На российских моряков повесят ГЛОНАСС-маячки

На российских моряков повесят ГЛОНАСС-маячки

В стране и миреВ стране
Проект «Соломинка» реализуют для быстрого поиска тех, кто упал за борт

По информации «Известий», в России к 2016 году разработают специальный маячок, который поможет искать оказавшихся за бортом моряков. Власти планируют сделать закупки маячков обязательными. Однако инновационные разработки будут оправданны, только если устройство получится не тяжелее сотни грамм.

В отрасли ждут маячок до 100 г и до $300

Не далее как в конце декабря французские спасатели искали российского моряка, который упал в море — о людях за бортом сообщается регулярно. Крупные трагедии тоже нередки: в декабре 2011 года во время буксировки буровой платформы «Кольская» утонули 53 человека. Точной статистики подобных случаев, впрочем, не ведется, говорит главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков Евгений Хижняк.

В рамках Международной морской организации индивидуальное спасательное устройство было решено создать еще пару лет назад, но серийных компактных маячков пока не производится, говорит завлабораторией морских информационных спутниковых систем ЦНИИ морского флота (ныне в форме ЗАО) Альберт Шигабутдинов. По его словам, окончательные требования к таким маячкам еще уточняются в Международной морской организации, но западные производители судового радиооборудования активно ведут разработки.

В России создание индивидуального маячка оплатит государство — Минпромторг готов выложить за проект под кодовым названием «Соломинка» 60 млн рублей, следует из материалов ведомства. Маячок будет посылать сигналы о потерпевшем на частоте 162 МГц в радиусе не менее 1 км. 162 МГц входит в диапазон частот, на которых работает так называемая автоматическая идентификационная система (АИС, AIS). Это базовая международная система обмена информацией между судами, и именно в нее планируется интегрировать «Соломинку». В радиосигнале будут данные о местоположении моряка, получаемые с встроенного приемника GPS/ГЛОНАСС. Устройство должно работать не менее 24 часов при температуре от минус 20°С до плюс 55°С.

Российская разработка будет иметь смысл, если удастся разработать по-настоящему компактное устройство. Дело в том, что подобными передатчиками (общее их название — AIS SART) уже сейчас оснащаются спасательные шлюпки. Западные производители постепенно уменьшают размер маячков — сейчас они весят от 200 г, стоят $300–600, активируются автоматически или вручную (речь об easyAIS от Weatherdock AG, SeaMOB от SeaMOB Safety Solutions Inc., SafeLink R10 и FastFind от McMurdo Group), позиционируются как персональные устройства. В них, однако, нет российского ГЛОНАССа, только GPS. Кроме того, Минпромторг требует аппарат из отечественных компонентов (с возможностью исключений для отдельных частей). При этом в техзадании ведомства не уточнены требования к весу устройства. По мнению Шигабутдинова, при текущем развитии электроники вполне реально разработать маячок весом в несколько десятков граммов. Хижняк из профсоюза моряков назвал тот же вес комфортным для разных сценариев использования.

Морская персональная ЭРА-ГЛОНАСС

Что до использования, то в будущем эти трансмиттеры планируется включить в состав индивидуальных спасательных средств каждого моряка, сказано в материалах Минпромторга. Сейчас на утверждении Минтруда как раз находятся новые правила охраны труда на судах морского и речного флота (сейчас действуют правила 1987 года), говорит Хижняк. Но маячки туда пока, конечно, не попадут. По словам Хижняка, основная превентивная мера безопасности на сегодня — использование спасательных жилетов. Поиск попавших за борт затруднен: жилеты оснащены только маячками-мигалками. Сами жилеты обычно хранятся у спального места, их надевают в случае опасности или при работе за бортом.

Хижняк и Шигабутдинов считают, что возможны два варианта использования маячков — их можно прикреплять к спасательному жилету или вшивать в спецодежду, оба эксперта поддерживают внедрение в обязательные стандарты средств индивидуальной защиты. Собственно, до сих пор государство активно расчищало дорогу ГЛОНАСС — например, в общественном транспорте, а с 2015 года системой экстренного реагирования на ЧП ЭРА-ГЛОНАСС должны быть оснащены все новые модели автомобилей.

Руководитель отдела охраны труда российского офиса Oceanwide Александр Фролов заявил «Известиям», что в случае появления доступного маячка на рынке будет настаивать на его закупке. По его словам, Oceanwide, которая занимается кадровым обеспечением судоходных компаний, в России тратит на материальное обеспечение каждого сотрудника 15–20 тыс. рублей в год, включая одежду и различные принадлежности. Если маячок будет стоить несколько тысяч рублей, как геолокационные маячки для автомобилей, их, безусловно, будут покупать, говорит Фролов.

В Минпромторге и Минтрансе не смогли ответить на запрос «Известий». Альберт Шигабутдинов из ЦНИИМФ говорит, что производить маячки для российских моряков вполне могут те 5–6 российских компаний, которые выпускают полноценное корабельное АИС-оборудование ценой в несколько десятков тысяч долларов. Это, например, московская «Радиома» (принадлежит Елене Катыс, Александру Федотову, Алексею Холову) или петербургский «Транзас» (основные владельцы — Николай Лебедев, Сергей Генералов). Кроме того, в проекте могут поучаствовать компании, разрабатывающие и поставляющие ГЛОНАСС-оборудование — такие как НИС ГЛОНАСС (входит в холдинг АФ «Система» Владимира Евтушенкова) или «ГеоСтар навигация» (контролируется НИС ГЛОНАСС).

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /3

16:4219-02-2014
 
 
Читатель
"реально разработать маячок весом в несколько десятков граммов. Хижняк из профсоюза моряков назвал тот же вес комфортным для разных сценариев использования"-Простите за грубость и без обид для моряков -в анус его вставлять что-ли? Дожили! Не только на жди автотранспорт ставят, так еще и живым людям! Он все-равно работать не будеть!!!

17:0519-02-2014
 
 
эта идея - безумна и технически не грамотна
Есть международные морские правила ГМССБ. В них четко расписано, какие средства аварийной связи должны быть на море. (Частоты, протоколы передачи, и типы приемо-передающей аппаратуры). Эти правила введены международной конвенцией, которую подписали все страны мира у которые есть морской флот.

Так вот. Согласно этим правилам,на спасательных жилетах и плотах должны быть простые пассивные уголковые радиоотражатели. которые прекрасно видят судовые радары судов. А спутниковые системы определения местоположения должны быть, только в аварийных буях-радиостанциях на спасательных плотах.

Потому что. дальность действия мини-передатчика будет намного меньше, чем радиус действия радара судна. И его просто никто не услышит, если никого не будет рядом. А если суда будут рядом, то они аварийные отражатели и так увидят на радаре.

18:1419-02-2014
 
 
дык, а баблос попилить?эта идея - безумна и технически не грамотна
Есть международные морские правила ГМССБ. В них четко расписано, какие средства аварийной связи должны быть на море. (Частоты, протоколы передачи, и типы приемо-передающей аппаратуры). Эти правила введены международной конвенцией, которую подписали все страны мира у которые есть морской флот.

Так вот. Согласно этим правилам,на спасательных жилетах и плотах должны быть простые пассивные уголковые радиоотражатели. которые прекрасно видят судовые радары судов. А спутниковые системы определения местоположения должны быть, только в аварийных буях-радиостанциях на спасательных плотах.

Потому что. дальность действия мини-передатчика будет намного меньше, чем радиус действия радара судна. И его просто никто не услышит, если никого не будет рядом. А если суда будут рядом, то они аварийные отражатели и так увидят на радаре.

на этом уже наварились всякие проходимцы, им понравилось, еще хочется

так что обязательно впиндюрят морячкам маячки куда-нибудь

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире