Моё знакомство с Виталием Александровичем Берзиным состоялось на одной из выставок в Новокузнецком художественном музее в начале 2000-х годов через известного в определённых кругах коллекционера Виктора Гуменика (Гума). Был у них свой круг, в который входили такие художники как Виталий Карманов, Светлана Берзина-Плеханова, Александр Суслов, Зиновий Олейник-Штайнер, Электрон (Олег Ермолаев). В общем, как говорят сегодня, своя тусовка.
Эти, без сомнения, талантливые и харизматичные люди периодически пересекались. Иногда на разных художественных выставках, которые, как водится, заканчивались шумными, с философским налётом фуршетами. Спорили, вели беседы на тему культурной и политической жизни страны, ссорились… И почти каждую субботу в обеденное время встречались в ресторане «Терсь», куда всех приглашал Гума – жизнерадостный, щедрый, щёголь, пижон, но неизменно обожаемый всеми. Его визитной карточкой были длинный плащ или пальто, в зависимости от времени года, кашне и дорогая чёрная велюровая шляпа. Кстати, однажды в связи с этой шляпой произошел казус, виновником которой стал Виталий Берзин. В отличие от Гуменика, Берзин не страдал фетишизмом, и вещи для него были лишь вещами, удобными и необходимыми. И вот как-то после одной из посиделок Виталий Берзин в суматохе случайно надел шляпу Виктора Гуменика, а взамен «оставил» свою – дешёвую, простую, фетровую, основательно потрепанную временем… Потом, конечно, был небольшой скандальчик, но поскольку в преднамеренном посягательстве на любимый предмет гардероба Гумы Виталия Берзина никто не мог заподозрить, случай запомнился всем как забавный анекдот, который и сегодня вспоминают с улыбкой…
Когда Виталий Берзин был председателем Союза художников Новокузнецка, то эта компания периодически собирались у него в кабинете в Доме творческих союзов. И это было незабываемое время! Виталий Берзин был художником, который обладал активной жизненной позицией и неутомимой творческой энергией. Он был хорошим организатором и, кроме того, – прекрасным педагогом в студии для молодых художников и учителей школьного образования; многие мастера по батику тоже учились у Берзина. Он был преподавателем Московского института индустрии моды. Многие начинающие художники получили у него нужные и интересные знания, которые помогли им выработать свой стиль и свою дорогу в искусстве.
Про Виталия Берзина было много написано и, наверное, сложно что-то добавить к уже сказанному. Но, думаю, каждый, кто близок к художественному сообществу и культуре города Новокузнецка, согласится со мной, что на протяжении уже почти двенадцати лет его не хватает и на выставках, и на различных мероприятиях, и на выставкомах, где он всегда имел свою аргументированную позицию, был требовательным и не шел на компромисс. И ценил профессионализм в других. В общем, следовал принципу: «Ты мне друг, но истина дороже!». Потому, что сам был высокопрофессиональным художником, разноплановым и многогранным, со своим почерком. Порой совсем не обязательно видеть подпись под картиной: по стилю, по манере узнаешь, это он – Берзин. Он легко переходил от живописи к графике, от графики к батику. От живых, пленэрных, натурных работ без всякого усилия обращался к подчёркнуто-декоративным. На самом же деле он просто умел работать, жить, радоваться.
Кстати, первая выставка памяти Виталия Берзина открылась в НХМ накануне годовщины его смерти – 1 апреля. Тогда многие обратили внимание на неслучайность этой даты: Это же Берзин! И такое может быть только с Берзиным, потому что он был весёлым, жизнерадостным человеком, он умел шутить, он даже ругался шутя. И душа у него была открытая, и открытый взгляд, хотя он пытался оградить себя рамками, вогнать себя в общепринятые стандарты. Но у него не получалось. Потому что это Берзин! Кстати, сам о себе он так и говорил: «Я хочу быть таким – беззаботным и радостным…»
Светлана Берзина-Плеханова, жена художника, не раз подмечала удивительную способность, или, вернее, особенность Виталия Александровича: «Берзин писал всё на пленэрах. Это, наверное, единственный в городе художник, который так виртуозно, свободно владел пленэром. Не каждому даётся сделать работу от начала до конца во время пленэра. Как правило, художники, дорабатывали свои картины в мастерских. Когда работаешь на пленэре, то и комары, и мошки мешают… Когда работал Берзин, он вокруг себя никого не видел, ничего не слышал… Этот процесс мог продолжаться 45 минут, час... За это время он мог написать один акварельный лист формата А1. Он не делал никаких карандашных набросков, а рисовал сразу кистями. Ставил на мольберт папку, закреплял лист. Рядом вода и краски… И всё…Вставал в свою неизменную позу, расставляя широко ноги, и делал такие же широкие размашистые мазки сверху вниз, сверху вниз… Никаких тебе карандашных набросков. Всё делал на глаз. На глаз художника-мастера, профессионала. И работы получались высокого профессионального уровня!»
Виталий Александрович Берзин — участник многих выставок самого разного уровня. Перечислять их не буду: это есть в справочниках. Приведу лишь некоторые факты из его биографии. Берзин Виталий Александрович (20.03.1948-02.05.2009) – художник декоративно-прикладного искусства, график. Родился 20 марта 1948 года в поселке Петровское Ивановской области. Окончил Ивановский химико-технологический техникум, художественно-колористическое отделение (1964-1968). Жил в Новокузнецке с 1988 года. Работал в Художественном фонде и «Росмонументискусстве». Участник выставок с 1969 года. Член Союза художников с 1993 года. Председатель Новокузнецкой организации Союза художников (1996-2004 гг.). Работал в текстиле (батик, гобелен) и станковой графике (акварель). Произведения В. Берзина находятся в собрании Новокузнецкого художественного музея (НХМ). Награды: 1996 – 1 премия на приз губернатора Кемеровской области областной художественной выставки-конкурса «Кузбасская палитра»; 1997 – Лауреат премии областной художественной выставки, посвящённой 40-летию Кемеровского Союза художников. Награждён областной медалью «За веру и добро» (2008 г.). Умер в Новокузнецке 2 мая 2009 г.
Память о Виталии Берзине сохранена в его картинах, которые периодически выставляются на разных выставках. Так, в честь 70-летия художника была открыта памятная выставка в БСТ-БАНКЕ в 2018 году. И сегодня несколько его работ присутствуют на выставке картин новокузнецких художников «Весенний вернисаж», которая открыта в БСТ-БАНКЕ, что по ул. Кутузова, 31. И любой желающий может их посмотреть в рабочие дни с 9-00 до 17-00. Вход на выставку свободный.
Евгений Крюков
Фотографии автора
Комментарии /15
НМБ этим страдали и плохо кончили.
Слева - Виктор Гуменик, в центре - Ступеньков Владимир Ильич, отец известного спортсмена Юрия Ступенькова и художника Леонида Ступенькова. Справа - Светлана Берзина.
Леонид Ступеньков - художник, работавший в технике сграффито, мастер-мебельщик, член Международной федерации художников и графиков при ЮНЕСКО (IFA). В 1991 г. вошел в число десяти лучших молодых советских художников.
Работы Леонида Ступенькова находятся во многих частных коллекциях России, США, Франции, Кипра, Польши, Израиля, Португалии, Намибии, Южно-Африканской Республики и др. странах. В Новокузнецком художественном музее (с сентября 2019 г) находится работа «Элегия арлекиниады».
НМБ этим страдали и плохо кончили.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: