Россиянам дадут 14 дней на возврат навязанных страховок

Россиянам дадут 14 дней на возврат навязанных страховок

В стране и миреВ стране
Центробанк намерен помешать навязывать гражданам дополнительные страховые услуги при покупке полисов ОСАГО, ДМС и страхования жизни.

Центробанк подготовил проект указания, который закрепляет право граждан на возврат уплаченной за добровольную страховку премии в случае отказа от нее в течение 14 рабочих дней с момента оформления. Сейчас при досрочном расторжении договора возврат средств производится по усмотрению страховщика. Изменения направлены против навязывания отдельными компаниями дополнительных страховых услуг.

Под действие предлагаемой регулятором нормы подпадает, в частности, добровольное медстрахование (ДМС), страхование жизни, жилья, финансовых рисков гражданина, добровольное страхование ответственности автовладельцев (ДСАГО, не путать с каско) и проч. Согласно проекту указания ЦБ, если клиент отказывается от страховки до начала действия договора, то ему возвращают уплаченную премию полностью. Если же он решит отказаться от страховки в течение 14 рабочих дней (т.е. в среднем две с половиной недели) с момента заключения договора, страховщик будет вправе удержать часть премии пропорционально прошедшему сроку. Отдельно оговаривается, что право на возврат премии возникает, только если страхование оформлено на срок свыше 30 дней и при отсутствии по договору страховых случаев. Предложенная новация не распространяется на добровольное медстрахование иностранцев, которые работают в России.

Сейчас по Гражданскому кодексу гражданин вправе отказаться от договора страхования в любое время, но при этом «страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное». Таким образом, возврат уплаченных за страховку средств зависит от условий страхования в конкретной компании.

Обязанность вернуть уплаченные средства у страховщиков сейчас по законодательству есть при отказе клиентов от страховки, оформленной при получении потребительского займа. Это стало возможно с июля 2014 года в связи с вступлением в силу нового закона — «О потребительском кредите». Этим законом предусмотрен так называемый период охлаждения — право заемщика в течение 14 календарных дней с даты получения кредита досрочно вернуть всю сумму займа. В этом случае заемщик должен уплатить лишь проценты за фактический срок кредитования без каких-либо иных финансовых санкций со стороны кредитора. Страховка, оформленная в качестве обеспечения исполнения заемщиком обязательств по этому кредиту, прекращает действие, так как возможность наступления страхового случая отпала. Таким образом, гражданин может вернуть часть уплаченных за страховку средств.

Банки зачастую предлагают сниженные ставки по тем кредитам, при получении которых оформляется страховка, — но отказаться от страховки, сохранив выгодную ставку, не получится. Согласно закону «О потребкредите», если обязательным условием кредитного договора является наличие страховки, но заемщик в течение месяца не исполнит это условие (не купит или откажется от полиса), то кредитор вправе досрочно расторгнуть договор (и потребовать возврата займа) либо увеличить процентную ставку.

Теперь ЦБ расширяет практику применения этого периода охлаждения — по информации «Известий», сделать это регулятору предложила Федеральная антимонопольная служба. Это ведомство выявило факты навязывания отдельными страховщиками дополнительных страховых услуг, когда покупка того или иного полиса являлась условием заключения договора ОСАГО.

В связи с этим, как отметил аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, гражданин должен иметь право отказаться от навязанной ему услуги, которая была заключена импульсно и во многом вынужденно, без соответствующей оценки ее необходимости. В то же время, признает эксперт, введение периода охлаждения повысит издержки страховых компаний, что может негативно отразиться на тарифах.

— Обеспокоенность Центробанка вполне понятна, — говорит зампредседателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. — Если услуга клиенту была навязана, то у него должно быть право от нее отказаться. Но ведь вполне возможны ситуации, в которых клиент по собственной воле сначала хочет приобрести полис добровольного страхования, а затем решает расторгнуть договор. Возможно, в таких случаях при расторжении договоров премия должна возвращаться не только пропорционально сроку, в течение которого действовал договор, но и за вычетом расходов страховщика на ведение дел.

Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс добавил, что при заключении договора страховщик несет расходы независимо от срока его действия. Основные расходы возникают у него в момент заключения договора — это расходы, связанные с оценкой риска, выдачей полиса, различных бланков, прилагаемых к полису, расходов по оплате комиссии агентам и других расходов, которые фактически входят в состав премии. Таким образом, возврат страховой премии приведет к финансовым убыткам страховщика, поскольку компенсация этих расходов не предполагается.

— Установление в страховом законодательстве периода охлаждения, — говорит Юргенс, — коснется всех без исключения страховщиков, большинство из которых являются добросовестными. Данный вопрос должен регулироваться страховщиками самостоятельно, в том числе в рамках Всероссийского союза страховщиков как профессионального объединения страховщиков через выработку соответствующих рекомендаций и стандартов страхования. Эта позиция союза отражена в письме, которое союз направил в ЦБ. Так, Российский союз автостраховщиков уже утвердил изменения в правила профессиональной деятельности, четко прописав в них, что страховщик обязан информировать клиентов о возможности покупки полиса ОСАГО без заключения иных договоров страхования или оплаты иных услуг.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Татьяна Ширманова
izvestia.ru
Фото ТАСС/Владимир Смирнов

всего: 2059 / сегодня: 1

Комментарии /22

15:1112-08-2015
 
страховщик — терпиле
извините, все бланки кончились... будут через 15 дней, но оплатить и подписать нужно уже сейчас...

15:1312-08-2015
 
терпила
а почему нельзя сразу сослаться на закон о защите прав потребителя, и не напомнить страховщику про то, что в нашей стране есть суд?

15:1912-08-2015
2
Zerkog
берите полиса в головных офисах, благо, они сейчас все в одном здании, там про допы и не заикаются.

15:2012-08-2015
 
ЧитательZerkog
берите полиса в головных офисах, благо, они сейчас все в одном здании, там про допы и не заикаются.

а филиалы вне закона?

15:2912-08-2015
 
ZerkogЧитатель
а филиалы вне закона?

а филиалы, это не филиалы, это так называемые "брокеры", они не в штате страховых компаний и за них никто не отвечает.
в общем, это тупо посредники, которые по сути никому не нужны, так, нахлебники паразиты. от них так и так избавляться надо, пусть что то более полезное делают, чем занимаются передачей бумажек от компаний людям, хотя бы дворы подметают, что ли...

15:3612-08-2015
 
Читатель
Сибирский Спасс головной офис не страхует, отправляет в Бизнесс центр. А там навязывают - аккуратный водитель.

15:4312-08-2015
 
ЧитательZerkog
а филиалы, это не филиалы, это так называемые "брокеры", они не в штате страховых компаний и за них никто не отвечает.
в общем, это тупо посредники, которые по сути никому не нужны, так, нахлебники паразиты. от них так и так избавляться надо, пусть что то более полезное делают, чем занимаются передачей бумажек от компаний людям, хотя бы дворы подметают, что ли...

закон один для всех, а тебя спрашивать они не обязаны - что полезно, а что не полезно

15:5012-08-2015
 
ZerkogЧитатель
закон один для всех, а тебя спрашивать они не обязаны - что полезно, а что не полезно

закон то один, вот только компанию приструнить оказывается проще, чем какое то частное лицо. тебе нравится, что тебя имеют- рад за тебя, хоть кто то от этого удовольствие получает :)
схема у них проста, компании надо продать полиса, и не нести за это ответственности, для этого у них есть брокеры, с которых как с гуся вода все претензии.
нравится поддерживать эту схему и платить ни за что? дело хозяйское, а я по этой схеме прокатываться не стану. вредителей из системы надо удалять, а единственное что может для этого сделать каждый из нас- обходить их стороной, тогда сами вымрут, как мамонты.

15:5812-08-2015
 
ЧитательZerkog
закон то один, вот только компанию приструнить оказывается проще, чем какое то частное лицо. тебе нравится, что тебя имеют- рад за тебя, хоть кто то от этого удовольствие получает :)
схема у них проста, компании надо продать полиса, и не нести за это ответственности, для этого у них есть брокеры, с которых как с гуся вода все претензии.
нравится поддерживать эту схему и платить ни за что? дело хозяйское, а я по этой схеме прокатываться не стану. вредителей из системы надо удалять, а единственное что может для этого сделать каждый из нас- обходить их стороной, тогда сами вымрут, как мамонты.

А брокеры что не в России работают, и российские законы для них не писаны?

И если всё время молча отходить от нарушителей закона, то вымрут скорее отходители, загнанные в угол. Потому что отходить можно по очень разным вопросам: по ЖКХ, по дорогам, по медицине, по образованию....

16:0812-08-2015
 
ZerkogЧитатель
А брокеры что не в России работают, и российские законы для них не писаны?

И если всё время молча отходить от нарушителей закона, то вымрут скорее отходители, загнанные в угол. Потому что отходить можно по очень разным вопросам: по ЖКХ, по дорогам, по медицине, по образованию....

скажу иначе- лишать нарушителей возможности нарушать, с наименьшей затратой времени и нервов для этого. в случае с брокерами все просто- не пользоваться их услугами. с ЖКХ, медициной, etc. другие методы, и не о них здесь говорить.

16:1812-08-2015
 
ЧитательZerkog
скажу иначе- лишать нарушителей возможности нарушать, с наименьшей затратой времени и нервов для этого. в случае с брокерами все просто- не пользоваться их услугами. с ЖКХ, медициной, etc. другие методы, и не о них здесь говорить.

Ну тогда и я скажу иначе, подведя итог статье. Никакие новые законы не помогут, если даже старые не работают. Дело не в законах, а в их неисполнении.

16:2012-08-2015
 
Читатель
...а люди — это да, каждый выживает как может в этих джунглях. Туда ходи, сюда не ходи, снег башка попадёт савсэм мёртвый будешь...

16:4112-08-2015
 
Читатель
Я уж подумал 14 дней, чтобы собрать монатки и очистить территорий, для сырьевого бизнеса))))

16:4812-08-2015
 
ЧитательЧитатель
Ну тогда и я скажу иначе, подведя итог статье. Никакие новые законы не помогут, если даже старые не работают. Дело не в законах, а в их неисполнении.

Да не в этом дело, дело в системе, ресурсы страны выступают в качестве обеспечения доллара, вот в чем дело, рубль балансирует, чем ниже, тем больше достается баксу, а учитывая, что у нас экономика на 80% западная и 20% местной власти, тоже считай прозападная, то рубль начинает и проигрывает)))))

16:5312-08-2015
 
зверьЧитатель
Сибирский Спасс головной офис не страхует, отправляет в Бизнесс центр. А там навязывают - аккуратный водитель.

В прошлом году в Сиб.спасе в бизнес центре шуму наделал -сразу как шелковые стали,забыли про все доп.страховки))

17:1012-08-2015
 
Читательзверь
В прошлом году в Сиб.спасе в бизнес центре шуму наделал -сразу как шелковые стали,забыли про все доп.страховки))

А в этом всё улеглось и снова вспомнили про допы. Мне агент лично сказала, без допа (1380 руб.) не буду страховать.

18:5812-08-2015
 
ЧитательЧитатель
Да не в этом дело, дело в системе, ресурсы страны выступают в качестве обеспечения доллара, вот в чем дело, рубль балансирует, чем ниже, тем больше достается баксу, а учитывая, что у нас экономика на 80% западная и 20% местной власти, тоже считай прозападная, то рубль начинает и проигрывает)))))

во всём виновата омерика? и в том что в России не исполняются российские законы тоже? ну-ну...

19:2212-08-2015
 
Ротвейлер
Практику "страхованию по программе добровольного страхования жизни и здоровья заемщика"
имеет "Сбербанк" удерживает сумму страхования от полной стоимости кредита. При оформлении кредита толком не разъясняют, при получении наличных энной суммы не хватает. Отказываешься от страхования не не дают кредит. Совет: Оформляйте кредит и в течении 14 дней "разрывайте" договор страховки и в претензии требуйте возврата энной (страховой )суммы. Они нас мы их. Удачи!

08:0513-08-2015
 
Злобный шорец
Мне эта логика нравится: "Вернём вам. Половину... Потом... Может быть".

09:0613-08-2015
 
Читатель
Догонят и еще дадут.

09:5713-08-2015
 
Читатель
а в чем проблема идти страховаться без допов в главные офисы стр.компаний?!
если вы ходите по агентам, то естественно у них все с допами,потому что это их зп!

12:2613-08-2015
 
Читатель
ОПГ "Расейка". Какой тут закон, тут все по понятиям.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире