Проектирование и строительство существующей в Кемеровской области железной дороги Мундыбаш-Таштагол, получившей название Горно-Шорская железная дорога, велось силами заключённых.
Дорога должна была стать продолжением ранее построенного участка Кузнецк – Мундыбаш (Тельбес) для соединения Кузнецкого металлургического комбината с железорудными месторождениями Горной Шории.
23.02.1934 года Главным управлением лагерей ОГПУ СССР был принят приказ о строительстве дороги силами Ахпунского отделения Сиблага. Открыть постоянное движение по дороге планировали с 1 января 1937 г.
В первый год строительства работы велись без отставания от намеченного плана, что позволило руководству Сиблага заявить о том, что первые 42 километра дороги будут запущены в эксплуатацию уже к началу 1936 года. По состоянию на II квартал 1936 года на строительстве дороги работало более 15 тысяч заключённых, однако в связи с сокращением финансирования количество заключённых, задействованных в строительстве дороги, начало снижаться, и в результате из намеченных 42-х километров пути рельсы проложили лишь на 32 км.
Поскольку план по основным работам (земляные; заготовка леса) всё-таки был выполнен, то Управление ГУЛАГа решило премировать около 2 тысяч заключённых. Премии для строителей тех времен были не в денежной форме — ударникам предлагалось снизить срок отбытия наказания, для чего в Ахпун направили специального представителя с задачей рассмотреть персонально дело каждого из ударников. Какое количество заключённых в реальности получило «гулаговские премии», осталось неизвестным.
В 1937 году строительство дороги завершить так и не смогли, в качестве причин обозначили низкую квалификацию заключённых, снижение финансирования, отсутствие полноценной производственной базы. Строители умирали от голода и физического истощения. По некоторым данным, процент смертности в лагере составлял 25-27 процентов от общего числа заключённых в год.
С целью завершения строительства НКВД СССР был издан приказ от 25.04.1938 года № 0-75, а Управлением Сибирских исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР приказ от 26.04.1938 года № 0-22, которыми были приняты решения о расформировании Ахпунского отделения Сиблага НКВД СССР и создании на его материально-людской базе Горшорлага с прямым подчинением ГУЛАГу.
После создания Горшорлага к строительству также привлекаются спецпоселенцы Горно-Шорской спецкомендатуры.
И.А. Мальцев, архивное фото
В ноябре 1938 года по представлению руководства Горшорлага начальником Управления НКВД Новосибирской области И.А. Мальцевым выносится приказ о расстреле 52-х осужденных, которые не смогли выполнять работы в связи с физическим истощением. Девять из приговорённых к расстрелу до казни не дожили, в результате 02.12.1938 года работники Горшорлага расстреляли 43 человека.
10 марта 1939 года открывается пробное движение на участке Мундыбаш – Таштагол, за что семеро заключённых-строителей получают денежные премии в размере от 5 до 25 рублей.
Основные работы по строительству дороги были завершены к концу 1940 года, и в советских газетах отрапортовали о завершении очередной «комсомольской» стройки. Фактически в полную эксплуатацию линия была сдана в 1941 году, и 31.12.1941 года Горшорлаг был ликвидирован.
Комментарии /84
А это что сейчас сидят на казеных харчах не работают
Только права свои качают..
Вон отправить строить Бам
А это что сейчас сидят на казеных харчах не работают
Только права свои качают..
Вон отправить строить Бам
Как так?
Как так?
Ту народу полегло по зонам и лагерям немеряно
Ту народу полегло по зонам и лагерям немеряно
ну так опубликуйте свои архивы, ... вертухаи и их потомки - и вся эта возня прекратится, но нет - ..овно только солженицын, а преступления тех самых - понимать надо))
ну так опубликуйте свои архивы, ... вертухаи и их потомки - и вся эта возня прекратится, но нет - ..овно только солженицын, а преступления тех самых - понимать надо))
30е годы, простым людям порой есть нечего было, а тут харчующиеся зэка, большинство которых по политической 58 присело, нужна же была трудовая армия рабов, работающих за похлебку
конечно, и у него биография 30-40х годов не безупречная, но далеко не людоед, как усатый
конечно, и у него биография 30-40х годов не безупречная, но далеко не людоед, как усатый
давай тогда соцгород - скворечники по энтузиастов и прочее приводи в пример - как символ и дары от усатого
а хрущевки в наших великодержавных реалиях еще двух таких как ты переживут
обнаружили рак яичек прооперировали, провели радиационное лечения и химиотерапию , и он ещё прожил долгую жизнь до 89 лет ?
Попал в лагерь в Котласе. Там тоже было терпимо, тем более что Гуревич как умный человек искал «интеллигентные работы» - он служил в лагерном театре суфлёром, геодезистом, чертёжником. Родители присылали большие продуктовые посылки.
«Интеллигенты хитрили как могли, отлынивали, где могли. Интеллигенты все мечтали о конторской тёплой комнате. Один музыковед по профессии говорил мне с возмущением: «Эти подлые эгоистичные мужики бессовестно выполняли норму ради пайки хлеба, совершенно не думали о нас, не считались с тем, что мы не можем осилить норму, из-за них останемся голодными».
Приятнее всех оказались заводские рабочие. Для них был привычен физический труд и привычна взаимопомощь. Они доброжелательно относились даже ко мне – неумехе, помогали где могли.
Иначе держались крестьяне. Эти были вырваны из своей земли с корнем, испуганы, зажаты, наивно хитрили и щетинились. Каждый чувствовал себя одиночкой в окружении волков. Все волки, все враги, одни враги кругом.
Воры были жестоки, слезливы, сентиментальны и надрывно-истеричны. Что-то сами себе доказывали самыми нелепыми выходками. Видимо, всё же нелегко вычеркнуть себя из общества и годами противостоять общественному осуждению. Мало-мальски рассуждающие при первой же рюмке срывались на истерику
— Есть ли машины, работающие без ремонта? Их нет. А мы, заведенные машины, отдыхаем, самое большое, четыре часа в сутки. Да разве это отдых? На голых нарах с одной телогрейкой или бушлатом. За выполнение нормы мы получаем 800 грамм сырого ржаного хлеба. И ржаную болтушку — затируху. Поллитра на рыло. Ржаные галушки, промасленные снеговой водой. А издеваются над рабочим человеком все кому не лень. Надзиратели в эти четыре часа отдыха затеют шмон, выгоняют из барака, снимают даже рубаху. Староста лагеря бьет за дело и без дела. Одни проверки доводят до белого каления.
Кто у нас лагерная обслуга? Воры, жулики и бандиты, они убивать способны, а здесь это и поощряется. За это льготы получают. На свободе они на кусок хлеба не заработают, тюрьма им дом родной. Посмотрите на нашего начальника канители, на нем пробы ставить негде. Тысячу раз бандит, а тут он почетное доверенное лиц
Арестован 25 января 1939. Осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР 14 мая 1940 на 8 лет исправительно-трудовых работ. В августе 1940 приговор был опротестован как излишне мягкий. Погиб в Котласском исправительно-трудовом лагере Архангельской области (возможно, покончил жизнь самоубийством) 24 августа 1940. Не реабилитирован.
А вырывать из всей истории отдельные факты, "обработать" и демонизировать всё прошлое, это по меньшей мере недопустимо, и даже преступно. Именно этим занимались "солженицины" и нынешние их подражатели, купленные за 30 серебряников. А если уж и хотите поупражняться в логике, то подумайте, чем бы всё закончилась, если бы не было КМК, дороги в таштагол, которая по сути является продолжением кузнецкстроя и др. строек по всей России. А впрочем история не любит сослагательного наклонения. И всё это наша история которую никуда не денешь, а переписывание и искажение её за зелёненькие бумажки по заказу англосаксов называется простым словом - предательство.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: