Младшие классы избавят от «каровы»

Младшие классы избавят от «каровы»

В стране и миреВ стране
Курс фонетики русского языка сократят в пользу диктантов и устной речи

В ближайшее время раздел «Фонетика» в программе по русскому языку в младших классах может быть существенно сокращен. Умение писать фонетическую транскрипцию слова в квадратных скобках не вошло в требования к результатам по русскому языку в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Освободившиеся часы будут направлены на развитие у учеников навыков устной и письменной речи.

При предыдущем руководстве Минобрнауки успели утвердить ФГОС для младших и 5–6 классов, сейчас разрабатываются стандарты для средней школы и выпускных классов. Однако нынешний министр Ольга Васильева пришла к выводу, что уже принятые стандарты очень неконкретны, и поручила детализировать требования.

— Одна из центральных задач в общем образовании, над которой сейчас работает министерство, — наполнение ФГОС содержанием. Это необходимо для четкого понимания того, что должен знать и уметь ребенок по каждому предмету в конце каждого класса, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минобрнауки. — По итогам этой работы будут подготовлены проекты приказов по внесению изменений в ФГОС общего образования.

Рабочие группы по каждому из предметов с осени прошлого года разрабатывают конкретные требования к знаниям учеников. И по крайней мере в некоторых вопросах эксперты уже пришли к согласию. В частности, представители рабочей группы по русскому языку считают, что от учеников не требуется умение проводить фонетический анализ слов.

— Мы сейчас говорим о тех предметных результатах, о том минимуме знаний и навыков, которые ребенок должен продемонстрировать по окончании начальной школы, — сообщила «Известиям» председатель рабочей группы, директор столичной гимназии № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. — Он, например, должен различать звуки и буквы, понимать, что буква — это графическое обозначение звука. Ребенок должен уметь охарактеризовать звуки русского языка: ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные и т.д. Умение писать транскрипцию в этих предметных требованиях не предусматривается. Мы детализируем результаты, а не перечень средств их достижения.

После составления перечня детализированных результатов рабочая группа направит их в Минобрнауки. Вита Кириченко отметила, что утверждение результатов повлечет за собой последующие шаги — в частности, речь пойдет о корректировке учебных программ.

— Когда будут определены предметные результаты, начнутся обсуждения, соответствует ли им программа, — рассказала она. — Мы хотим создать одинаковые ориентиры для всех: чтобы они соответствовали возрасту учеников, назначению предмета и образовательным задачам в целом. Сейчас самое важное — договориться, что мы должны получить на выходе после окончания ребенком начальной школы.

Вита Кириченко отметила, что сейчас у экспертов рабочей группы есть вопросы, обсуждение которых не закончено. Например, должен ли ребенок уметь делить слово на слоги или достаточно, чтобы он определял количество слогов. Большинство настаивает на том, что ребенок должен видеть, сколько в слове слогов. Если прописать требование уметь делить слово на слоги, это сразу повлечет за собой ряд дополнительных вопросов. Дело в том, что школьные правила во многом отличаются от университетских.

— Школьная фонетика ограничивается минимальными сведениями, которые часто носят не совсем научный характер, — прокомментировала «Известиям» завкафедрой русского языка МПГУ профессор Наталия Николина. — Например, школьное деление на слоги зачастую не совпадает с современными лингвистическими концепциями слога. Так же как транскрипция, которую они пишут в школе, носит предельно упрощенный характер.

В итоге те, кто поступает потом в вузы на лингвистические специальности, обнаруживают, что их школьные знания не вполне корректны, и им предстоит переучиваться.

— Редуцированный гласный в первом предударном слоге они обозначают буквой «а», что неверно, — приводит пример профессор Николина (то есть вместо академической транскрипции [мълΛко] школьников учат писать [малако]). — Просто такие правила максимально приближены к их возрасту. Но потом они уже к этому не возвращаются вплоть до окончания школы. И эти неполные, несовершенные знания повисают в воздухе.

По словам Наталии Николиной, вопрос о том, в каком объеме следует преподавать в младших классах фонетику и нужно ли вообще, сейчас активно обсуждается в экспертном сообществе.

— Одни говорят, что материал по фонетике сложно усваивается и в дальнейшем никак не востребован, — сказала она. — В старших классах ученики уже практически не обращаются к фонетическому анализу. При этом недостаточное внимание уделяется устной речи школьников, уровень которой постоянно снижается. С другой стороны, раздаются возражения, что фонетика — раздел, традиционно открывающий курс языковедческих дисциплин, и он важен для становления орфоэпических норм. Самое важное — определить, какие цели перед собой ставит курс русского языка. К примеру, в 60-е и 70-е годы прошлого века стояла задача выработать у учеников орфографические и пунктуационные нормы. А потом возникла проблема развития речи. И сейчас тоже ищут подходы, как построить современный курс русского языка. Главный вопрос, который сейчас обсуждается, — о роли компонента, связанного с развитием речи. Второй — в какой степени должны быть представлены теоретические сведения о языке.

Член Совета по русскому языку при президенте РФ Роман Дощинский, входящий в состав рабочей группы, подтвердил, что на следующем этапе, когда будут корректироваться учебные программы, курс фонетики в младших классах будет сильно сокращен.

— Писать транскрипцию будут учить меньше, а в начальной школе этим заниматься не будут, — рассказал он «Известиям». — Этому разделу будет отведено свое место, но не в тех немыслимых размерах и объемах, которые почему-то сегодня фигурируют в программах начальной школы.

Роман Дощинский отметил, что по одной из существующих программ по русскому языку ученики полгода занимаются фонетикой и за это время они настолько погружаются в мир звучащего слова, что потом не могут привыкнуть писать правильно. Некоторые дети даже не понимают разницы между звуком и буквой и записывают слова, как слышат.

— Вместо всех этих часов никому не нужной фонетики ученики будут писать диктанты и развивать навыки устной речи, — сообщил Роман Дощинский.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Роман Крецул
izvestia.ru
Фото ТАСС/Сергей Коньков

всего: 2180 / сегодня: 1

Комментарии /19

10:0008-02-2017
2
Читатель
И это правильно!

10:3608-02-2017
 
Читатель
Во времена Союза как то с русским языком все было проще, понятней и основной упор делался на чтение книг толковых и грамотных писателей. Сейчас все научно обосновано, проверено компьютерной диагностикой и совершенно НЕПОНЯТНО.

12:1908-02-2017
 
Читатель
Это пять!!! Прям не верится

12:4008-02-2017
1
Читатель
Боже, дождались! Я как вспомню у сына в тетради йаблака, йийгнонак и йийцо, так вздрогну. Из великого и могучего "падонкафский" сделали этой темой!

14:1008-02-2017
4
ЛИК
Да вообще тогда отмените орфографию! Если ребёнок не осознаёт звук, а именно этот навык прививает фонетика, то в дальнейшем его "русский" будет для образованного человека иностранным. То есть грамотные люди стране не нужны?

14:1508-02-2017
1
ЧитательЛИК
Да вообще тогда отмените орфографию! Если ребёнок не осознаёт звук, а именно этот навык прививает фонетика, то в дальнейшем его "русский" будет для образованного человека иностранным. То есть грамотные люди стране не нужны?

"по одной из существующих программ по русскому языку ученики полгода занимаются фонетикой и за это время они настолько погружаются в мир звучащего слова, что потом не могут привыкнуть писать правильно. Некоторые дети даже не понимают разницы между звуком и буквой и записывают слова, как слышат."
Вот тут подписываюсь под каждым словом и яростно аплодирую! Желаю и вам вникнуть в эти слова.

14:1808-02-2017
 
ЧитательЛИК
Да вообще тогда отмените орфографию! Если ребёнок не осознаёт звук, а именно этот навык прививает фонетика, то в дальнейшем его "русский" будет для образованного человека иностранным. То есть грамотные люди стране не нужны?

Лучше всего привить ребенку любовь к чтению. Много читая, он будет автоматически правильно писать.

14:3208-02-2017
3
ЛИК
Я в это всё вникаю уже более 40 лет и понимаю, о чём говорю. А выдёргивать из контекста исходной статьи то, что, как вам кажется, является доказательством ненужности навыков фонетической грамотности и ещё кичиться своим превосходством - это Откройте ФГОС по русскому языку и посмотрите, сколько часов в каждой параллели отводится фонетике. Ребёнок должен понимать разницу в произношении и написании, а иначе см. мой первый комментарий.

14:3708-02-2017
 
гражданин
Да давайте начальные классы совсем уберём из школы! Там и так программу до такой степени упростили, что дети, приходя в 5 класс, читать-то осознанно не умеют!

14:4208-02-2017
2
НатальяЛИК
Я в это всё вникаю уже более 40 лет и понимаю, о чём говорю. А выдёргивать из контекста исходной статьи то, что, как вам кажется, является доказательством ненужности навыков фонетической грамотности и ещё кичиться своим превосходством - это Откройте ФГОС по русскому языку и посмотрите, сколько часов в каждой параллели отводится фонетике. Ребёнок должен понимать разницу в произношении и написании, а иначе см. мой первый комментарий.

учитывая, сколько лет Вы "во все это вникаете" - начали вникать Вы либо в старших классах школы, либо в институте. я сама окончила литфак, обожаю язык, разбираюсь во всех разделах. но пардон - всему свое время - когда смотришь домашние задания в начальных классах -плакать хочется. какая транскрипция, какая фонетика. да ребенку семи-восьми лет даже само понятие Фонетика - необъяснимо. поэтому подписываюсь под каждым комментарием, кроме Вашего - дети должны именно нарабатывать навык правильного писания и обязательно много читать. и тогда, даже без обязательного знания правил и норм, - они будут видеть правильное и неправильное написание. и это как раз тот случай, когда не нужно мудрить и умничать.

14:5008-02-2017
 
мамаНаталья
учитывая, сколько лет Вы "во все это вникаете" - начали вникать Вы либо в старших классах школы, либо в институте. я сама окончила литфак, обожаю язык, разбираюсь во всех разделах. но пардон - всему свое время - когда смотришь домашние задания в начальных классах -плакать хочется. какая транскрипция, какая фонетика. да ребенку семи-восьми лет даже само понятие Фонетика - необъяснимо. поэтому подписываюсь под каждым комментарием, кроме Вашего - дети должны именно нарабатывать навык правильного писания и обязательно много читать. и тогда, даже без обязательного знания правил и норм, - они будут видеть правильное и неправильное написание. и это как раз тот случай, когда не нужно мудрить и умничать.

Я бы такому учителю ребёнка не доверила: позорить не хочу, свои ошибки, если сможете, исправьте сами.

14:5708-02-2017
2
Натальямама
Я бы такому учителю ребёнка не доверила: позорить не хочу, свои ошибки, если сможете, исправьте сами.

уважаемая мама, вот как раз умничанье и началось (уж не ЛИК ли Вы))) - ни одной орфографической ошибки в моем тексте нет. а что касается пунктуации, кавычек, заглавных букв, так комментарии - это не диктант, к счастью, пишутся сугубо эмоциально и сумбурно. следовательно прошу считать мой вариант пунктуации - авторским. и да удачи Вашему (им) чаду (ам) в учебе)))

15:2508-02-2017
1
гражданинНаталья
уважаемая мама, вот как раз умничанье и началось (уж не ЛИК ли Вы))) - ни одной орфографической ошибки в моем тексте нет. а что касается пунктуации, кавычек, заглавных букв, так комментарии - это не диктант, к счастью, пишутся сугубо эмоциально и сумбурно. следовательно прошу считать мой вариант пунктуации - авторским. и да удачи Вашему (им) чаду (ам) в учебе)))

Да все уже поняли что вы пупер. Вот моя позиция - лучше больше чем меньше!

15:3408-02-2017
 
елена
в нашей стране как всегда - одно убрать, другое включить... и все быстро и решительно...
без фонетики никак, если мы хотим, чтобы ребенок был грамотным... а писать детей транскрипцию заставляют особо "грамотные" учителя... во всем надо знать меру...

15:4608-02-2017
1
Натальягражданин
Да все уже поняли что вы пупер. Вот моя позиция - лучше больше чем меньше!

да я нисколько не против "больше", "качественнее" и тд. Боже упаси. Но всему свое время и не надорваться раньше этого самого времени. просто еще раз представьте ребенка 7-9 лет, что у него в голове, может себя в этом возрасте припомните. И припомните также, что вас в СССРе этому не учили в началке. а тем не менее образование было - суперское, несравнимое с современным.

15:4808-02-2017
1
другая мамаНаталья
уважаемая мама, вот как раз умничанье и началось (уж не ЛИК ли Вы))) - ни одной орфографической ошибки в моем тексте нет. а что касается пунктуации, кавычек, заглавных букв, так комментарии - это не диктант, к счастью, пишутся сугубо эмоциально и сумбурно. следовательно прошу считать мой вариант пунктуации - авторским. и да удачи Вашему (им) чаду (ам) в учебе)))

Как же ребёнок будет нарабатывать навык правильного написания "корова" без объяснения произношения "карова"? Я за развитие у ребёнка аналитики и логики! Убрать всё можно. Зачем таблица умножения , если есть калькулятор?

16:5108-02-2017
1
Читательдругая мама
Как же ребёнок будет нарабатывать навык правильного написания "корова" без объяснения произношения "карова"? Я за развитие у ребёнка аналитики и логики! Убрать всё можно. Зачем таблица умножения , если есть калькулятор?

Вот поэтому у вас дети аналитику с логикой победили, а корова через А пишут. Для таких как вы "продвинутых" мам и прочих "граждан", которые за то, что лучше бы больше, чем меньше - и старается наше министерство образования, из кожи вон лезет - новаторствует. Только больше и типа современнее - это не всегда лучше.

17:1208-02-2017
 
Читатель
Сколько у нас тут хфилологов в горади!

18:5408-02-2017
 
переводчикЧитатель
Вот поэтому у вас дети аналитику с логикой победили, а корова через А пишут. Для таких как вы "продвинутых" мам и прочих "граждан", которые за то, что лучше бы больше, чем меньше - и старается наше министерство образования, из кожи вон лезет - новаторствует. Только больше и типа современнее - это не всегда лучше.

Ну ещё один "Наталья" нашёлся. Да ребёнок, способный мыслить, легко осваивает школьную программу, а тот, который "бедненький, замученный", таким и остаётся в реальной жизни. Я школу закончил в 1980, потом НГПИ. Эту самую фонетику и много чего ещё и мы, начиная с началки, изучали. Причём это самый простой и интересный раздел языка (любого), и фонетика действительно помогает освоить грамматику любого языка. А вы, похоже, вообще не в теме, если не понимаете, что МО наоборот год от года облегчает образовательную составляющую школьной программы, а потом делает наивные выводы о качестве образования.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире