Сегодня мы расскажем об истории речного судоходства Новокузнецка. Ведь изначально Томь была средством коммуникации и передвижения русских первопроходцев в Сибири. В XVII веке, когда происходит основание Кузнецкого острога, люди передвигались по реке на небольших плоскодонных судах со специфичным названием «дощаники». У них была небольшая водная осадка, чтобы плавать по небольшим глубинам Томи. Причём навигация была, в основном, при наиболее полноводном её состоянии с мая по июль.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Активная навигация началась в конце XIX века, когда в конце мая 1898 года в Кузнецк из Томска пришёл первый пароход. Это было знаменательное событие для нашего города. И хотя пароходы по Томи ходили задолго до этого, но они доходили только до Томска. А после специальных предварительных подготовительных мероприятий по расчистке и углублению реки, изучения фарватера, первое судно смогло подняться и к Кузнецку. У него было говорящее название — «Томь». Это был казённый пароход. Тогда его прибытие произвело сенсацию в городе, где люди видели пароходы только на картинках. Конечно, купцы и торговые люди были знакомы с подобными судами, но для большинства простых людей это было «чудо невиданное» и надолго осталось в памяти. Тем более, что на этом пароходе было даже освещение электрическими лампами, а в Кузнецке тогда электричества ещё не было».
Если до этого знаменательного события различные лодки, плоты и баржи использовались в судоходстве, то пароход «Томь» положил начало пассажирским речным перевозкам. Но для того, чтобы эти перевозки стали регулярными, потребовалось и время, и подключение частных владельцев судов к движению по реке. К 1910 году эта цель была достигнута — сообщение по реке было налажено между Томском и Кузнецком, к работе подключились и крупные компании, имеющие свой коммерческий интерес.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Интересное событие произошло в период «первой» советской власти в регионе, которая продержалась не долго. Оно произошло весной-начале лета 1918 года. После бело-чешского мятежа советская власть в Томской губернии, к которой тогда относился Кузнецк, оказалась под вопросом. И вот щегловский совдеп принимает решение скрыться от приближающихся войск белогвардейцев в Кузнецк. Он находился южнее, и была надежда, что сюда враги не дойдут. Забрав городскую кассу и документы, кемеровские товарищи сели на три парохода — «Дедушка», «Курган» и «Красногвардеец» — и решили приплыть в Кузнецк. Но оказалось, что в Кузнецке ситуация тоже тревожная. Общим решением кузнецкого и щегловского совдепа было принято решение об эвакуации. Продумав пути отступления, управленцы погрузились на три парохода из Щегловска и два из Кузнецка и отправились в путешествие по реке. Но из Томска в это время уже направился белогвардейский отряд под командованием штабс-капитана Альмановича, который шёл на пароходе «Пролетарий». И вот в районе современного Крапивино произошёл захват сначала первого парохода с красноармейцами, а затем и остальных четырёх. И это было самое крупное пароходное сражение на реке Томь».
В конце 1919 года и начале 1920-го советская власть постепенно возвращается в регион и тогда же возобновляется и пароходное движение по реке. На пароходе «Феликс Дзержинский» из Томска в Кузнецк прибывали геологи, первые строители Тельбесского завода.
Постепенно с годами на место пароходов пришли теплоходы. Позднее из-за мелководья Томи распространёнными стали глиссеры «Заря». В 1974 году в Новокузнецке открылся речной вокзал, ведь в расцвет речного судоходства в 70-е годы пассажиропоток между городами достигал 700 тысяч человек в год. В районе Новокузнецка особым спросом пользовались маршруты до Осинового Плёса, Ячменюхи и других крупных деревень и садовых обществ. Пассажирскому судоходству помогали регулярные работы по очистке и углублению русла реки.
Но постепенно в силу объективных причин движение по Томи стало замирать. Свою роль сыграла вырубка лесов, разработка угольных месторождений и прочей хозяйственной деятельности, что привело к обмелению реки. Последний катер марки КС, перешедший в частные руки в начале 2000-х годов, продолжал перевозки до 2014 года.
По мнению Петра Лизогуба, существовали перспективы возобновления речного судоходства в Новокузнецке после запуска Крапивинского водохранилища. Но проект не был реализован, а, значит, на этом и закончилась эра судоходства по Томи.
Предлагаем нашим читателям посмотреть более подробный и интересный рассказ об истории новокузнецкого речного судоходства на видео.
Также просим написать в комментариях, на какие темы об истории Новокузнецка вы хотели бы прочитать материалы: мы переадресуем вопросы Петру Лизогубу, а затем опубликуем ответы на них.
Комментарии /71
Надо возрождать речной флот.
Речной Флот - вот мега фундаментальный проект и будущее Южной столицы!
Речной флот - это и рабочие места, грузоперевозки, пассажирские перевозки, туризм.
Нам сама природа подарила величавую речку Томь, а нашим сегодняшним "вождям" кроме Пурги нечего не нада, Пурга - это всё, на что способен их интеллект.
/Сергей Сергеевич В./
но почему прекратилось ?
Надо возрождать речной флот.
Речной Флот - вот мега фундаментальный проект и будущее Южной столицы!
Речной флот - это и рабочие места, грузоперевозки, пассажирские перевозки, туризм.
Нам сама природа подарила величавую речку Томь, а нашим сегодняшним "вождям" кроме Пурги нечего не нада, Пурга - это всё, на что способен их интеллект.
/Сергей Сергеевич В./
dinosaurpictures.org/ancient-earth#170
Надо возрождать речной флот.
Речной Флот - вот мега фундаментальный проект и будущее Южной столицы!
Речной флот - это и рабочие места, грузоперевозки, пассажирские перевозки, туризм.
Нам сама природа подарила величавую речку Томь, а нашим сегодняшним "вождям" кроме Пурги нечего не нада, Пурга - это всё, на что способен их интеллект.
/Сергей Сергеевич В./
Я знаю, по видео, блогера из Новокузнецка, который снимал, сейчас не знаю-смотрела в 20-21гг, свои видео с квадрика и я была поражена, как сверху выглядят наши реки-обмелели! Цель его канала просто природа нашего края и просто город, но то, что я случайно увидела, в плане рек, жесть. Какое там судоходство.. :(
Лодки в пятницу шли потоком в низ реки.
Рыалка и отдых отличные были.
Бензин 2копейки,, бензовозы сами привозили бензин в гаражи.вот жизнь была,,,
Возрождение Речного Флота - это мега фундаментальный проект!
Речной Флот - это новые квалифицированные рабочие места, грузоперевозки, пассажирские перевозки, туризм.
Но, видимо наших "кемеровских вождей" кроме кабаков в Пурге-Шерегеше, более нечего не интересует либо ума не хватает.
Речному Флоту быть, но наверное уже не в единой России.
/Сергей Сергеевич В./
Но однажды пришли коммунисты и речной флот потихоньку сошёл на нет.
А сегодняшним деятелям важнее почти в каждом переулке открыть лабаз "Бристоль" / "Красное_Белое" и тп.
Но однажды пришли коммунисты и речной флот потихоньку сошёл на нет.
А сегодняшним деятелям важнее почти в каждом переулке открыть лабаз "Бристоль" / "Красное_Белое" и тп.
Но однажды пришли коммунисты и речной флот потихоньку сошёл на нет.
А сегодняшним деятелям важнее почти в каждом переулке открыть лабаз "Бристоль" / "Красное_Белое" и тп.
У комунистов все работало!
Это в 90-х все демократы растащили.
У комунистов все работало!
Это в 90-х все демократы растащили.
В детстве "Зарю" (?) застал, и возможно на той, что на фотографиях. И катались на экскурсию три-пять раз, только уже непонятно до какой именно станции. Карту открыл, мало чего прояснилось.
В детстве "Зарю" (?) застал, и возможно на той, что на фотографиях. И катались на экскурсию три-пять раз, только уже непонятно до какой именно станции. Карту открыл, мало чего прояснилось.
В Эрмитаже видел старинную карту Сибири, где река Томь называется - *Тома*
На дозе или топольниках сел и в ильинке вышел!
И не только на длинных маршрутах, но и когда понтонный мост через Кондому убрали - на Абагур народ возили.
На дозе или топольниках сел и в ильинке вышел!
И не только на длинных маршрутах, но и когда понтонный мост через Кондому убрали - на Абагур народ возили.
Про речной транспорт... так сказать, из Сосновки чуть-чуть не по пути такие мелкие расстояния. В качестве туризма как в детстве катались на природу - почему бы и нет? Весело ведь было. До сих пор ведь помню, это было... конец 80-х.
Экскурсии на природу! Судна на воздушных подушках, коль скоро Томь обмелела для прошлых пароходов с гребными винтами и водомётами, и осадка уже не та.
Про речной транспорт... так сказать, из Сосновки чуть-чуть не по пути такие мелкие расстояния. В качестве туризма как в детстве катались на природу - почему бы и нет? Весело ведь было. До сих пор ведь помню, это было... конец 80-х.
Экскурсии на природу! Судна на воздушных подушках, коль скоро Томь обмелела для прошлых пароходов с гребными винтами и водомётами, и осадка уже не та.
В текущих условиях потребуются гранты от области, купить само судно на воздушной подушке (тема, кстати). Затем как и где его обслуживать, в каких условиях новой зимы, как доставить (РЖД, видимо)...
Шкипер опять-таки нужен, чтобы был опытным. Матросы/стюарды на борту тоже нужны, которые бы умели хотя бы в "Yay Yay, Кэп" или как там. Лицензия на алкоголь на борту судна, пожаробезопасность, регистрация судна и подобные мелочи.
Утопические планы.
...
Иногда полезно послушать препода ВУЗ, но думать надо своими извилинами, если конечно извилины не прямые.
Да, кстати ... твоя жизнь тоже дотация.
...
Иногда полезно послушать препода ВУЗ, но думать надо своими извилинами, если конечно извилины не прямые.
Да, кстати ... твоя жизнь тоже дотация.
...
Иногда полезно послушать препода ВУЗ, но думать надо своими извилинами, если конечно извилины не прямые.
Да, кстати ... твоя жизнь тоже дотация.
Лодки в пятницу шли потоком в низ реки.
Рыалка и отдых отличные были.
Бензин 2копейки,, бензовозы сами привозили бензин в гаражи.вот жизнь была,,,
И не только на длинных маршрутах, но и когда понтонный мост через Кондому убрали - на Абагур народ возили.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: