В Новокузнецке принято помнить людей, благодаря которым на юге Кузбасса возникла современная горно-металлургическая промышленность, давшая начало новой жизни провинциальному Кузнецку. Так, улицы нашего города носят имена:
Однако ни одна из улиц Новокузнецка не носит имя человека, которого можно назвать одним из основоположников горно-металлургической отрасли Кузбасса.
Имя этого человека — Иосиф Иосифович Федорович. Иосиф Федорович родился 5 июля 1875 года в Верхнеднепровском уезде Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область Украины) в семье контр-адмирала Черноморского флота. Окончив реальное училище в г. Николаеве, поступил в Санкт-Петербургский горный институт и получил профессию горного инженера.
После окончания в 1900 году института начинает работу на Донбассе. В 1904 году в одиночку вывел шахтёров шахты «Иван» (Макеевка) из подземного пожара, за что получил награду «За спасение погибавших».
В 1907 году его назначают руководителем Центральной спасательной станции Донбасса. После командировки в Европу Федорович оборудует станцию по европейскому образцу.
В 1909 году становится управляющим разрушенного пожаром Берестово-Богодуховского рудника. Под его руководством рудник был не только восстановлен, но и за два года выведен в число прибыльных. Уже в 1912 году Федоровича признают лучшим среди директоров шахт Донбасса.
В ноябре 1912 года Императором Николаем II утверждается Устав «Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей» (Копикуз). Для реализации своей программы по строительству угольно-металлургической промышленной базы в Кузбассе Копикуз приглашает Федоровича, который в 1913 году переезжает в Томск и становится директором-распорядителем Копикуза.
Прежде всего, Федорович убеждает владельцев Копикуза о необходимости привлечения к работам по геологоразведке и по проектированию новых предприятий лучших специалистов России. Он ведёт совместную работу с преподавателями Томского технологического института и Томского Университета над проектами развития Кузбасса. Его избирают Председателем Правления Общества Сибирских инженеров.
Именно Федорович формирует для Копикуза команду, в которую приглашаются лучший доменщик тех времен Михаил Константинович Курако; будущий разработчик первых отечественных коксовых печей химик Иван Иванович Лоханский; учитель Федоровича — основатель угольной геологии, обладатель золотой медали на выставке в Турине 1911 года Леонид Иванович Лутугин; основатель школы микроанализа, будущий открыватель месторождений нефти и золота в США, профессор геологии Павел Павлович Гудков.
Под руководством Федоровича в Кузбассе начинается проектирование и строительство железных дорог, ведётся геологоразведка месторождений, закладываются новые шахты и Тельбесский рудник, строится кемеровский химический завод и проектируется металлургический комбинат, который должен был возникнуть в районе нынешнего города Осинники.
В 1918 году Федорович занимает место Председателя Правления «Копикуза». В эти же годы требует гарантий у советского правительства о непроведении национализации Копикуза, пытаясь привлечь американские инвестиции в угольную и металлургическую промышленности Кузбасса, но получает отказ.
Несмотря на революцию и гражданскую войну у Федоровича получается сохранить работу предприятий Копикуза до самой национализации (январь 1920 года).
После национализации Копикуза Федоровича приглашают на работу в качестве заведующего горно-технического отдела Сибугля, затем — в Главный угольный Комитет в Москве. Всё это время Иосиф Иосифович борется за спасение наследия Копикуза и возобновления строительных работ на незавершённых проектах своего детища, направляя отзывы и рекомендации в различные советские инстанции и доказывая, что будущее страны — это развитие горно-металлургической промышленности в Кузбассе.
В 1928 году Федоровича арестовывают по делу «вредителей в угольной промышленности» («Шахтинское дело») и заключают в Бутырскую тюрьму. Одновременно он проходит по делу «Промпартии» и обвиняется в контрреволюционной деятельности, направленной на подрыв государственной промышленности.
Решением Коллегии ОГПУ Федорович был приговорён по ст. 58 УК СФСР к 10 годам заключения с отбыванием их в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). В 1931 году ЦК ВКП(б) принимает постановление «О развитии Карагандинского угольного бассейна», и Федоровича этапируют в Карлаг. В 1932 году его дело пересматривают и заменяют заключение на ссылку, после чего предоставляют место инженера в тресте «Карагандауголь».
В 1933 году писатель Александр Бек, работавший над книгой о Копикузе (была издана под названием «Курако»), специально приезжает в Караганду для встречи с Федоровичем, а впоследствии выводит его образ в качестве персонажа книги под фамилией Кратов.
20 января 1937 года Федоровича вновь арестовывают и обвиняют в участии в диверсионной организации, деятельность которой была направлена на «сдерживание темпов развития Карагандинского угольного бассейна».
Приговором выездной сессии Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 13 октября 1937 года Иосиф Иосифович был приговорён к высшей мере наказания. Свою вину он не признал. Расстрелян в день вынесения приговора. 21 сентября 1957 Верховный суд СССР реабилитировал Иосифа Иосифовича Федоровича посмертно за отсутствием состава преступления.
Источники:
Виктор Кладчихин, журнал «Уголь Кузбасса», 2013 год (www.uk42.ru)
Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД» (www.nkvd.tomsk.ru)
Томский политехнический университет (www.tpu.ru)
Комментарии /19
если вовремя не уедешь.
если вовремя не уедешь.
Если так разобраться, то не думаю, что ему, родившемуся в обеспеченой, адмиральской семье, работающему на высокооплачиваемой должности председатели Копикузбасса, нравилась Советская власть.
Если так разобраться, то не думаю, что ему, родившемуся в обеспеченой, адмиральской семье, работающему на высокооплачиваемой должности председатели Копикузбасса, нравилась Советская власть.
если вовремя не уедешь.
Меня как хочешь назови -
Не будет в том пророчества.
Что в имени тебе моём?
Ведь у меня два отчества.
Кругом молчат — и всё, и взятки гладки,
Один ору — ещё так много сил,
Хоть по утрам не делаю зарядки.
Да я осилить мог бы тонны груза!
Но, видимо, не стоило таскать —
Мою страну, как тот дырявый кузов,
Везёт шофер, которому плевать.
если вовремя не уедешь.
если вовремя не уедешь.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: