Возможно, переломить понижательный тренд поможет программа господдержки ипотеки, которую решено продлить и в текущем году. На эти цели государство выделяет более 16 млрд рублей.
«Затоваренность»
Декабрь 2014-го запомнился грандиозным ажиотажем на рынке жилья. Нынешней зимой у потенциальных покупателей просто нет денег. Надежды застройщиков, связанные с традиционным предновогодним оживлением, также не оправдались. На вторичном рынке ситуация не лучше: «живых» продаж мало. В основном проходят альтернативные сделки. Увеличилось и время экспозиции квартир.
«Оно возросло в 1,5-1,7 раза, — отмечает директор по развитию федеральной риелторской компании «Этажи» в Кемерове Константин Кузьмин. – В среднем же срок продажи квартиры в нашей компании составляет два-три месяца. Раньше было примерно 45 дней».
«На ситуацию влияют несколько факторов: снижение доходов населения на фоне инфляции, общая экономическая неопределенность в стране, а также повышенный риск при покупке новостройки, связанный с задержкой по срокам сдачи объекта, — объясняет сертифицированный Российской гильдией риэлторов аналитик-консультант рынка недвижимости Галина Зырянова. — Выполнение плана по вводу жилья ещё не означает стабилизацию ситуации. Темпы строительства снижаются, сроки сдачи новостроек переносятся. Всё это не может не настораживать потенциальных покупателей».
В целом же, со слов эксперта, рынок жилой недвижимости затоварен. Объём предложения по итогам года увеличился на 14%.
Если же говорить непосредственно о ценах на жильё, то, допустим, в Кемерове, по данным Галины Зыряновой, средняя цена предложения 1 кв. м по итогам 2015 года на первичном рынке снизилась на 1,3% и составила по городу 42,07 тыс. рублей. На вторичном рынке падение оказалось более существенным — 12%, до 47,85 тыс. рублей. По информации Константина Кузьмина, за год сводная цена предложения квадратного метра на «вторичке» областного центра снизилась на 8%, а рыночная цена продажи «квадрата» — на 20%. В Новокузнецке, по данным ООО «Центр недвижимости», средняя цена квадратного метра на «вторичке» составляет сейчас 33 тыс. 644 рубля. В новостройках, по базе данных сайта Domofond.ru, цена «квадрата» в зависимости от района, этажности, готовности колеблется в диапазоне от 32 до 45 тыс. рублей. Однако застройщики готовы торговаться, нуждаясь в «живых» деньгах.
«Реальное снижение цен оказалось более существенным, поскольку сейчас, как никогда, ощутима разница между ценой предложения и ценой сделки, — продолжает Галина Зырянова. — Разница в отдельных случаях может достигать 20 процентов».
«В 2014 году наблюдалась стагнация рынка жилой недвижимости: вторичный рынок показал плюсом только 0,89 процента. Фактически он стоял, — говорит директор ООО «Центр недвижимости» Виктор Храмцов. – 2015 год по динамике был еще хуже: объём сделок снизился. По моим наблюдениям, даже в кризисном 2009 году объём был выше, чем в прошлом. Если же говорить по выручке, то она у некоторых моих коллег снизилась в пределах от 30 до 50 процентов».
Творческое многообразие
Потенциальным покупателям, безусловно, интересно относительно дешёвое и качественное жильё. И оно на рынке есть. Например, в областном центре цены на новостройки стартуют от 28 тыс. рублей за кв. м. Как уверяют специалисты, однокомнатную квартиру в спальном районе можно купить менее чем за миллион рублей. Год назад даже в отдаленном Кировском районе цены были выше. В целом в Кемерове наибольшее снижение цены квадратного метра по результатам 2015-го отмечено в сегменте 4-комнатных квартир (-14%). По «двушкам» и «трёшкам» зафиксированы небольшие изменения в пределах статистической погрешности — минус 0,2-0,3 процента. Сегмент однокомнатных квартир показал небольшой прирост — около двух процентов. С точки зрения классов качества ситуация такова. Бизнес-класс подешевел на 7%, комфорт-класс — на 1%. Положительная динамика отмечена в экономклассе: +2,3%. А вот малогабаритное жильё и вовсе подорожало на 7%.
В этой ситуации творческую выдумку проявляют застройщики. «Спусковым крючком» для этого стала госпрограмма по льготной ипотеке под 12 процентов годовых. Она сподвигла строительные организации на создание аналогичных продуктов совместно с банками. К примеру, ООО «Кемеровогражданстрой» запустил акцию «Ипотека 8,4%» на покупку квартир в строящихся жилых комплексах «Времена года» и «Молодежный». А ставка по ипотеке при покупке 3-комнатной квартиры в Лесной Поляне может быть снижена даже до 7,4% годовых. Но в обоих случаях она распространяется только на первый год кредитования. Компания ЕСК пошла еще дальше: в рамках акции «Счастливая ипотека» среди покупателей 1-комнатных квартир в ЖК «Крылья» разыгрывалось частичное досрочное гашение ипотечного кредита — от 20% до 50% от суммы кредита.
Другим способом привлечения покупателей является программа по обмену старого жилья на новостройку. Компании «Програнд» и ФРК «Этажи» запустили квартирный trade-in. Программа даёт возможность жителям города переехать в новый ЖК «Верхний бульвар». В частности, предусматривается бронирование квартиры в новостройке и фиксация цены на полтора месяца, и в течение этого срока риэлторы обязуются продать старую квартиру.
Купи сам и приведи товарища
К оригинальным инструментам по повышению продаж можно отнести программу «Материнский капитал» от «СДС-Финанс» и акцию «Заработай к Новому году» от «Сибграда». В первом случае застройщик в дополнение к средствам, полученным по федеральной и областной программе «Маткапитал», предлагал сертификат, до 200 тыс. руб., который можно было получить при покупке 3-комнатной квартиры в новостройках СДС при наличии хотя бы одного ребёнка в возрасте до 18 лет. Во втором случае застройщик гарантировал денежное вознаграждение в размере 50 тысяч рублей каждому, кто приведёт покупателя квартиры в новостройке.
Достаточно распространёнными способами привлечения покупателей являются подарки за покупку: в качестве бонуса можно получить, например, ремонт под ключ или дизайн-проект. В числе других инструментов повышения продаж можно упомянуть беспроцентную рассрочку, отсрочку платежа на полгода, частичную компенсацию первоначального взноса по ипотеке.
Однако самым действенным способом являются скидки. Максимальный их размер, предлагавшийся в течение 2015 года, достигал 350 тысяч рублей. В рамках акции «Летнее предложение» компания «Пиллон» анонсировала снижение цен на 2-комнатные квартиры до 260 тыс. руб., на 3-комнатные – до 350 тыс. руб.
Сложная экономическая ситуация вынуждает строителей искать новые механизмы стимулирования спроса и новые каналы сбыта. Причём в некоторых случаях речь идёт не о повышении продаж и увеличении прибыли, а о поддержании минимального уровня для завершения строительства.
Как говорит Галина Зырянова, опыт показывает, что в кризисное время лучший способ привлечь покупателя – это дать ему не только качественный продукт по оптимальной цене, но и стопроцентную гарантию того, что дом будет построен вовремя.
Комментарии /32
Уверен, что до сих пор цены за квадратный метр жилья явно завышены и не чем не подтверждены, кроме, как коррумпированной составляющей.
Уверен, что до сих пор цены за квадратный метр жилья явно завышены и не чем не подтверждены, кроме, как коррумпированной составляющей.
Кто после Абрамова следующий на очереди?
Кто после Абрамова следующий на очереди?
Нефть то давно уже около 30$ за баррель.
Вот я хочу купить однешку в центре. И цена как была 1,2ляма на нормальные так и осталась
Вот я хочу купить однешку в центре. И цена как была 1,2ляма на нормальные так и осталась
1. спрос - предложение,
2. на рынке два дурака: покупатель и продавец.
Давайте уже просто жить ...
Вот я хочу купить однешку в центре. И цена как была 1,2ляма на нормальные так и осталась
Кто после Абрамова следующий на очереди?
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: