикаду на железнодорожных путях, если не будут пущены электрички, связывающие их населенные пункты с райцентром.

Администратор сообщества «Пригородный поезд» в социальной сети «ВКонтакте», специалист по железнодорожным перевозкам Антон Паскевич считает, что отмена электричек – следствие  «астрономических счетов», которые выставляют пригородные пассажирские компании (ППК) региональным администрациям. Компания ОАО «РЖД», 100% акций которой принадлежит государству, владеет всей инфраструктурой железных дорог. Однако сама компания организацией перевозок напрямую не занимается; это сфера ответственности дочерних предприятий монополиста – грузовых и пригородных пассажирских компаний. Те арендуют у РЖД инфраструктуру, подвижной состав и организуют перевозки. Местные власти в этой схеме выступают заказчиками ППК, оплачивая из средств регионального бюджета движение пригородных электропоездов по тем или иным маршрутам с той или иной частотой. По данным Паскевича, недобросовестных перевозчиков среди ППК – большинство.

«Пока не проведут тотальную детальную проверку возможных утаённых доходов всех ППК и нецелевого расходования средств, ситуация вряд ли изменится. Пока же дело ограничивается только судами. С некоторых ППК уже взыскивали десятки, а то и сотни миллионов рублей, которые шли не по назначению. Но от этого ввода в график отменённых поездов мы пока не дождались. Возможен и иной выход – разрешить проезд гражданам в рабочих поездах, о чём заикались ещё в прошлом году, когда поняли, что перевод состава в рабочий убытки фактически не снижает, но пока дело не продвинулось», – рассказал «Русской планете» Паскевич.

Существует также вариант, когда пригородные поезда оплачивает предприятие, а не региональный бюджет – но такая схема возможна только там, где есть крупные производства, на которых занято население прилегающих городов и сел. Именно такая ситуация сейчас сложилась на Братском узле, привел пример Паскевич: семь пар поездов, курсирующих между промышленным центром и его сателлитом – Новобратском – оплачивает алюминиевый гигант «РУСАЛ», а не администрация Иркутской области.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Михаил Брячак считает, что отмена электричек приведет к депопуляции российских регионов.

«Если прекращается сообщение по какому-либо маршруту, можно с высокой долей вероятности утверждать, что населенные пункты по направлению этого маршрута в самое ближайшее время прекратят свое существование.

Это один из основных факторов вымирания населения на территории РФ», – говорил Брячак 30 января во время круглого стола, посвященного проблемам пригородного транспорта.

Свой тезис депутат проиллюстрировал примером той же Псковской области, где в год исчезают с карты сотни населенных пунктов.

«Кто-то говорит, что возить семь человек – это преступление (с экономической точки зрения – РП). Я с этим не соглашусь, потому что преступление – не возить эти семь человек. Если их мало, и мы перестали их возить, то их никогда не станет больше, и получается, что населенные пункты и целые районы вымирают», – полагает Брячак.

Специалист по эксплуатации железных дорог Александр Максимов в разговоре с РП предположил , что необходимый минимум пригородных перевозок может быть обеспечен только мерами государственного регулирования.

«Но региональные власти к этому не стремятся, потому что нынешняя система этому не способствует, а ведет к потере крупных денежных средств из бюджетов регионов. В этом можно понять региональные власти: если все деньги будут потрачены на железнодорожный транспорт  на что тогда содержать школы, больницы? С другой стороны, можно понять и пригородные компании: они не станут никого возить себе в убыток. За каждый участок и поезд они платят аренду РЖД, если убыточные перевозки не будут компенсированы – то компания обанкротится. При такой схеме работы экономически будут оправданы только те электрички, где есть перегрузки, например, на Московском узле», – объяснил Максимов.


Видео /1




Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

Комментарии /7

11:5307-02-2014
 
Читатель
штабильность! лимпияда!

12:3007-02-2014
 
Читатель
Успевайте дачи продать!

16:1807-02-2014
1
Читатель
Скррее бы росию захватили америкосы или китайцы

16:1807-02-2014
1
Читатель
в случае войны за эту власть воевать не пойду

16:2207-02-2014
1
Читатель
зачем нам электрички? трамваи? лучше тополь-м для ПОНТА! и куча денег на оборонку и дворцы парт-номенклатуре

16:5607-02-2014
 
Чел
Якунину же надо сыновьям в Лондоне и Женеве помогать, а нам вешать лапшу про скрепы и духовность.
ОтветитьЦитироватьСсылка на это сообщениеВверх

12:1509-02-2014
 
Дед
А ржд на лимпияде не заработало чёли? Пади ишо и должны осталися. Плоха что матюгаться нельзя, а так не выскажешьси.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире