осталось 660 дней
 
Простой и надёжный друг и товарищ (ФОТО)

Простой и надёжный друг и товарищ (ФОТО)

Местные новостиБезопасность
Героем нашей публикации стал один из ветеранов пожарной охраны страны. И это не человек. Сегодня мы побеседуем о пожарном автомобиле, а точнее об автоцистерне на базе ЗиЛ-130.

История производства пожарных автоцистерн на шасси новейшего советского грузовика 1960-х - ЗиЛ-130 - начинает свой отсчёт с завершения государственных испытаний АЦ-30 (130) 63 в декабре 1962 года. Правда, массовое производство машины Прилукский завод начнёт лишь в 1964, а уже в 1966 году модернизированная машина получит индекс 63А, и такие машины будут делать вплоть до 1983 года, когда свет увидит серийная цистерна с индексом АЦ-40 (130) 63Б. В год таких автомобилей производили больше тысячи экземпляров, и она стала массовой и знаковой пожарной машиной на несколько десятилетий.

До 1982 года обе модели (63А и 63Б) выпускались одновременно. В 1983 году 63А снимается с производства, при этом производство 63Б увеличивается до 2000 штук в год. АЦ-40(130)-63Б стала самой массовой пожарной автоцистерной Советского Союза.

Вот такой краткий экскурс в историю нашего героя, взятый нами на просторах Интернета. Ну а реальность такова, что автомобиль, уже снятый с производства, продолжает нести службу в рядах пожарной охраны. Где-то — до сих пор основным автомобилем, а где-то — поставленным в резерв, готовым в любой момент рвануть в бой. Обыватели, смотрящие вслед ему, пробирающемуся через поток гражданских авто, говорят, что пора бы уже ветерану и на покой, ведь парк пожарной охраны хоть и медленно, но пополняется более современными автомобилями, да и сам завод при разделе великого советского государства остался по ту сторону границы. Те же самые слова можно услышать и от пожарных, особенно от молодого поколения, меняющих на боевом посту отслуживший свой срок ветеранов. Хотя не все так однозначно, ведь развитие пожарной техники не только усовершенствует материальную базу пожаротушения, но и становится сложнее и в техническом обслуживании.

В своем небольшом очерке мы не старались узнать, что же лучше, более старая и простая техника или новая и технологичная. Мы просто побеседовали с теми, кто работал с легендарным пожарным автомобилем долгие годы, и с теми, кто продолжает работать на нем до сих пор.

Первым нашим собеседником стал Дмитрий Зоренко, руководящий технической службой о-ряда. Уж кому, как не ему знать все слабые и сильные стороны техники. В первую очередь, когда речь зашла о герое нашего очерка, Дмитрий отметил его самый большой плюс – легкость ремонта и обслуживания.

«Эти машины в свое время шли большими партиями, стояли на вооружении большинства подразделений, техника была однотипная и взаимозаменяемая. Автоцистерна на базе ЗиЛ-130 завоевала к себе доверие тем, что была очень ремонтнопригодна. В случае выхода из строя, быстро находились запчасти, машину быстро вводили в строй. Довольно-таки мощная машина, очень маневренная при хорошем умении водителя и достаточно проходимая. Самый большой ее недостаток – большой расход топлива по сравнению с более современными своими собратьями. И пока еще нет автомобиля, который бы мог полностью заменить его массово и мог быть столь же легким в обслуживании и ремонте, считаю, невозможно его убрать вообще. Даже там, где приходит в подразделения новая техника, эти автоцистерны всегда держат в резерве, готовыми всегда встать в боевой расчет».

Следующим нашим собеседником стал водитель пожарного автомобиля, уже отработавшим свой стаж и вышедший на заслуженный отдых. Эдуард Зайцев встретился со «стотридцатым» еще в Белово, где начинал свою службу в пожарной охране. Приходилось выезжать на нем и на лесные пожары, сколько по деревням выезжали – не счесть.

«Здесь уже, в Новокузнецке, - вспоминает Эдуард, - в районе нашей части очень много частного сектора, больше на горе, дороги, понятно, что никакие. Везде на нем пробирались, он довольно маневренный, по сравнению с теми же «УРАЛами», по небольшим уличкам частного сектора у него, конечно же, есть предпочтение. Скорость неплохая, 80-90 км/час, иногда больше и не надо. Не без недостатков, конечно, машин нет идеальных, но при надлежащем уходе и обслуживании проживет еще немало.

У нас в части, которой я работал в Новокузнецке, стоит ЗиЛ 1974 года выпуска, еще первой своей модификации. Конечно, для полноценной боевой работы может и не стоит его использовать, но для резервной машины еще вполне в форме «ЗиЛок».

Водители, отработавшие на легендарном автомобиле большую часть своего пожарного стажа, с доброй ностальгией вспоминают боевого ветерана. Те же, кто сел за руль уже в этом столетии, конечно же, поглядывают в сторону современных автомобилей. Алексей Христолюбов в пожарной охране всего пять лет и работает в части, в которой основным автомобилем является именно «стотридцатый». Однако имеет опыт работы и на более современном «УРАЛе».

«Ну как сравнивать эти машины, - улыбается Алексей, - на современных машинах намного удобней водителю работать, комфортней, теплей, скорость побольше. И с насосом тем же более приятно и комфортно, отсек просторней, легче в управлении. Но большим минусом их и является, прежде всего, сложность оборудования. Выйдет из строя, ремонтировать сложней. Да и воду частенько насос отказывается принимать, фильтр стоит, компьютер не дает «добро», вот и приходится его перезапускать. А если сломается, то и не отремонтируешь сам. В «стотридцатом»-то все проще и надежней. Но, я думаю, пора «ветерану» отдохнуть и дать поработать новым машинам. На свалку, конечно же, не стоит их отправлять, пусть стоят в резерве, как паровозы, на случай, когда их простота и надежность пригодится!»

Поговорим о герое нашего очерка и с пожарными. Они, прежде всего, отмечают его «суровый и мужественный комфорт». Владимир Трифонов, пожарный ПСЧ-2, самый старший в своем карауле и опыта работы с современными машинами не имеет. И как замечает наш собеседник, наверное, и не придется их освоить. Поэтому и не может сравнить легендарную автоцистерну с теми, кто приходит ей на смену. И считает, что именно суровость «стотридцатого» и есть его основной плюс.

«Машина для работы! Мне сравнивать не с чем, - отмечает Владимир, - поэтому ЗиЛ-130 для меня удобен. Конечно, новые автомобили и по комфорту и по удобству расположения оборудования поинтересней, тут не поспоришь. Материалы современные, пластик, «нержавейка». Джойстики там, кнопочки, подсветка всего. Мы же сами, своими руками «ЗиЛки» все перестраивали, под новое оборудование, под дыхательные аппараты. Тесноваты отсеки, конечно, когда их делали, на такое количество оборудования явно не рассчитывали. Зато все под рукой, - смеется Владимир.

Надежный друг и товарищ, в общем! Ну а новому поколению пожарных, конечно же, нужна новая и современная техника. «Стотридцатые» уже устарели, и морально, и физически. Как ветераны, которые выполнили свой долг на определенном этапе и пора отдохнуть».

Скиба Станислав, рядовой пожарной охраны в строю огнеборцев меньше года. Шел к работе долго и целенаправленно, ожидая своей очереди на прием. И, естественно, в мечтах о героической работе видел себя на выездах в современном автомобиле, сверкающем своими новыми красными бортами. Но судьба свела его именно с легендарным автомобилем.

«Мир не стоит на месте, современные условия требуют уже и новых решений, - говорит Станислав. Поэтому, конечно же, хочется, чтобы пожарные города работали на более современных автомобилях. Там и оборудование новей, и материалы используются новые. Да и просто удобней работать с ним. Когда мы учились в Кемерово, нас водили в местную спецчасть. Ох, какие там автомобили, мечта! С удовольствием бы поработал. Но пока приходится работать именно на «стотридцатом». Отношусь к нему с большим уважением, как к старшему товарищу. Сколько он уже в строю? Более полвека? Ну вот. И выполняет свою работу!

Простой, надежный. Пусть современные столько послужат, - улыбается наш молодой собеседник, - тогда тоже получат свою порцию уважения. А пока наслышан, что и воду не всякую может забрать, и вообще ребята капризные в работе и обслуживании. Вот совместить бы это в какой-то одной машине. Но это мечты. Которые, как мне кажется, обязательно сбудутся!»

Мы думаем, что у каждого, кто работал с легендарным пожарным автомобилем, есть, что сказать про него доброго и хорошего! Но мы не можем их вместить в рамки очерка, поэтому вы можете просто их оставить в комментариях.

А мы пожелаем нашему ветерану, до сих пор несущему свою боевую службу в рядах пожарной охраны, долгих лет жизни и достойную смену, безотказной работы и хорошего к себе отношения!

И если вы увидите его на улицах города, следующего на очередной вызов, чтобы привезти боевой расчет туда, где требуется помощь людям, проводите его со словами благодарности к его нелегкой работе на благо людей.

Рядового пожарной охраны. Того, кто стоит в рядах пожарного братства!

 


Фото /7

1
2
3
4
5
6
7
Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Пресс-служба 11 отряда ФПС по Кемеровской области
city-n.ru
Фото пресс-службы 11 отряда ФПС по Кемеровской области

всего: 1792 / сегодня: 2

Комментарии /5

12:2731-07-2019
 
20
спасибо за отличную статью!
больше таких вот - человечных и интересных материалов, Сити-Н!

13:0131-07-2019
 
6
читатель
авто нашего детства

13:1831-07-2019
 
5
Ветеран Запсиба
Помню девок катал на таком после армии в 1967 году.

14:0331-07-2019
 
5
Читатель
Пожарных и спасательных генералов и полковников бы кто пересадил на служебные Победы, 21-е Волги, 401-е Москвичи...
Да еще, чтоб, эти машины были такие же старые, одного года выпуска с ЗИЛ-130.
Само то руководство на новых представительских иномарках катается.

14:3831-07-2019
 
5
Читатель
И вся техника и в армии у нас тех же лохматых годов...

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости