В Роскосмосе назвали причину аварии ракеты "Союз-2.1б"

В Роскосмосе назвали причину аварии ракеты "Союз-2.1б"

В стране и миреПроисшествия
Причиной падения в Атлантический океан разгонного блока "Фрегат" с 19 спутниками стала некорректная работа алгоритмов программного обеспечения в совокупности с неучтенными при его составлении особенностей азимутов пуска с нового космодрома "Восточный", заявил журналистам первый замглавы "Роскосмоса" Александр Иванов.

Ракета "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и 19 спутниками стартовала в 8.41 мск 28 ноября и штатно достигла промежуточной орбиты. Позже "Роскосмос" сообщил, что связь со спутником "Метеор-М" №2-1, который должен был отделиться первым, установить не удалось, так как аппарат отсутствует на целевой орбите, а затем и подтвердил падение разгонного блока со спутниками в океан.

Иванов отметил, что комиссия госкорпорации под руководством замдиректора ЦНИИмаш завершила 11 декабря свою работу.

"Причиной аварии явилось несовершенство алгоритмов программного обеспечения системы управления разгонного блока "Фрегат", которое проявилось при запуске именно с космодрома "Восточный". Алгоритм работы системы управления привел к некорректному определению ориентации блока после отделения от ракеты-носителя при неверно выставленных начальных азимутах ракеты-носителя и разгонного блока на стартовом комплексе. При этом существующие методы математического моделирования не могли выявить подобной ошибки", — сказал Иванов.

Иванов подчеркнул, что по результатам работы комиссии никаких замечаний к работе космодрома и ракеты-носителя "Союз" не выявлено. Сам разгонный блок "Фрегат", его составные части и двигательная установка также отработали в полном соответствии с заложенным алгоритмом.

"Однако из-за совокупности перечисленных выше причин в момент отделения разгонного блока от носителя ошибка по вращению составляла 363 градуса. "Фрегат" начал разворот, но просто не успел его отработать, так как согласно циклограмме полета включился маршевый двигатель, который придал импульс при неверно ориентированном блоке, после чего началось его падение в океан", — пояснил Иванов.

"Здесь напоролись на разницу двух школ. НПО Автоматики производит систему управления ракеты-носителя, и школа НПЦАП — системы управления разгонными блоками. У них разные вещи, эта нестыковка заложена еще 20 лет назад", — сказал Иванов на встрече с журналистами.

Он привел в качестве примера комплекс "морской старт", который вообще не имеет постоянного азимута старта — "пришла баржа, ветер дует, баржа встает против ветра, она постоянно меняет азимут старта". При этом подобной рассинхронизации не происходит, так как ракеты "Зенит" отсчитывают азимут так же, как и разгонные блоки "ДМ", использующиеся с ними.

Этих же проблем лишены и ракеты "Протон", а также все боевые ракетные комплексы.

Кроме того, при первом пуске с космодрома Восточный полезная нагрузка также выводилась на солнечно-синхронную орбиту. Аварии удалось избежать, так как с ракетой "Союз-2.1а" использовался разгонный блок "Волга".

Как отметил со своей стороны глава "Роскосмоса" Игорь Комаров, анализ произошедшего привел комиссию к вскрытию проблем, которые ранее не были исследованы.

"Мы столкнулись даже не с тем, что перевернули датчики угловых скоростей, и не с тем, что перепутали припой при сварке, и даже не халатностью и отсутствием дисциплины на производстве, а с особенностями алгоритма программного обеспечения, который составлялся порядка 20 лет назад, и успешно применялся 62 раза при работе разгонного блока "Фрегат" с других космодромов. Особенностью данного пуска именно в этом сочетании "Союз-Фрегат-космодром Восточный", которая применялась впервые и получила печальные последствия", — констатировал Комаров.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Фото РИА Новости / Рамиль Ситдиков

всего: 1345 / сегодня: 1

Комментарии /13

13:3312-12-2017
2
Читатель
основная причина это наше национальное рукожопие

13:5312-12-2017
 
Читатель
Китайская электроника?Или наша еще хуже?

13:5512-12-2017
 
?
А что, проверить алгоритм можно только после падения ракеты?

14:0412-12-2017
1
Читатель
Раша не может даже повторить то, что Королев в 50-х годах успешно делал

14:0812-12-2017
1
Читатель?
А что, проверить алгоритм можно только после падения ракеты?

До падения они не знали слова "алгоритм".

14:5712-12-2017
1
аналитикЧитатель
основная причина это наше национальное рукожопие

Достаточно взглянуть на наш автопром и сразу возникает вопрос!
С чего это у нас лучший военный флот, танки, самолёты, стрелковое оружие???
Каким образом мы вообще запускаем ракеты в космос???, а может это вообще ФЕЙК

15:0212-12-2017
1
Дана
Ракеты, аварии ...

Лучше бы учились делать конкурентную бытовую технику, обувь, шить классную одежду, производить хорошую мебель, легковые автомобили и тп.
Если до сих пор не умеем это делать, про какие РАКЕТЫ и КОСМОС может идти речь?

15:3212-12-2017
 
Читатель
Украли лярды в подконтрольном тебе ведовстве (сердюков) - получил другую госдолжность; 3 раза не обязан являться в суд по повестке (сечин); страну отстраняют от олимпиады (мутко) - повышение; не обязан отвечать на обвинения (медведев); просто взял по обычаю 21кг вина (улюкаев); 50 летние советские ракеты падают (рогозин). Действительно страна возможностей.

15:3812-12-2017
 
Читатель
как говорил паша воля: какой айфон?!?! вы научитесь делать хотя бы АСФАЛЬТ !

15:5912-12-2017
 
ЧитательДана
Ракеты, аварии ...

Лучше бы учились делать конкурентную бытовую технику, обувь, шить классную одежду, производить хорошую мебель, легковые автомобили и тп.
Если до сих пор не умеем это делать, про какие РАКЕТЫ и КОСМОС может идти речь?

И я говорю:почему страна,делающие лучшие в мире танки,не может сделать приличный автомобиль?

18:1812-12-2017
 
ЧитательЧитатель
И я говорю:почему страна,делающие лучшие в мире танки,не может сделать приличный автомобиль?

Ну если объективно давай какой это танк, в каком количестве выпушен? По аналогии самолеты сколько там Т50 у нас и сколько F22, далее сколько там F35 и Су35 мне вот попадалось пропорция F35-3000;Су35-40 в планах.

10:2013-12-2017
 
ЧитательДана
Ракеты, аварии ...

Лучше бы учились делать конкурентную бытовую технику, обувь, шить классную одежду, производить хорошую мебель, легковые автомобили и тп.
Если до сих пор не умеем это делать, про какие РАКЕТЫ и КОСМОС может идти речь?

как ты понять не можешь? воровать легче- сгорело и всё, концы в воду. а там надули в уши про синусы косинусы алгоритмы. кто проверит то!?

10:0314-12-2017
 
КЭП
Начало освящения ракет и их аварийность удивительным образом совпадают. Я не говорю про необходимость организации РОССВЯТНАДЗОР, но идти нужно в другом направлении. Наука и религия вещи не совместимые.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире