Скоро наступит день города. Идет подготовка ко Дню Шахтера. Восстанавливается исторический облик города. И как тут не вспомнить о его трамвайной истории, ведь центр города неразделимо связан с рельсовым транспортом.
Как известно, наибольший пик развития трамвайная система Новокузнецка пережила в 80-е годы ХХ века. Три трамвайных депо, на подходе четвертое, более двух сотен вагонов на город, "тройники" по 5 маршруту и сцепки из двух вагонов на других маршрутах. Трамвай был основным видом транспорта в городе. Действовала линия в Сосновку, по сути дела - пригородный трамвай. К концу 80-х была построена линия в Новоильинку, в Байдаевку, на Белые дома. Основу парка составляли вагоны типа "Татра" Т-3. Стали поступать и вагоны Т3М (Т6В5) с современной ТИСУ.
Но произошел развал союза, и жизнь в стране резко ухудшилась. Было не до трамвая. Ликвидировали СЭВ, чехословацкие вагоны стали не по деньгам. Сложные и капризные в обслуживании Татры в условиях низкого финансирования и отсутствия запчастей стали непосильной ношей для трамвая и их ждала печальная участь. Кроме того, с 1991 года начали массово поступать КТМ-5 и КТМ-8, гораздо более дешевые и простые в обслуживании. Большая часть Татр порезана, часть (самые новые Т3М) обменяна в 1992 году в Барнауле на КТМ-8. И к слову, успешно бегает там до сих пор.
К 2000 году Татр почти не осталось. В строю было два спецвагона на их основе: С-8 и С-11. С-8 продержалась до 2006 года, С-11 - до 2011. С-11 до сих пор стоит на территории депо №1, хотя и снята с баланса "службы пути".
Трудно сказать, во вред или во благо пошел переход на отечественные КТМы производства Усть-Катава. Но важно одно: Татры - несомненно значимый этап жизни Новокузнецка. Было бы здорово восстановить в прежнем виде последний вагон данной серии в нашем городе. Самый восточный вагон "Татра" в России. Конечно, не для пассажирского движения, а в качестве музея или вагона кафе. Все же лучше, чем оставить догнивать его на веере первого депо... Средства для этого нужны немалые. Нужные запчасти есть только в Барнауле, да и стоят они недешево. К тому же, привыкшие к КТМам ремонтники наших депо не хотят браться за такую сложную работу. Но при правильном подходе такой вагон может быстро окупить себя - например, колеся по центру города в качестве кафе на колесах, фрахтуясь под всевозможные свадьбы и праздники. Прокатиться на старом трамвае по ночному городу желающих найдется много. В общем, нужны "инвесторы" в этот проект.
P.S.: Предвижу комментарии о "громыхалках" и "металлоломе" на колесах, но все-таки надеюсь на конструктивные высказывания по теме статьи.
Комментарии /121
Да, я все детство проездил в таких трамваях, но это потому что у моих родителей не было автомобиля и работали они по гудку.
Но ведь все меняется, и жизнь не стоит на месте.
Да, я все детство проездил в таких трамваях, но это потому что у моих родителей не было автомобиля и работали они по гудку.
Но ведь все меняется, и жизнь не стоит на месте.
Спасибо !!!
Спасибо !!!
Обожаю фото старого Новокузнецка, какой красивый город был!
Обожаю фото старого Новокузнецка, какой красивый город был!
Речь про ДЦ++ хаб?
Речь про ДЦ++ хаб?
Сейчас закину, ищите по названию "Старый Новокузнецк"
И да, что за трамвай двухосный в Прокопе перед депо стоит?
И да, что за трамвай двухосный в Прокопе перед депо стоит?
Иномарка, все девки будут твои. Кааак подъехал на остановку, дверь открыл и по салонной связи: "Эй, красотка, прокатимся?"
Кстати, кому интересно rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2961047
Кстати, кому интересно rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2961047
Иномарка, все девки будут твои. Кааак подъехал на остановку, дверь открыл и по салонной связи: "Эй, красотка, прокатимся?"
Можно еще тут посмотреть www.etoretro.ru/city778.htm
Обожаю фото старого Новокузнецка, какой красивый город был!
www.odnoklassniki.ru/profile/371321124474/album/560572662650
Кстати, кому интересно rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2961047
троллейбус купил кто-то и на дачу себе поставил. Думаю и трамвай реально
хотят - пусть платят. не хотят - пусть не платят. я им не указчик.
ещё вопросы ко мне есть?
хотят - пусть платят. не хотят - пусть не платят. я им не указчик.
ещё вопросы ко мне есть?
хотят - пусть платят. не хотят - пусть не платят. я им не указчик.
ещё вопросы ко мне есть?
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: