В школах начали проводить необычные занятия. Они отличаются раскованной, неформальной атмосферой, на занятии царит открытость, дружелюбие и сочувствие. Это занятие называется психодрама.
Предлагаем нашим читателям интервью с психологом Еленой Покачаловой, психологом МКУ «Центр Психолого-педагогической Помощи», которая реализует данную методику в школах Новокузнецка, а также видеосюжет программы "НОВОСТИ ЗДЕСЬ. КУЗБАСС" об одном из необычных тренингов, прошедшем в новокузнецкой школе № 47 (см. видео).
-Возможно, не все наши читатели представляют себе, что такое «психодрама». Расскажите немного о ней.
-Это метод групповой психотерапии, который через моделирование жизненных ситуаций позволяет разрешить затруднения в психологической области и способствует личностному развитию. Якоб Морено, основатель психодрамы, начинал работать с детьми в обычном городском парке, с эмигрантами и социально уязвленными людьми и, наверное, увидел в какой-то момент, как сильно увлекают самых разных людей групповые встречи, игра, ролевое проигрывание. Метод настолько активно включает внутренние ресурсы, спонтанность и творчество в каждом человеке, что позволяет любому раскрыться и почувствовать себя комфортно. Психодрама – это многогранный, гибкий метод, который позволяет многого достигать и в психотерапии, и в развитии людей. Разновидности этого метода возникают в последние десятилетия. И метод, который используем мы - авторский, получивший патент РФ в 2012 г. - "профилактическая психодрама". Автор его - Москвитин Павел Николаевич, психотерапевт. Он направлен на психопрофилактику, т.е. предупреждение еще не развившихся проблем. Для этого в игровой ситуации "примеряются" наиболее типичные проблемы для этого возраста, группы людей и т.п., в которых ищется позитивное отыгрывание. Для школьников наиболее актуальные темы – алкоголизм и наркомания.
-Почему именно эти вопросы?
В настоящее время мало кого удивляет подросток, который «идет за Клинским», курение школьника в 12 лет воспринимается нормальным явлением (надо же когда-то попробовать!), первая рюмка в 14 лет становится не последней. Почему это происходит? Почему так легко подросток принимает решение в пользу наркотических веществ? И почему так трудно сказать «нет»? Вот эти вопросы поднимаются и обсуждаются на занятии, а самое главное это научить подростков говорить «нет!».
-Какую пользу может извлечь школьник из участия в психодраме?
-Психодрама дает возможность увидеть нашу душевную жизнь в драматическом изложении, в ролевом проигрывании. И немножечко разобраться в путанице своих чувств, мыслей и переживаний. Психодрама позволяет работать не только с тем, что человек сейчас переживает, но и с его прошлым, с событиями, которые сыграли, может быть, кардинальную роль в его жизни. С помощью психодраматического метода можно иначе взглянуть на ситуацию, найти в себе новые ресурсы и возможности для того, чтобы сделать иной выбор в будущем.
Этот метод может быть использован как способ обучения. Например, подросток не знает, как ему реагировать, когда друзья предлагают рюмку либо сигарету. И психодрама позволяет в игровой форме перебрать всевозможные способы и найти свою собственную манеру поведения, отработать ее и в итоге обрести силу для действий в подобных ситуациях, ставить точку в том месте, где ее уже давно не хватало.
Очень часто подростки интересуются: «А в каком количестве можно употреблять алкоголь без вреда для здоровья?
Вообще-то алкоголь у нас все время присутствует в крови, его сам наш организм вырабатывает во время умеренной физической работы, во время мыслительного процесса. Недаром в народе говорят, что человек бывает пьян от любви. И если мы будем его искусственно употреблять, то наш организм перестанет его вырабатывать. И когда говорят: «А почему я не могу выпить кружку пива?», отвечаешь: «Конечно, можешь, только для чего тебе это надо? Что тебе это дает?» И выходишь на проблемы в отношениях с девушкой, родителями, друзьями. Решаются проблемы, и нет необходимости в употреблении веществ, искусственно окрашивающих жизнь в краски.
Психодрама позволяет расширить репертуар ролей, в которых человек взаимодействует с миром. Успешны в жизни гибкие люди, которые умеют по-разному себя вести в разных ситуациях. Наш метод позволяет, расширяя ролевые модели поведения, эту гибкость развивать.
-Елена, на ваш взгляд методика эффективна?
-Я наблюдала, как горят глаза, видела энтузиазм ее участников и поняла, что в этом методе заключена какая-то притягательная сила, которая однажды вовлекает людей в психодраматический круг и заставляет возвращаться в него снова и снова. Наверное, психодрама дает импульс к движению вперед, к развитию!
-Достаточно ли одного занятия для профилактики среди молодого поколения?
-Один тренинг мало что решает, важно выполнение программы тренингов, что подразумевает воспроизведение навыков позитивного мышления.
Комментарии /28
Я никогда не забуду ни Вашего имени, не дел, которые Вы сделали для гимназии!
Я ценю Вас за Вашу ответственность, любовь к делу и к ученикам, за подход к каждому из нас!
С уважением, выпускница Туровцева Кристина. А по поводу Елены Покачаловой,я скажу так: Во первых мы знакомы и она профи в своем деле. Она проживает каждую проблему,чтобы решить ее через себя. Они все молодцы. Спасибо большое им за все. Они герои нашего времени и нашего города.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: