Организации малого и среднего бизнеса, впервые совершившие административное нарушение, могут избежать штрафа, если будет соблюден ряд условий. Так, нарушение должно одновременно отвечать семи условиям, а именно:
Рассмотрим подробнее первые четыре условия.
1. Нарушение не причинило и не могло причинить вреда.
Самое сложное — обосновать, что нарушение не несло угрозы людям, природе, государству или объектам культурного наследия.
Суды априори считают потенциально опасными нарушения требований:
Также представляющими угрозу суды считают нарушения требований промышленной безопасности или лицензии на ведение деятельности в этой сфере (3-й ААС, 14-й ААС).
Вместе с тем, суд может не увидеть угрозы причинения вреда при следующих нарушениях:
В указанных случаях суд заменил штраф предупреждением, указав, что на момент вынесения решения административного органа спорная реклама была удалена (14-й ААС).
В данном случае, суд может заменить штраф предупреждением, если административный орган не доказал наличие вреда или угрозы его причинения (14-й ААС);
2. Нарушение совершено субъектом малого или среднего предпринимательства.
Сведения об организации или предпринимателе должны быть включены в реестр. Если их там нет или они включены в реестр после совершения нарушения, штраф предупреждением не заменят (8-й ААС, 10-й ААС, 17-й ААС).
3. Нарушение совершено впервые.
При оценке выполнения этого условия важны следующие моменты.
Нарушение считается совершенным впервые и в том случае, если истек срок, в течение которого лицо считалось наказанным за более ранние нарушения (ВС РФ).
Стоит обратить внимание, что Верховный суд указывает, что учитываются любые нарушения, а не только однородные. Например, если организацию ранее оштрафовали за нарушение миграционных правил и годичный срок не истек, следующий штраф за нарушение трудового законодательства предупреждением не заменят.
При определении повторности нужно сопоставлять даты совершения нарушений, а не даты постановлений о привлечении к ответственности. Новое нарушение будет считаться повторным, даже если постановление по предыдущему нарушению вынесено позже совершения нового (ВС РФ).
4. Нарушение выявлено в рамках госконтроля.
Суды, как правило, широко толкуют понятие государственного и муниципального контроля, включая в него:
Неоднозначно складывается практика в ситуации, когда поводом к возбуждению административного дела становится обнаружение данных, указывающих на наличие нарушений.
Часть судов считает, что в этой ситуации замена штрафа предупреждением не применима в принципе, поскольку госконтроль не осуществлялся. В основном такой подход встречается в спорах, связанных с таможенными нарушениями (15-й ААС, 20-й ААС). В отношении других нарушений данный подход тоже иногда используется (17-й ААС).
Помощник Кемеровского межрайонного прокурора
по надзору за исполнением законов
в угледобывающей отрасли Мамедов И.М.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: