Кома автопрома

Кома автопрома

В стране и миреВ стране
Российский авторынок уверенно валится в пропасть.

В августе все руководители «АвтоВАЗа» пересядут на автомобили собственного производства. Это очередная мера, направленная на поддержание престижа крупнейшего российского автопроизводителя. Экономические трудности не пощадили никого: страдают как мастодонты вроде «АвтоВАЗа», так и более мелкие компании. Россияне перестали покупать автомобили. Машина из средства передвижения вновь превращается в России в роскошь.

На дне

В последнее время российский авторынок следовал общеевропейской тенденции спада продаж. По данным PwC, хорошие показатели по итогам 2013 года продемонстрировали только рынки США (плюс 7,6 процента за год), Китая (плюс 15,7 процента) и Великобритании (плюс 10,8 процента). В России рынок просел на 5,5 процента, в Германии — на 4,2 процента, во Франции — на 5,7 процента, в Италии — на 7,1. Нынешний год обещает быть еще хуже.

Аналогичные данные приводит и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Июнь этого года был ознаменован снижением продаж автомобилей в РФ сразу на 17,3 процента по сравнению с июнем года прошлого. А за первые шесть месяцев рынок упал на 7,6 процента. Все это заставило АЕБ скорректировать прогноз по России более чем в два раза. Причем в худшую сторону. Если раньше ассоциация предполагала, что в 2014 году наш автомобильный рынок упадет по продажам лишь на 5 процентов, то по последним данным, их уровень снизится на 12 процентов. Всего же по итогам года должно быть продано 2,45 миллиона автомобилей против 2,78 миллиона в 2013 году.

Lada XRAY
Lada XRAY
Фото: Public domain

Продажи группы «АвтоВАЗ-Renault-Nissan» (контролирует 30,6 процента российского рынка) по итогам первого полугодия упали на 5,9 процента. Уровень продаж Volkswagen Group (11 процентов рынка) снизился на 8,8 процента. General Motors Group (8,1 процентов рынка) снизил число проданных машин сразу на 17,5 процента.

Самым популярным у россиян автомобилем остается Lada. Но народная любовь к ней быстро остывает. По итогам полугодия продажи Lada упали на 15 процентов. Было реализовано 192 808 машин. Вторую по популярности марку — Renault — также стали покупать менее охотно. Удалось продать 96 421 автомобиль, что на 8 процентов меньше, чем по итогам первого полугодия 2013 года. На третьем месте KIA. Автомобилей этой марки было продано 93 973 штуки. Падение продаж составило один процент. Среди популярных марок антирекорды поставили Ford (минус 39 процентов), Peugeot (минус 31 процент), Suzuki (минус 28 процентов).

Снижение уровня продаж оказывает прямое влияние на благополучие автомобильных компаний. И что самое главное — под удар попадают работники предприятий.

Щепки летят

Экономические проблемы, от которых страдает отечественный автопром, постепенно переходят в социальную плоскость. Динамика продаж неутешительна, доходов все меньше. Платить зарплату работникам становится все сложнее. Приходится сокращать издержки. Заводы останавливают конвейеры, сотрудников увольняют.

Становой хребет российского автопрома — компания «АвтоВАЗ» — содрогается от перемен. Президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон прилагает массу усилий для того, чтобы укрепить позицию предприятия. Так, он пообещал, что с 1 августа все руководство компании пересядет на машины собственного производства. Себе он выделил новую модель Lada Largus Cross. Ради того чтобы вернуть утраченную долю рынка, «АвтоВАЗ» в 2016 году выпустит долгожданные кроссоверы Lada X-Ray и Lada X-Ray Cross. Жаль, что оценить эти перспективы смогут далеко не все сотрудники автопроизводителя. Руководство «АвтоВАЗа» приняло решение сократить каждого пятого работника. Всего в 2014 году завод покинут почти 13 тысяч человек. Такова цена оптимизации расходов.

Остальные тоже «не отстают». В апреле компания Ford Sollers сообщила, что с завода во Всеволожске будут уволены 700 человек (около трети персонала) в связи с падением продаж. С начала года конвейер завода простоял в общей сложности полтора месяца — с 7 по 15 апреля и с 21 апреля по 8 июня. Даже в кризисный 2008 год предприятие останавливало работу только на месяц. Также из-за снижения продаж перешли на сокращенный режим работы заводы Nissan в Ленинградской области. 16 июля петербургский завод General Motors остановил конвейер до 15 августа. Ожидается, что регулярное производство восстановится 18 августа. Весной завод General Motors приостанавливал производство на две недели.

Картина далеко не радужная. Целый комплекс проблем оказывает давление на российский автопром. На вопрос о том, что стало причиной таких серьезных затруднений, автопроизводители отвечают единодушно: во всем виновата плохая макроэкономическая ситуация.

Роскошь, а не средство передвижения

Автопроизводителям становится все труднее вести охоту на потребителя. Экономическая стагнация снижает покупательскую способность населения. Многим людям становится просто не до автомобилей. Приобретение машины откладывается до лучших времен, поскольку деньги требуются на решение насущных проблем. На протяжении этого года индекс потребительской уверенности россиян уверенно располагается в отрицательной зоне. По данным Росстата, в первом квартале он составлял минус 11 процентов, во втором — достиг минус 6 процентов.

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Падение курса национальной валюты подстегивает цены, и автомобили дорожают. Даже те, которые собираются в России. Они не могут обойтись без импортных деталей. Уровень локализации отечественного автопрома растет, но существенная часть комплектующих приобретается за рубежом. Закупочная цена в рублях растет, растет и конечная стоимость машин. В феврале на 5 процентов подорожали автомобили Chevrolet и Opel. «АвтоВАЗ» в марте объявил о повышении цены на свои машины в среднем на 2,8 процента. За год до этого цена поднималась лишь на полпроцента. В мае Renault поднял цены на весь модельный ряд, за исключением Renault Logan, в среднем на один процент. Автомобили Ford выросли в цене на два процента. Некоторые модели Suzuki стали дороже сразу на 10 процентов.

Еще один фактор, который бьет по кошельку потребителей, — рост сопутствующих расходов, связанных с приобретением автомобиля. Речь идет о страховке и ценах на бензин. Тарифы ОСАГО будут подняты уже в октябре. Центробанк сообщает, что стоимость полиса вырастет как минимум на 24 процента. Правда, автолюбители были готовы к такому подорожанию и даже будут рады ему, ведь Российский союз страховщиков вообще предлагал сделать ОСАГО дороже сразу на 40 процентов. Цены на бензин тоже быстро идут вверх. По информации Росстата, в первом квартале 2014 года бензин подорожал почти на пять процентов. Дополнительные траты заставляют покупателя десять раз подумать, прежде чем отправляться в автомобильный салон.

Удар по автопрому был нанесен и со стороны банковской системы. Не секрет, что автомобили очень часто приобретаются в кредит. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2013 году почти половина машин была куплена с привлечением кредитных средств. В этом году показатель может вырасти до 60 процентов. Но банковский сектор сейчас переживает серьезные перемены. Центробанк стал строже приглядывать за деятельностью кредитных организаций, и они перестали гнаться за количеством клиентов. Теперь во главе угла стоит качество — банкам нужны заемщики, способные нормально обслуживать кредиты. Рассмотрение заявок проходит тщательнее, и неблагонадежные клиенты отсеиваются в больших количествах. Темпы автокредитования замедляются. Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков сообщил «Лентре.ру», что на 1 июля 2014 года объем действующих автокредитов вырос на 22 процента против роста в 28 процентов годом ранее. А по итогам полугодия банки выдали на 18,8 процента кредитов меньше, чем за аналогичный период 2013 года.

Наконец, в декабре прошлого года Минпромторг свернул программу льготного автокредитования, которая помогла рынку не сорваться в пропасть. Она работала всего полгода, но примерно 10 процентов новых автомобилей было реализовано благодаря ей. Государство субсидировало часть процентной ставки по автокредитам, на это из бюджета было потрачено 8,6 миллиарда рублей. На продление программы в 2014 году денег в казне не нашлось и ее закрыли.

Все эти факторы вместе наносят существенный урон российскому автопрому. Вице-президент группы компаний «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков в беседе с «Лентой.ру» заявил, что в условиях кризиса выживут только сильнейшие игроки. Остальные или объявят себя банкротами, или будут поглощены крупными. Он прогнозирует, что падение автомобильного рынка в этом году может составить до 11 процентов. И это оптимистичный сценарий.

С российским автопромом не могут справиться даже иностранные компании. И им теперь остается надеяться только на помощь государства. 18 января 2014 года правительство опубликовало данные по субсидиям, которые будут выделены на развитие отрасли. Всего до 2016 года планируется вложить в нее 270 миллиардов рублей. Средства пойдут на оплату труда работникам, поддержку гарантийных обязательств по машинам экокласса «Евро-4» и «Евро-5», а также на компенсацию энергозатрат. Этими вливаниями правительство надеется оживить автомобильную промышленность. Правда, лишь к 2020 году.

Однако, как говорят специалисты, этой меры может оказаться недостаточно. Для выхода из кризиса производителям автомобилей в России рано или поздно придется не только сокращать издержки, но и снижать цены на сами автомобили. Если пересчитать их стоимость по паритету покупательной способности, то они получатся существенно дороже аналогов, производимых в той же Европе или в США. А значит, потенциал для исправления ситуации у автопроизводителей пока есть.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Марат Селезнев
lenta.ru
Фото Владимир Песня / РИА Новости

всего: 1313 / сегодня: 1

Комментарии /17

13:1425-07-2014
1
13
Читатель
наелся народ машин в кредит.

13:1825-07-2014
 
13
Читатель
Допрыгались? А может народу надоело покупать откровенный хлам на колесах от Автоваза? Может пора собирать автомобили а не тазы?

13:2025-07-2014
 
13
Читатель
а может производителям пора умерить аппетиты и не накручивать свою рентабельность за счёт нас ?

13:3025-07-2014
 
11
ЧитательЧитатель
Допрыгались? А может народу надоело покупать откровенный хлам на колесах от Автоваза? Может пора собирать автомобили а не тазы?

Откровенный хлам на колесах от автоваза, это еще полбеды, навернутый автомат камри или 7-й бэхи, или жрущий масло движок Х5, дядя Вася в гараже не починит, а у дилеров цены на все из справочника по астрономии.

13:4625-07-2014
 
 
ЧитательЧитатель
наелся народ машин в кредит.

Да народ наш и дальше бы рад покупать авто в кредит, но когда такой кредит стало получать не так просто, многие обломились и стали чесать грудь. Отсюда и падение спроса. Я бы это на первую причину выдвинул, а не на 3-ю.

14:0025-07-2014
 
3
Читатель
БМВ уже закрыли,скоро пежо.Чет дела идут не ахти в городе.

14:1025-07-2014
 
5
Читатель
Заводы и фабрики нужно строить ! Тогда и деньги у народа появятся! И авто будут покать

14:1925-07-2014
 
2
Федя
Нечего страшного нет.
Да, те кто купил авто в кредит, ушли с авторынка лет на 5.
Однако ежегодно появляются выпускники, которые буквально через год после трудоустройства смогут брать кредит и купить автомобиль.
Не маловажную роль играют и сильно вздутые цены на автомобили - например КИЯ-ОПТИМА под 1 000 000 рублей, а также отечественные ЛАДЫ-ГРАНТЫ и КАЛИНЫ от 4 00 000 рублей.

15:5425-07-2014
 
 
Да...
Так вот она какая--Лада Хрей... Почём этот Хрей?

15:5625-07-2014
8
1
Читатель
Да и хай с этими машинами, и так откровенный автохлам, прульки, тазы, джипы начал 90-х, и прочее б/у аполонили вс6е дороги, дворы и тротуары..Вообще, давно пора отменить все эти автокредиты и эксплуатацаю машин, старше 7 лет ( в цивилизованных странах на таком хламе не едят, ибо переживают за экологию, покупают новые а сстарые отправляются вот таким вот васям из российской глубинки тоже можно было почувствовать себя орлом за рулем импортной машины), и все, на выходе получим отсутствие пробок, воздух чище, во дворах можно будет ходить спокойно, меньше аварий, меньше смертей, люди наконец начнут больше двигаться, станут поджарыми и стройными, а не будут растить брюхо за рулем..Вообщем меня, как автохейтера эта новость можеть только порадовать..

16:3725-07-2014
3
1
Местный
снова уменьшение спроса всего на каких то 7.5% называют чуть ли не катастрофой авторынка!!! ну шо за бред??!)
катастрофа была если б они упали на 70%

16:3825-07-2014
 
8
всё верноЧитатель
Да и хай с этими машинами, и так откровенный автохлам, прульки, тазы, джипы начал 90-х, и прочее б/у аполонили вс6е дороги, дворы и тротуары..Вообще, давно пора отменить все эти автокредиты и эксплуатацаю машин, старше 7 лет ( в цивилизованных странах на таком хламе не едят, ибо переживают за экологию, покупают новые а сстарые отправляются вот таким вот васям из российской глубинки тоже можно было почувствовать себя орлом за рулем импортной машины), и все, на выходе получим отсутствие пробок, воздух чище, во дворах можно будет ходить спокойно, меньше аварий, меньше смертей, люди наконец начнут больше двигаться, станут поджарыми и стройными, а не будут растить брюхо за рулем..Вообщем меня, как автохейтера эта новость можеть только порадовать..

рассуждаете. Только всё в нашем мире взаимосвязано. Общественный транспорт успешно похерили. Пригородные электрички практически завтра назовут нерентабельными и отменят. Я не знаю, застали ли вы время, когда можно было по 30-40 минут стоять на остановке и провожать взглядом переполненные автобусы без малейшей надежды туда попасть. или электричку, где позой зю можно было ехать 45 минут до Осинников. Чтобы люди начали отказываться от личного автомобиля, нужно довести ОТ до европейского уровня.

20:1525-07-2014
 
 
Написано через Android Только массовые расстрелы спасут Родину!!!
"А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!!!"

20:4725-07-2014
 
5
ЧитательМестный
снова уменьшение спроса всего на каких то 7.5% называют чуть ли не катастрофой авторынка!!! ну шо за бред??!)
катастрофа была если б они упали на 70%

У босса на шалав денег мало,не хватает.Да еще куче успешных менеджеров и их секретарш,рынок пережил бы ,а вот желания эффективных манагеров нет.Это же -диета,не икра и шампанское в Европе-а капустка+колбаска и водочка в Турции,ну как можно.Понимать нужно.Пожалеть.Вон Миллер в час по 100000 рублей получает,депутаты-по 2500 руб в час-это же нищета.

16:2626-07-2014
 
1
Читатель
А я купил новую праворульную Хонду

17:2026-07-2014
 
2
читатель
скоро на японцев обратно пересядут

08:3528-07-2014
 
 
Читатель
Зато кым наш посоны!

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире