Рак под мостом свистнул

Рак под мостом свистнул

В стране и миреВ стране
Берег Оби возле Димитровского моста в Новосибирске усыпан тысячей мертвых раков — расследование привело экологов и ученых к загадочным результатам.

Сотни мертвых членистоногих уже неделю разлагаются на песке рядом с Димитровским мостом в Железнодорожном районе, и никто пока не может их убрать. Природоохранная прокуратура ведет разбирательство, а специалисты перебирают возможные причины замора — от рачьей чумы до техногенной катастрофы. Ихтиологи изумляются, что все погибшие раки примерно одного возраста и размера, а опытные рыбаки винят в заморе местных рестораторов. О каких экологических проблемах главной реки города свидетельствует гибель раков, можно ли есть пойманных в Оби членистоногих и купаться в воде, где они мрут, разбиралась корреспондент НГС.НОВОСТИ.

24 июля новосибирские экологи обнаружили на правом берегу Оби, неподалеку от Димитровского моста, множество мертвых речных раков. «Сколько их было? Ну примерно тысяча на площади около 70 кв. м и уложены достаточно плотно. Выбросило из воды, скорее всего, уже мертвыми», — описал ситуацию Дмитрий Сапелкин, председатель новосибирского отделения Всероссийского общества охраны природы. Волонтеры обследовали берег и написали заявление в природоохранную прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации.

Ведомство начало проверку и обещало дать ответ через неделю. Трупы членистоногих до сих пор лежат на песке.

«Утилизировать их можно с помощью специальной печки как биологические отходы, мы соберем трупы и сдадим. Однако пока их трогать нельзя — это улики. Их должны обследовать на наличие заражения», — сообщил Дмитрий Сапелкин.

О заморе раков экологам сообщили отдыхавшие на берегу неравнодушные люди. Первая версия, которую рассматривали экологи, — членистоногих сгубила раковая чума. По данным изданий Кузбасса, она вызвала массовую гибель раков в русле реки Кедровка в черте Кемерово. Однако у мертвых раков под Димитровским мостом нет характерного для чумы белого налета на панцире. Еще один вариант — раки погибли из-за алтайского паводка: там размыло скотомогильники. Но Дмитрий Сапелкин отмечает, что тогда отравленные членистоногие должны были сконцентрироваться не в одном месте, а на протяжении всей береговой линии.

Живой речной рак имеет зеленовато-бурую окраску, но спустя неделю после гибели напоминает игрушку из коричневой пластмассы. Нет неприятного запаха, и отвращения покойные членистоногие вызывают не больше, чем окурки или жестяные банки, разбросанные по берегу. Над останками кружатся чайки. В основном на побережье остались хитиновые панцири, которые рыбаки заботливо сгребают в кучки прямо у воды. «Раньше, лет пять назад, мы раков в Оби ловили. А потом они пропали, вымерли, что ли?! Наверное, этих в ресторан кто-нибудь привез и выбросил.

Видно, что они не местные», — рассуждает рыбак со стажем Леонид Захаров. На вопрос, чем раки «местные» отличаются от «неместных», рыбаки дружно отвечают: «Да ничем. Но видно, что эти точно не местные».

Раки очень чувствительны к насыщению кислородом, чистоте и общему качеству пресной воды. Поэтому самой правдоподобной версией гибели членистоногих Дмитрию Сапелкину кажется сброс вредных веществ с какого-то предприятия, например ТЭЦ, либо химикатов с проходящей мимо баржи. В Западно-Сибирском центре мониторинга загрязнения окружающей среды утверждают, что за последние 2 недели превышений ПДК по мышьяку и другим вредным веществам в воде по двум ключевым точкам, где берется забор, не зафиксировали. Следовательно, угрозы для населения нет, заверил отдел информации центра мониторинга.

Эколог Сергей Пащенко полагает, что раки могли умереть и сами, если их подводные норки потревожил мощный сброс воды из Обского водохранилища: «Раки живут долго, до 20 лет, осваивают глубину до 3–5 м. Если их норы разворошили, то могли и погибнуть». Эколог видит опасность не только в самом факте мора, но и в том, что трупы раков продолжают лежать на береговой линии.

В Институте систематики и экологии животных СО РАН заверили, что популяция раков в бассейне Оби обширная и смерть даже тысячи особей не ставит этих членистоногих на грань вымирания.

Однако ученых удивило, что все мертвые раки примерно одного возраста и размера — не более 5 см в длину. Если бы речь шла о масштабном загрязнении, были бы мертвые особи разного размера и возраста. Взрослая особь достигает 9,5–10 см.

Игорь Енаки, пресс-секретарь Федерального агентства по рыболовству ФГБУ «Верхнеобьрыбвод», сказал, что отлов раков в Оби по закону разрешен и производится — вареные обские раки вполне съедобны. Сергей Пащенко усомнился, что раки, которых продают вдоль трасс НСО — живыми или вареными, выловлены в Оби. Эколог согласен с рыбаками: ловиться эти членистоногие перестали уже давно.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Анна Наумцева
НГС.НОВОСТИ
Фото Александра Ощепкова

всего: 2373 / сегодня: 1

Комментарии /5

12:1804-08-2014
 
Читатель
БЛА-БЛА-БЛА!!!!!!!!!!!!!!

12:3304-08-2014
1
Игорь Енаки
брат Псаки

13:1404-08-2014
 
Читатель
Пейте пиво с раками!

15:3904-08-2014
 
Писатель
Проверить ближние заводы и фабрики, а може втихаря что захоронили.

17:4804-08-2014
 
Читатель
раки умерли от рака рака

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире