"При честном ЕГЭ мы можем получить 20% двоек"

"При честном ЕГЭ мы можем получить 20% двоек"

В стране и миреПолитика
Сегодня выпускники школ сдают первый обязательный ЕГЭ по русскому языку. Экзамены по литературе и географии в понедельник прошли без массовых нарушений, но честность на ЕГЭ может привести к невиданно низким результатам, предупреждает в интервью «НИ» уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений БУНИМОВИЧ.

По его мнению, ЕГЭ нужно позволить пересдавать осенью, а также сдавать по частям, льготы для крымских выпускников – оправданны, а единые учебники по гуманитарным предметам приведут лишь к обогащению авторов этих учебников.

– Удастся ли в этом году провести ЕГЭ без скандалов?

– Без скандалов этот экзамен не пройдет. Так не бывает ни в одной стране. Однако в этом году новое руководство Рособрнадзора искренне вкладывается во все и старается сделать экзамен внятным и прозрачным. Пока не ясно, насколько это все может получиться. Ведь если экзамен проведут действительно честно и прозрачно, то результаты будут существенно хуже, чем те, к которым мы привыкли. Готова ли страна, например, к 20% двоек по математике? А это вполне реально!

– Принятые меры помогут избежать утечек и списываний?

– Я не специалист по секретности. Но люди в Рособрнадзоре неглупые и действительно стараются продумать и заткнуть все утечки. Я в свое время, как эксперт Открытого правительства РФ, обращался напрямую к Медведеву (Дмитрию Медведеву. – «НИ») и говорил, что проведение ЕГЭ в нормальном режиме – это вопрос не только образования, но и престижа страны. Национальный экзамен – это вызов, стоящий перед нашей страной. Он проводится и на Западе, и на Востоке, и у всех получается. И то, что у нас до сих пор не получилось ни разу, очень многое говорит о нашей стране.

– Могут ли видеокамеры и металлоискатели привнести излишнее волнение, что ухудшит результаты школьников?

– Школьники и так волнуются. Надо менять эту ситуацию с психологической точки зрения. Например, можно дать возможность пересдачи.

– Ее дадут с 2016 года, причем сразу две попытки.

– Я недавно обращался к руководителю Рособрнадзора Сергею Кравцову чуть более с узкой идеей. Если на ЕГЭ ученик пронес телефон, то ученика удаляют с экзамена. Это справедливое наказание. Однако после этого выпускник может сдать этот экзамен только через год. Год он будет болтаться, что бессмысленно для него и только криминализует ситуацию. Я предложил ввести пересдачу осенью, как это было раньше. Даже если выпускник в институт не попадет, по крайней мере он получит аттестат и сможет пойти на работу, а не будет в течение целого года готовиться к одному экзамену.

– Вы не раз говорили о многоуровневом ЕГЭ. Не удается пока реализовать эту идею?

– К сожалению, нет. Нам все время говорят, что понимают необходимость ЕГЭ разного уровня по одним и тем же предметам. Проблема в том, что сегодня все зависит от техники: что удобнее компьютеру, то удобнее экзамену. А экзамен должен зависеть не от компьютера, а от предмета. Экзамены по русскому языку и математике не должны быть похожи друг на друга, потому что это разные предметы с разными целями и разным инструментарием.

– Как вы относитесь к льготам, которые предоставили выпускникам Крыма?

– Это необходимая мера. Да, есть проблемы для остальных выпускников. Я знаю, что московские школьники, с которыми я общаюсь, волнуются по этому поводу. Конечно, когда речь идет о конкуренции, то благородные идеи в меньшей степени работают. Но на сегодняшний день крымские школьники не смогут выдержать в нормальном режиме всю жесткость российского ЕГЭ.

– Уже ведется работа над единым учебником истории. Готовится законопроект о единых учебниках по русскому языку и литературе. Как вы оцениваете эти идеи?

– Я считаю, что не очень компетентные в этом вопросе люди заигрались в единые учебники. Задача заключается в том, чтобы в стране был консенсус по поводу основных позиций истории. Понятно, что не будут все согласны во всем. Но нужно через обсуждение прийти к общим позициям по ключевым моментам истории, важным для страны. Тогда и появятся более-менее адекватные учебники. А правительство должно делать историю, а не писать ее. Писать учебник истории – дело профессионалов-историков.

– Что по поводу единых учебников по русскому языку и литературе?

– При развитом Интернете представить себе, что школьники получают знания только из учебников, – невероятная наивность. Делать же единый учебник по литературе – педагогическая некомпетентность. Только очень плохие учителя литературы пользуются на уроках лишь учебником. Существует большое количество источников чтения. Я, например, ни разу в жизни не открыл учебник по литературе, с удовольствием занимаясь этим предметом у прекрасного учителя. А проводить через школьников свои идеологические схемы, которые закостенели в головах некоторых людей – это дело неблагодарное и бессмысленное, потому что мозги наших школьников гораздо более открыты. Не надо представлять себе, что какая-то группа «очень правильных» людей что-то напишет и все будут эти учебники читать. Эти идеи умрут. Возможно, кто-то получит за это деньги. У нас вообще в последнее время за патриотизм платят очень много денег. Это очень опасно, потому что любовь должна быть бескорыстной.

– На прошлой неделе Госдума приняла «закон о школьной форме», обязавший регионы вводить требования к одежде учеников. Это хорошо?

– Я был категорическим противником школьной формы. Но у меня есть Детский совет при Уполномоченном по правам ребенка в Москве, и я с ними очень подробно два года назад обсуждал вопрос школьной формы. Многие ребята видят свои резоны в том, чтобы была какая-то единая символика: снимаются социальные вопросы, должны быть границы делового костюма, поскольку школа – это образовательное учреждение. И если школа хорошая, то у учеников всегда возникает желание иметь свои эмблемы, отличительные элементы в одежде. Возможно, какие-нибудь губернаторы начнут лоббировать местные швейные фабрики. Однако в законе сказано, что форму должны утверждать Советы школ, и мы посмотрим, насколько они действенны и являются частью гражданского общества.

– Инклюзивное образование – совместное обучение детей с ограниченными возможностями и здоровых – официально введено в России с сентября прошлого года. Насколько оно реально действует в стране?

– Я сам – один из авторов московского закона об инклюзивном образовании, который был принят гораздо раньше и долгое время оставался единственным в России. Мне говорили тогда: зачем вам вообще закон и так в Москве есть инклюзивные школы. Закон нужен потому, что он позволяет по-другому разговаривать с чиновниками. При отсутствии закона я должен ходить с протянутой рукой и просить, а от меня могут отмахнуться. Но принятие закона не значит, что все будет хорошо с завтрашнего утра. Я собирал своих коллег, уполномоченных по правам ребенка из регионов, показывал, как в Москве идет инклюзивное образование в детских садах и школах. Для многих из них это было потрясение, потому что ничего подобного в этих регионах нет. Однако сегодня родители могут это требовать.

– По закону каждая школа обязана принять ребенка с «особыми образовательными потребностями». Насколько это выполнимо?

– Сейчас школы, конечно, не готовы. И дело не только в учителях. Не готовы родители, не готовы дети. Вспомните сериал «Школа». В такую школу не дай бог отдать ребенка с инвалидностью. Но есть уже места, которые готовы, и надо готовить новые. Вы же, когда родились, не знали, что квадрат синуса плюс квадрат косинуса равно единице. Так вот, инклюзии тоже надо учить, потому что это – норма.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
ДИАНА ЕВДОКИМОВА
newizv.ru

всего: 848 / сегодня: 1

Комментарии /20

11:3329-05-2014
2
3
Читатель
извините ,как вообще это можно не сдать???? У нас получается поколение потребителей растёт? Мне 37 в школе учился на 4-3 ради прикола скачал вопросы прошлогодние ЕГЭ по всем предметам ответил на 99%:

11:4029-05-2014
 
 
Читатель
Бла, бла, бла. Готовят очередные жертвы ИГЕ.

11:5629-05-2014
 
4
КошкаЧитатель
извините ,как вообще это можно не сдать???? У нас получается поколение потребителей растёт? Мне 37 в школе учился на 4-3 ради прикола скачал вопросы прошлогодние ЕГЭ по всем предметам ответил на 99%:

Вот так и не сдают.
Как не учатся, так и не сдают.
Учиться многим детям неинтересно, у учителей методов воздействия нет, двойка за четверть или за год - это практически немыслимо, потому что по этому показателю (в том числе) оценивают "эффективность" школы, а директорам потом мозг выносят в отделах образования.

Добавьте сюда практически поголовное списывание: на уроках - из интернета, дома - из решебников. Ребенку трудно удержаться от такого искушения, а экзамены еще далеко... А когда близко - уже поздно.

И я не знаю, как сейчас, а года два назад итоги экзамена оглашали после проверки всех тестов. То есть, они смотрели общую картину и на основании этого решали, какой процент "отсеять", чтобы не было сильно страшно.

12:0929-05-2014
2
5
Читатель
Пусть хоть 50% двоек, важно знать реальную картину, только когда вы владеете правдивой информацией вы сможете принимать правильные решения. Как говорится пусть горькая , но правда.

12:3129-05-2014
 
5
Читатель
Да вообще, если посмотреть, мы живем во лжи. Начиная с очковтирательства в экономике и политике, заканчивая ЕГЭ.
Это всё звенья одной цепи. Пытаются раскрасить обертку, не задумываясь о содержимом.

12:4729-05-2014
 
1
ЧитательЧитатель
Пусть хоть 50% двоек, важно знать реальную картину, только когда вы владеете правдивой информацией вы сможете принимать правильные решения. Как говорится пусть горькая , но правда.

Уважаемый, очнитесь!, какая реальная картина при сдаче ИГЕ, вообще это бред пендосовский, созданный для упадка уровня образования.

12:5329-05-2014
 
2
Стесняюсь спроситьЧитатель
Уважаемый, очнитесь!, какая реальная картина при сдаче ИГЕ, вообще это бред пендосовский, созданный для упадка уровня образования.

А кем этот бред создан и под чьим чутким руководством?

12:5629-05-2014
 
 
КошкаЧитатель
Пусть хоть 50% двоек, важно знать реальную картину, только когда вы владеете правдивой информацией вы сможете принимать правильные решения. Как говорится пусть горькая , но правда.

Простите, кому важно?
Вам, вашим детям?
Людям наверху важные красивые циферки - денежные потоки увеличиваются от "эффективности управления", а

12:5629-05-2014
 
 
Кошка
а не от каких-то там реальных картин.

13:1329-05-2014
 
1
ЧитательЧитатель
извините ,как вообще это можно не сдать???? У нас получается поколение потребителей растёт? Мне 37 в школе учился на 4-3 ради прикола скачал вопросы прошлогодние ЕГЭ по всем предметам ответил на 99%:

Врешь

13:2129-05-2014
4
3
Мадам
Надоела эта истерия по поводу якобы никчемности ЕГЭ и современного образования!!! В свое (заметьте, советское время) отучилась в школе очень неплохо (лишь 4 четверки в аттестате), имею два высших образования, одно из которых с красным дипломом. Но, друзья, поверьте мне, мои знания и тогда и сейчас отстают от того объема знаний, который показывает мой сын-одиннадцатиклассник и по точным наукам, и даже по русскому. ПРичем он далеко не отличник и халявщик страшный.... К экзамену по русскому соблаговолил начать готовиться пару дней назад, а экзамен уже сегодня!!! И когда он мне все орфограммы начал обосновывать и приводить в примеры исключения, я была в шоке. Про математику вообще молчу. Моя советская пятерка равна двойке в сегодняшнее время... Так что не надо хаять современность. Все зависит от детских мозгов и мозгов родителей, которые отдадут его в сильную (а не просто в блатную) школу...

13:4129-05-2014
 
2
ЛибералЧитатель
извините ,как вообще это можно не сдать???? У нас получается поколение потребителей растёт? Мне 37 в школе учился на 4-3 ради прикола скачал вопросы прошлогодние ЕГЭ по всем предметам ответил на 99%:

Врешь ты все.

13:4429-05-2014
 
4
КошкаМадам
Надоела эта истерия по поводу якобы никчемности ЕГЭ и современного образования!!! В свое (заметьте, советское время) отучилась в школе очень неплохо (лишь 4 четверки в аттестате), имею два высших образования, одно из которых с красным дипломом. Но, друзья, поверьте мне, мои знания и тогда и сейчас отстают от того объема знаний, который показывает мой сын-одиннадцатиклассник и по точным наукам, и даже по русскому. ПРичем он далеко не отличник и халявщик страшный.... К экзамену по русскому соблаговолил начать готовиться пару дней назад, а экзамен уже сегодня!!! И когда он мне все орфограммы начал обосновывать и приводить в примеры исключения, я была в шоке. Про математику вообще молчу. Моя советская пятерка равна двойке в сегодняшнее время... Так что не надо хаять современность. Все зависит от детских мозгов и мозгов родителей, которые отдадут его в сильную (а не просто в блатную) школу...

Правила русского языка и орфограммы не изменились с советского времени.
Вы опровергаете свой собственный тезис.
И далее по тексту везде...

13:4729-05-2014
 
4
ЛибералМадам
Надоела эта истерия по поводу якобы никчемности ЕГЭ и современного образования!!! В свое (заметьте, советское время) отучилась в школе очень неплохо (лишь 4 четверки в аттестате), имею два высших образования, одно из которых с красным дипломом. Но, друзья, поверьте мне, мои знания и тогда и сейчас отстают от того объема знаний, который показывает мой сын-одиннадцатиклассник и по точным наукам, и даже по русскому. ПРичем он далеко не отличник и халявщик страшный.... К экзамену по русскому соблаговолил начать готовиться пару дней назад, а экзамен уже сегодня!!! И когда он мне все орфограммы начал обосновывать и приводить в примеры исключения, я была в шоке. Про математику вообще молчу. Моя советская пятерка равна двойке в сегодняшнее время... Так что не надо хаять современность. Все зависит от детских мозгов и мозгов родителей, которые отдадут его в сильную (а не просто в блатную) школу...

Вот не надо врать, в математике и физике, и химии знания не изменились.

13:5829-05-2014
3
 
Мадам
Так я и не утверждаю, что содержание предметов изменилось. Объем изучаемого такой же. Я говорю о том, что сейчас знания этих предметов у детей не меньше, а даже больше, чем у нас раньше. Раньше я за эти знания получала пятерки, а сейчас мой сын знает даже больше, но при этом в середнячках. И если бы сейчас мой ребенок показывал те мои знания, то был бы весьма слабенький ограниченный мальчик. Как ни прискорбно мне это осознавать ))))

14:1629-05-2014
1
5
ЛибералМадам
Так я и не утверждаю, что содержание предметов изменилось. Объем изучаемого такой же. Я говорю о том, что сейчас знания этих предметов у детей не меньше, а даже больше, чем у нас раньше. Раньше я за эти знания получала пятерки, а сейчас мой сын знает даже больше, но при этом в середнячках. И если бы сейчас мой ребенок показывал те мои знания, то был бы весьма слабенький ограниченный мальчик. Как ни прискорбно мне это осознавать ))))

Вот зачем такую чушь пороть, раньше образование было качественнее, на понимании сути. а сейчас на задротство на выполнение ЕГЕ.

14:2529-05-2014
 
2
ЧитательЛиберал
Вот зачем такую чушь пороть, раньше образование было качественнее, на понимании сути. а сейчас на задротство на выполнение ЕГЕ.

Зря Вы так у моей в лицее начали "натаскивать" к ЕГЭ в мае месяце

14:5129-05-2014
 
3
Читатель
не поверю рассказу мадам, ибо работаю учителем, а также по своему 11- класснику могу судить.
Есть, конечно, звездочки отдельные... а так, основной массе ума только хватает, чтоб в экран пялиться часами.

15:3729-05-2014
 
 
Читатель
Мадам у нас видимо шишка в РОНО или как там, бабло делит?

19:1601-06-2014
 
 
Читатель
А причем тут РОНО??? Разве Роно придумало егэ???)))

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире