Обращение к историкам — авторам школьных учебников

Обращение к историкам — авторам школьных учебников

В стране и миреИстория
По решению Российского исторического общества дан старт конкурсам издательств по написанию «идеологически правильных» школьных учебников на основе Единого историко-культурного стандарта, которые будут представлены на утверждение в специальный экспертный совет РИО к 15 апреля 2015 г., а одобренные им учебники уже с 1 сентября 2015 г. пойдут в школу.

Мы, подписавшие это письмо, имеем разные политические взгляды и являемся не только историками и преподавателями истории, но и представителями самых разных профессий, объединенными неприятием того, что наше общество вновь загоняют в единую идеологическую парадигму и в «историческое единомыслие».

Никого не должно вводить в заблуждение, что вместо «единого учебника истории» нас ждет «линейка» из нескольких «единомыслящих» учебников, создающих видимость плюрализма. Их появление будет означать для нашего общества еще один шаг (и очень крупный шаг!) по пути к насаждению консервативной, казенно-патриотической идеологии вопреки Конституции РФ и «введению единомыслия» сверху, к усилению и, главное, к консервации авторитарного правления и духа несвободы в России.

Этот дух несвободы и единомыслия найдет свое отражение не только в школьных учебниках истории, написанных по единому стандарту. В тех или иных формах единомыслие начнут скоро вводить и в вузах, и в академических институтах. Про СМИ, особенно телевидение, уже можно и не говорить: цензура, официоз, единомыслие и мифотворчество там уже давно угнездились. Коснется это и исторической науки. Можно прогнозировать возврат к самоцензуре, намеки (и не только) в академических институтах, что актуально, а что неактуально для исследований, как следует формулировать темы, а как не следует, опасения (дай бог, чтобы напрасные), что на многие темы заявки в российские и зарубежные фонды лучше и не подавать и т.д. Это будет колоссальным регрессом для исторической науки. Завоевания перестройки: открытие в 1989 г. ряда фондов госархивов, а затем и свобода писать и издавать исторические исследования без внешней цензуры – были очень ценными для историков и для всего общества в целом.

Нам давно говорят: «Богу — богово, кесарю — кесарево», наука (и ученые) пусть занимаются поиском истины, но школьные учебники истории и не должны быть научны, они должны воспитывать патриотизм и, в конечном счете, служить интересам государства. Иногда это говорят откровенно, иногда завуалированно, но в обоих случаях это подразумевает их право писать ложь. Да, говорят нам, ложь, но «ложь во благо».

Еще говорят о травмирующем эффекте исторической правды, утверждают уместность забывания обществом всего, что может травмировать. Однако выбросить из памяти такие страницы истории, как преступления власти против народа или неблаговидные действия государства на международной арене, значит способствовать повторению этого в будущем.

Власть забывает, что мы всего четверть века назад видели, как одна такая большая ложь рухнула, похоронив с собой СССР. Неужели еще неясно, чем все заканчивается, когда историю и учебники истории строят на лжи, белых пятнах, фигурах умолчания?

Не правы те, кто думает, что вреда эти «единомыслящие» учебники, как и вводимое историческое единомыслие, не принесут. Полностью купировать вред от этих учебников не удастся и очень хорошему учителю. Так же не удается ни историкам, ни общественным деятелям остановить вредное влияние мутного вала лжи и фальсификаций, который идет с экранов телевизоров.

ЕИКС, на основе которого собираются писать учебники, ориентирован на преимущественное освещение истории власти в ущерб истории общества, т.е. исходит из весьма спорной методологии. В нем много «белых пятен», фигур умолчания и неточностей. Так, например, Освободительного движения в России, которое занимает очень заметное место и сыграло очень важную роль в нашей истории – в ЕИКС – как совокупности, как явления — нет (как нет и самого термина), а есть лишь упоминания отдельных событий, организаций и лиц. Если для авторов ЕИКС и заказчиков учебника так важны патриотизм и гражданственность, то почему же авторы не хотят воспитывать их на многочисленных примерах российского освободительного движения?

На примерах борьбы за идеи свободы, за права личности и права народа против их узурпаторов, в каком бы обличии они не выступали?

Освободительное движение и его герои, начиная от декабристов , народников, народовольцев, эсеров, социал-демократов, анархистов, либералов — дают очень благодарный материал для решения задачи воспитания у молодежи гражданственности. Но, представляется, что есть заказ только на особый сорт исполнительной гражданственности и патриотизма, а не на ту гражданственность, которая допускает инакомыслие и борьбу с властью.

Можно еще указать на пример о дате вступлении СССР во II мировую войну 22 июня 1941 г., которая в науке обсуждается, а в ЕИКС навязывается безапелляционно, что предрешает положительную оценку советско-германских отношений и пакта Молотова-Риббентропа (с секретными приложениями), в то время как часть историков оценивает и говорит об участии СССР в войне в 1939-41 гг. на стороне Германии.

Весьма спорным являются и утверждение ЕИКС о том, что федеративная политика в послевоенном СССР была направлена на предоставление большей самостоятельности республикам. Подобных примеров можно привести много.

Мы обращаемся к историкам — авторам школьных учебников и к академическим историкам, которых руководство может обязать войти в авторские коллективы, с призывом бойкотировать данный конкурс, цель которого — создание фальсифицированной, но «идеологически правильной» версии российской истории. Историки, в отличие от медиков, дающих «клятву Гиппократа», не дают перед обществом клятвы следовать в своей профессии заповеди «Не навреди»! Но это не значит, что они не должны думать о своей ответственности перед обществом и нарушать профессиональную этику, не допускающую искажение фактов в угоду политической выгоде или заказу.

Мы уверены, что в нынешних условиях участвовать в написании «идейно выдержанных» учебников не следует, ни под каким видом.

Мы просим вас решиться на этот гражданский шаг, несмотря на карьерные потери и гнев начальства.

Алексеев Николай, член ФПС партии «Гражданская инициатива»;
Аншаков Олег Михайлович, д.ф.-м.н., профессор, РГГУ;
Архипова Александра Сергеевна, доцент РГГУ, научный сотрудник РАНХиГС;
Ахметова Мария Вячеславовна, канд. филол. наук, научный сотрудник РАНХиГС;
Беленкин Борис Исаевич, историк, директор библиотеки Общества «Мемориал» (Москва)
Богатов Алексей Михайлович, директор по информационным технологиям;
Бородин Сергей Леонидович, акустик;
Бекирова Гульнара Тасимовна, к.полит.наук, доцент кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета (Симферополь);
Васильев Юрий Юрьевич, кандидат философских наук, учитель истории школы № 261, Москва;
Вольфсон Самуил Борисович, к.и.н., н.с. ИВИ РАН;
Галкина Елена Сергеевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории МПГУ;
Голубовский Анатолий Борисович, историк, продюсер, кандидат искусствоведения, учредитель и член Совета «Вольного исторического общества»;
Гордеева Ирина Александровна, к-т ист. наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета;
Гусев Алексей Викторович, кандидат исторических наук, НПЦ «Праксис»;
Гусейнов Гасан Чингизович, докт. филологических наук, профессор НИУ-ВШЭ;
Дамье Вадим Валерьевич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, профессор НИУ ВШЭ;
Демидов Андрей, учитель истории, сопредседатель Межрегионального профсоюза «УЧИТЕЛЬ;
Ерусалимский Константин Юрьевич, доктор исторических наук, проф. РГГУ;
Жих Максим Иванович, аспирант кафедры музеологии исторического факультета СПбГУ;
Иткин Илья Борисович, с.н.с. Института востоковедения РАН, учитель литературы школы «Муми-Тролль», доцент филологического факультета НИУ ВШЭ;
Зубов Андрей Борисович, доктор исторических наук;
Касаткин Леонид Леонидович, доктор филологических наук, профессор,главный научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН;
Кацва Леонид Александрович, учитель истории Московской гимназии на Юго-Западе №1543, автор учебников и пособий, учредитель и член Совета «Вольного исторического общества»;
Красильников Сергей Александрович, профессор кафедры отечественной истории Новосибирского государственного университета;
Красухин Константин Геннадьевич, доктор филологических наук, зав. сектором Института языкознания РАН, профессор МАИ и университета «Дубна»;
Крокинская Ольга Константиновна, доктор социологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург;
Кронберг Ирина Борисовна, учитель русского языка, пенсионерка;
Кудюкин Павел Михайлович, доцент НИУ ВШЭ и РАНХиГС;
Куляшова Ирина Петровна, МАОУ СОШ 3 г. Красноуфимск Свердловской области, учитель истории и обществознания;
Лифанов Николай Александрович, к.и.н., старший научный сотрудник Научно-исследовательской археологической лаборатории Самарского государственного университета;
Лукоянов Игорь Владимирович, доктор исторических наук, вед. науч. сотр.Санкт-Петербургского института истории РАН;
Майофис Мария Львовна, к.ф.н., историк культуры, преподаватель РАНХиГС;
Макаров Алексей Алексеевич, учитель истории;
Марголис Александр Давидович, к.и.н., председатель Совета НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), председатель Президиума Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК;
Марков Александр Викторович, зам. декана по научной работе факультета истории искусства РГГУ, вед.н.с. МГУ имени М.В. Ломоносова, научный редактор интернет-издания «Гефтер.ру»;
Миронов Александр Германович, к.и.н., учитель истории и обществознания, средняя школа № 56, г. Москва;
Морозов Константин Николаевич, д.и.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин ФГУ РАНХиГС, зам. председателя Совета НИПЦ «Мемориал» и член Правления общества «Московский Мемориал»; учредитель и член Совета «Вольного исторического общества»;
Морозов Олег Владимирович, ИГИТИ, факультет истории НИУ ВШЭ;
Мосин Алексей Геннадьевич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России УрФУ, председатель Уральского отделения Археографической комиссии РАН;
Мякотин Евгений Владимирович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценической речи Театрального института СГУ им. Собинова;
Неклюдов Сергей Юрьевич, д. филол.н., проф., Российский гос. гуманитарный университет;
Нестеров Антон Викторович, к. филол. н., переводчик, доцент МГЛУ ;
Ожиганова Анна Александровна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН;
Пахсарьян Наталья Тиграновна, доктор филологических наук, профессор МГУ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Перлов Аркадий Марксович, к.и.н., доцент РГГУ;
Пермяков Юрий Евгеньевич, канд.юридических наук, доцент Самарского государственного университета;
Подрядчикова Светлана Владимировна, учитель истории, обществознания и истории Санкт-Петербурга, ГБОУ №43 «Лингвистическая школа» Приморского р-на СПб;
Рогинский Арсений Борисович, историк, председатель Правления «Международного Мемориала»;
Рублев Дмитрий Иванович, кандидат исторических наук, доцент Российского Государственного Аграрного Университета-МСХА имени К.А. Тимирязева;
Сафронов Петр Александрович, доцент, Руководитель магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ;
Селин Адриан Александрович, д.и.н., профессор факультета истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург;
Соколов Михаил Владимирович, к.и.н., ведущий программы «Цена революции» радио «Эхо Москвы» и обозреватель Радио Свободы;
Соколов Никита Павлович, к.и.н, шеф-редактор журнала «Отечественные записки»;
учредитель и председатель Совета «Вольного исторического общества»;
Соловьева Алевтина Андреевна, Российский государственный гуманитарный университет;
Смирнов Сергей Николаевич, д.э.н., директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ;
Сурмава Александр Владимирович, кандидат психологических наук, доцент АСОУ, сопредседатель московской межвузовской организации профсоюза Университетская Солидарность;
Филина Елена Ивановна, к.и.н., доцент кафедры истории МПГУ;
Христофорова Ольга Борисовна, д.филол.н., Российский гос. гуманитарный университет;
Цветкова Татьяна Юрьевна, преподаватель истории в Санкт-Петербургском экономико-технологическом колледже питания;
Черняго Любовь Сергеевна, доцент, к.г.н., руководитель Экспертного совета межрегиональной общественной организации «Экологический союз»;
Чечель Ирина Дмитриевна, кандидат исторических наук, руководитель образовательных программ Фонда эффективной политики, шеф-редактор интернет-журнала «Гефтер»;
Шушарин Дмитрий Владимирович, кандидат исторических наук.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

Комментарии /9

17:0929-05-2014
 
Читатель
"Но школьные учебники истории и не должны быть научны," Я всегда думал,что школа должна бороться с невежеством,а не насаждать его.

17:4429-05-2014
 
---
Кому она нужна Такая история?

18:4929-05-2014
1
Читатель
историю древней Руси тоже хотелось бы видеть иной...

19:5929-05-2014
1
Кон
Авторов письма поддерживаю.Хватит врать!

11:0730-05-2014
3
Василий
Не знаю, не знаю... Вот были при СССР единые учебники по разным дисциплинам и профессиям, были квалифицированные специалисты. А сейчас, из-за болтовни, заместо инженеров и техников, да и не только на предприятиях одни эффективные менеджеры с отрицательным КПД.
А сейчас развелось болтунов полно страдающих словесным поносом, уже третий десяток лет реформируемся...

11:2430-05-2014
1
ЧитательВасилий
Не знаю, не знаю... Вот были при СССР единые учебники по разным дисциплинам и профессиям, были квалифицированные специалисты. А сейчас, из-за болтовни, заместо инженеров и техников, да и не только на предприятиях одни эффективные менеджеры с отрицательным КПД.
А сейчас развелось болтунов полно страдающих словесным поносом, уже третий десяток лет реформируемся...

А вы перечитайте статью еще раз. И вспомните, что в СССР действительно было много историков ПАРТИИ, а не историков общества. И вообще, общественные (именно - общественные) науки были, мягко говоря, не на должном уровне. Отсюда и писатели/актеры/режиссеры/песенники того времени - все они воспевали одну единственно-правильную модель социума, которая на деле оказалась нежизнеспособной и под тяжестью собственной лжи и рухнула в конце концов.

В данной статье об этом и предупреждают: при засильи вранья печальный финал неизбежен.

11:5830-05-2014
5
Василий
От ревизионизма как правило толку 0. С 1921по 1941 год СССР построил сотни, тысячи предприятий, а при теперешнем плюрализме за меньший срок, развалили. Живем сидя на нефте-газовой трубе. А у нас здесь не эмираты.
И система рухнула не от своей, а от чужой лжи, просто ушло поколение борцов и созидателей, некому оказалось счменить железных старцев в Политбюро. Что бы мне не говорили про сегодняшний рай - я всегда могу сравнить с тем, что было.
Даже с учетом историков партии и прочих толкователей с парткомами и райкомами - сегодня нахлебников и умеющих только надувать щеки эффективных менеджеров в разы больше.

12:3630-05-2014
1
ЧитательВасилий
От ревизионизма как правило толку 0. С 1921по 1941 год СССР построил сотни, тысячи предприятий, а при теперешнем плюрализме за меньший срок, развалили. Живем сидя на нефте-газовой трубе. А у нас здесь не эмираты.
И система рухнула не от своей, а от чужой лжи, просто ушло поколение борцов и созидателей, некому оказалось счменить железных старцев в Политбюро. Что бы мне не говорили про сегодняшний рай - я всегда могу сравнить с тем, что было.
Даже с учетом историков партии и прочих толкователей с парткомами и райкомами - сегодня нахлебников и умеющих только надувать щеки эффективных менеджеров в разы больше.

Речь не о ревизионизме, а о способности общества осознанно принимать свой опыт, каким бы горьким он ни был. Наша история, даже с её печальными страницами, - не приговор. Избежать повторного наступания на те же грабли можно, но - при условии, что глаза и уши у нас будут открыты для всех точек зрения: по ВСЕМ вопросам, в том числе и по газовой трубе.

Про "сегодняшний рай" уж точно никто тут не говорит: ни в статье, ни в комментах. Нет у нас никакого "рая".

Зато при "правильных учебниках", вы и сами не заметите, как портреты "эффективных менеджеров" окажутся в самых почётных "красных уголках". Ну, или так: вы-то еще может быть и заметите, но наши дети - уже нет. Именно об этой ответственности историков перед обществом и говорят авторы Обращения.

13:0930-05-2014
2
ЧитательВасилий
От ревизионизма как правило толку 0. С 1921по 1941 год СССР построил сотни, тысячи предприятий, а при теперешнем плюрализме за меньший срок, развалили. Живем сидя на нефте-газовой трубе. А у нас здесь не эмираты.
И система рухнула не от своей, а от чужой лжи, просто ушло поколение борцов и созидателей, некому оказалось счменить железных старцев в Политбюро. Что бы мне не говорили про сегодняшний рай - я всегда могу сравнить с тем, что было.
Даже с учетом историков партии и прочих толкователей с парткомами и райкомами - сегодня нахлебников и умеющих только надувать щеки эффективных менеджеров в разы больше.

> С 1921по 1941 год СССР построил сотни, тысячи предприятий

Вот это аргумент! Получается, что энергии "борцов и созидателей" всего-то и хватило, что на 20 лет! И это с граждаснкой-то войной из-за которой образовалось большое количество детей-беспризорников, лишившихся родителей. И это при том, что огромное количество сограждан уже в мирный период было репрессировано и расстреляно. А может, не надо нам больше предприятий и заводов такой страшной ценой?

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире