В истории речного судоходства Новокузнецка была даже корабельная битва (ФОТО, ВИДЕО)

В истории речного судоходства Новокузнецка была даже корабельная битва (ФОТО, ВИДЕО)

Местные новостиИстория
Когда-то в нашем городе активно пользовались речными судами.

Сегодня мы расскажем об истории речного судоходства Новокузнецка. Ведь изначально Томь была средством коммуникации и передвижения русских первопроходцев в Сибири. В XVII веке, когда происходит основание Кузнецкого острога, люди передвигались по реке на небольших плоскодонных судах со специфичным названием «дощаники». У них была небольшая водная осадка, чтобы плавать по небольшим глубинам Томи. Причём навигация была, в основном, при наиболее полноводном её состоянии с мая по июль.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Активная навигация началась в конце XIX века, когда в конце мая 1898 года в Кузнецк из Томска пришёл первый пароход. Это было знаменательное событие для нашего города. И хотя пароходы по Томи ходили задолго до этого, но они доходили только до Томска. А после специальных предварительных подготовительных мероприятий по расчистке и углублению реки, изучения фарватера, первое судно смогло подняться и к Кузнецку. У него было говорящее название — «Томь». Это был казённый пароход. Тогда его прибытие произвело сенсацию в городе, где люди видели пароходы только на картинках. Конечно, купцы и торговые люди были знакомы с подобными судами, но для большинства простых людей это было «чудо невиданное» и надолго осталось в памяти. Тем более, что на этом пароходе было даже освещение электрическими лампами, а в Кузнецке тогда электричества ещё не было».

Если до этого знаменательного события различные лодки, плоты и баржи использовались в судоходстве, то пароход «Томь» положил начало пассажирским речным перевозкам. Но для того, чтобы эти перевозки стали регулярными, потребовалось и время, и подключение частных владельцев судов к движению по реке. К 1910 году эта цель была достигнута — сообщение по реке было налажено между Томском и Кузнецком, к работе подключились и крупные компании, имеющие свой коммерческий интерес.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Интересное событие произошло в период «первой» советской власти в регионе, которая продержалась не долго. Оно произошло весной-начале лета 1918 года. После бело-чешского мятежа советская власть в Томской губернии, к которой тогда относился Кузнецк, оказалась под вопросом. И вот щегловский совдеп принимает решение скрыться от приближающихся войск белогвардейцев в Кузнецк. Он находился южнее, и была надежда, что сюда враги не дойдут. Забрав городскую кассу и документы, кемеровские товарищи сели на три парохода — «Дедушка», «Курган» и «Красногвардеец» — и решили приплыть в Кузнецк. Но оказалось, что в Кузнецке ситуация тоже тревожная. Общим решением кузнецкого и щегловского совдепа было принято решение об эвакуации. Продумав пути отступления, управленцы погрузились на три парохода из Щегловска и два из Кузнецка и отправились в путешествие по реке. Но из Томска в это время уже направился белогвардейский отряд под командованием штабс-капитана Альмановича, который шёл на пароходе «Пролетарий». И вот в районе современного Крапивино произошёл захват сначала первого парохода с красноармейцами, а затем и остальных четырёх. И это было самое крупное пароходное сражение на реке Томь».

В конце 1919 года и начале 1920-го советская власть постепенно возвращается в регион и тогда же возобновляется и пароходное движение по реке. На пароходе «Феликс Дзержинский» из Томска в Кузнецк прибывали геологи, первые строители Тельбесского завода.

Постепенно с годами на место пароходов пришли теплоходы. Позднее из-за мелководья Томи распространёнными стали глиссеры «Заря». В 1974 году в Новокузнецке открылся речной вокзал, ведь в расцвет речного судоходства в 70-е годы пассажиропоток между городами достигал 700 тысяч человек в год. В районе Новокузнецка особым спросом пользовались маршруты до Осинового Плёса, Ячменюхи и других крупных деревень и садовых обществ. Пассажирскому судоходству помогали регулярные работы по очистке и углублению русла реки. 

Но постепенно в силу объективных причин движение по Томи стало замирать. Свою роль сыграла вырубка лесов, разработка угольных месторождений и прочей хозяйственной деятельности, что привело к обмелению реки. Последний катер марки КС, перешедший в частные руки в начале 2000-х годов, продолжал перевозки до 2014 года.

По мнению Петра Лизогуба, существовали перспективы возобновления речного судоходства в Новокузнецке после запуска Крапивинского водохранилища. Но проект не был реализован, а, значит, на этом и закончилась эра судоходства по Томи. 

Предлагаем нашим читателям посмотреть более подробный и интересный рассказ об истории новокузнецкого речного судоходства на видео.

Также просим написать в комментариях, на какие темы об истории Новокузнецка вы хотели бы прочитать материалы: мы переадресуем вопросы Петру Лизогубу, а затем опубликуем ответы на них.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Фото: Елена Гавриленко / Сити-н, Новокузнецкий краеведческий музей
Видео: Константин Гавриленко / Сити-н

Комментарии /71

19:1631-03-2023
2
Читатель
Материал - супер. Спасибо.

19:4331-03-2023
1
Читатель

19:4531-03-2023
1
Читатель
А правда, что пр. Металлургов и ул. Кирова строили немецкие военнопленные?

20:3831-03-2023
 
Читатель
Кто знает, где находилась эта Кузнецкая пристань? Может ближе к к советской площади протока была раньше?

20:4231-03-2023
 
ЧитательЧитатель
Кто знает, где находилась эта Кузнецкая пристань? Может ближе к к советской площади протока была раньше?

Примерно там где сейчас проходит линия железной дороги...

20:4731-03-2023
3
ЧитательЧитатель
А правда, что пр. Металлургов и ул. Кирова строили немецкие военнопленные?

Бабушка жила на Энтузиастов, рядом с краеведческим музеем, и рассказывала, что рядом работали пленные немцы. Строили, да...А вот сколько домов и где, были построены военнопленными-вопрос интересный...

20:5031-03-2023
 
Читатель
Здравствуйте. Пожалуйста, расскажите о карте Девятиярова, по возможности опубликуйте его заметки о домохозяйствах Старого Кузнецка. Познакомьте нас с простыми жителями начала 20 века. О знаменитых кузнечанах достаточно написано и рассказано, но совсем нет материала о простых жителях. В городе продолжают жить потомки людей, проживающих в Старом Кузнецке. Такой материал будет очень интересен.

20:5131-03-2023
1
Читатель
освоение земли после потопа. не деревьев ничего, поля да реки...

20:5431-03-2023
 
В городе продолжают жить потомки людей, проживающих в Старом Кузнецке.Читатель
живших когда-то в Старом Кузнецке, простите за опечатку

20:5531-03-2023
 
ЧитательЧитатель
Кто знает, где находилась эта Кузнецкая пристань? Может ближе к к советской площади протока была раньше?

да, на фото же видно - пристань почти у храма. протока была полноводной, топольники был островом

20:5731-03-2023
7
Читатель
Может этот мой вопрос и не к Петру Лизогубу, но задам- что было на земле Кузнецкой, например, в эру динозавров? Очень и очень интересно!

20:5731-03-2023
3
Когда-то в нашем городе активно пользовались речными судами.
Вот и я об этом уже не первый год пишу во все и вся.
Надо возрождать речной флот.
Речной Флот - вот мега фундаментальный проект и будущее Южной столицы!
Речной флот - это и рабочие места, грузоперевозки, пассажирские перевозки, туризм.
Нам сама природа подарила величавую речку Томь, а нашим сегодняшним "вождям" кроме Пурги нечего не нада, Пурга - это всё, на что способен их интеллект.

/Сергей Сергеевич В./

21:0431-03-2023
3
Читатель
Может этот мой вопрос и не к Петру Лизогубу, но задам- что было на земле Кузнецкой, например, в эру динозавров? Очень и очень интересно!

21:2131-03-2023
2
Читатель
В то время люди занимались очисткой и углублением реки, а спустя 120 лет этим уже не кто не занимается. Вот поэтому и топит ежегодно поселки и населенные пункты.

21:2131-03-2023
 
ЧитательЧитатель
Примерно там где сейчас проходит линия железной дороги...

Томь была очень широкая и глубокая, судя по фото.

21:2731-03-2023
 
Читатель
Могу сказать честны - за время блуждания по Томи я сстолько артефактов находил ,саиому интересно бвло.

21:3231-03-2023
2
Читатель
Понятно, что судоходство было,
но почему прекратилось ?

21:3431-03-2023
 
ЧитательКогда-то в нашем городе активно пользовались речными судами.
Вот и я об этом уже не первый год пишу во все и вся.
Надо возрождать речной флот.
Речной Флот - вот мега фундаментальный проект и будущее Южной столицы!
Речной флот - это и рабочие места, грузоперевозки, пассажирские перевозки, туризм.
Нам сама природа подарила величавую речку Томь, а нашим сегодняшним "вождям" кроме Пурги нечего не нада, Пурга - это всё, на что способен их интеллект.

/Сергей Сергеевич В./

В свое время, на лекциях проходили историю и перспективы развития мирового флота. Так вот, начкафедры СВ рассказывал нам, курсантам, что пассажирский флот в России, в отличии от транспортного, является дотационным, т.е. он практически не приносит прибыли и находится на дотации государства. А стоимость пассажирского судна не сравнима со стоимостью условного автобуса и превосходит его в разы. Плюс необходима соответствующая инфраструктура.

21:4431-03-2023
 
ЧитательЧитатель
Может этот мой вопрос и не к Петру Лизогубу, но задам- что было на земле Кузнецкой, например, в эру динозавров? Очень и очень интересно!

Есть интерактивная карта с датировкой по эрам. (надеюсь ссылки не запрещены)
dinosaurpictures.org/ancient-earth#170

21:4631-03-2023
1
ЧитательКогда-то в нашем городе активно пользовались речными судами.
Вот и я об этом уже не первый год пишу во все и вся.
Надо возрождать речной флот.
Речной Флот - вот мега фундаментальный проект и будущее Южной столицы!
Речной флот - это и рабочие места, грузоперевозки, пассажирские перевозки, туризм.
Нам сама природа подарила величавую речку Томь, а нашим сегодняшним "вождям" кроме Пурги нечего не нада, Пурга - это всё, на что способен их интеллект.

/Сергей Сергеевич В./

В новости сказано что: "Но постепенно в силу объективных причин движение по Томи стало замирать. Свою роль сыграла вырубка лесов, разработка угольных месторождений и прочей хозяйственной деятельности, что привело к обмелению реки."
Я знаю, по видео, блогера из Новокузнецка, который снимал, сейчас не знаю-смотрела в 20-21гг, свои видео с квадрика и я была поражена, как сверху выглядят наши реки-обмелели! Цель его канала просто природа нашего края и просто город, но то, что я случайно увидела, в плане рек, жесть. Какое там судоходство.. :(

21:5731-03-2023
 
Читатель
Замечательное фото-3!

08:1201-04-2023
1
Читатель
А что за Тельбесский завод? Его построили?

08:2401-04-2023
 
Читатель
А я помню, когда Заря ходила по Томи.

08:2801-04-2023
1
АО
Городу и сейчас очень бы пригодился катер на воздушной подушке, вмещаюший человек 50-60 хотя-бы. Он и рейсовый маршруты возил бы и туристические - детей к примеру покатать - показать красоту наших мест - это гораздо лучше, чем они в телефонах. Я напи пл бизнес план такого проекта - его стоимость под 50 миллионов. Однако желающих инвестировать нет(

08:2901-04-2023
4
Читатель
А сколько гаражей лодочных рядом с ДОЗом было!
Лодки в пятницу шли потоком в низ реки.
Рыалка и отдых отличные были.
Бензин 2копейки,, бензовозы сами привозили бензин в гаражи.вот жизнь была,,,

08:5401-04-2023
1
Читатель
Мореман не хочет развивать судоходство в городе

09:1701-04-2023
2
огда-то в нашем городе активно пользовались речными судами.
Последние годы пишу в газеты, журналы, в интернет о Речном Флоте Новокузнецка, пытаясь возродить эту отрасль.
Возрождение Речного Флота - это мега фундаментальный проект!
Речной Флот - это новые квалифицированные рабочие места, грузоперевозки, пассажирские перевозки, туризм.
Но, видимо наших "кемеровских вождей" кроме кабаков в Пурге-Шерегеше, более нечего не интересует либо ума не хватает.
Речному Флоту быть, но наверное уже не в единой России.

/Сергей Сергеевич В./

09:2301-04-2023
13
об истории речного судоходства Новокузнецка
Да, были люди, были созидание и труд и торговля, используя речной флот в наших краях.
Но однажды пришли коммунисты и речной флот потихоньку сошёл на нет.
А сегодняшним деятелям важнее почти в каждом переулке открыть лабаз "Бристоль" / "Красное_Белое" и тп.

10:0901-04-2023
9
Читательоб истории речного судоходства Новокузнецка
Да, были люди, были созидание и труд и торговля, используя речной флот в наших краях.
Но однажды пришли коммунисты и речной флот потихоньку сошёл на нет.
А сегодняшним деятелям важнее почти в каждом переулке открыть лабаз "Бристоль" / "Красное_Белое" и тп.

А откуда они пришли, эти ваши коммунисты или нынешние? С Марса? Нет - это такие же люди, как и все вокруг. Так что, нечего тут стенать, что кто-то пришел и все вам испортил. Вы сами себе и испортили.

10:2501-04-2023
3
М дя
Еще более 100 лет назад, буквально вручную , люди могли углублять, чистить русло, по реке перевозить людей и грузы, но вот настали 90-е , а потом 2-х тысячные годы, появилась мощная соаременная техника, но вот беда: заместо нормальных людей пришли демократы и эффективные менеджеры. Которые умеют только осваивать и тырить деньги! И все развалилось! Какой ужас!

10:2701-04-2023
6
Читательоб истории речного судоходства Новокузнецка
Да, были люди, были созидание и труд и торговля, используя речной флот в наших краях.
Но однажды пришли коммунисты и речной флот потихоньку сошёл на нет.
А сегодняшним деятелям важнее почти в каждом переулке открыть лабаз "Бристоль" / "Красное_Белое" и тп.

Не надо ля-ля!
У комунистов все работало!
Это в 90-х все демократы растащили.

10:3201-04-2023
2
ЧитательЧитатель
Мореман не хочет развивать судоходство в городе

Он давным-давно не "мореман", а угольный коммерсант....

11:1701-04-2023
14
ЧитательЧитатель
Не надо ля-ля!
У комунистов все работало!
Это в 90-х все демократы растащили.

Пропагандист, как всегда, кропает комменты не глядя. Речной вокзал был открыт только в 1974 году. То есть при коммунистах 57 лет ничего не было, а всего 17 было. После коммунистов судоходство было 23 года, до 2014. Вот ты старый пень, даже читать не умеешь. Ну а дальше закрылось за нерентабельностью. Это при коммунистах машины были недоступны простым людям, только "элите". Сейчас же нет спроса на перевозки на реке, дачники на своих машинах ездят. Как и сельские жители в немалой части.

11:3301-04-2023
 
Сосновский
Любопытно какой уровень Томи был и насколько именно она измельчала и в какие годы...

В детстве "Зарю" (?) застал, и возможно на той, что на фотографиях. И катались на экскурсию три-пять раз, только уже непонятно до какой именно станции. Карту открыл, мало чего прояснилось.

11:3701-04-2023
 
1Читатель
А правда, что пр. Металлургов и ул. Кирова строили немецкие военнопленные?

И не только ещё и точилино а вернее ул кузедеевскую и красилова

11:5001-04-2023
 
Сосновский
У родителей полюбопытствовал: катались до Осинового Плёса на "Заре" и до Усть-Нарыка. Весело было.

11:5201-04-2023
2
СтарожилЧитатель
Пропагандист, как всегда, кропает комменты не глядя. Речной вокзал был открыт только в 1974 году. То есть при коммунистах 57 лет ничего не было, а всего 17 было. После коммунистов судоходство было 23 года, до 2014. Вот ты старый пень, даже читать не умеешь. Ну а дальше закрылось за нерентабельностью. Это при коммунистах машины были недоступны простым людям, только "элите". Сейчас же нет спроса на перевозки на реке, дачники на своих машинах ездят. Как и сельские жители в немалой части.

Мы с родителями еще в 50 е годы ходили на теплоходе в Осиновое Плесо! к родственникам! Какой 1974 год?

12:0701-04-2023
 
АОЧитатель
Пропагандист, как всегда, кропает комменты не глядя. Речной вокзал был открыт только в 1974 году. То есть при коммунистах 57 лет ничего не было, а всего 17 было. После коммунистов судоходство было 23 года, до 2014. Вот ты старый пень, даже читать не умеешь. Ну а дальше закрылось за нерентабельностью. Это при коммунистах машины были недоступны простым людям, только "элите". Сейчас же нет спроса на перевозки на реке, дачники на своих машинах ездят. Как и сельские жители в немалой части.

Спрос есть - только этим заниматься нужно. Можно на примере транвая посмотреть. До 2022 года он был убытрчным и ненужным и рельсы убирали с улиц, и вдруг после стал нужным и прибыльным стали строить новые линии, закупать подвижной состав. Как посмотреть в общем речной транспорт хотели убить и убили. В некоторые места только по воде можно добраться причём в случае воздушной подушки круглый год. Туристическое направление - доставка к лыжным курорта междуреченска. А так же праздники на воде. Народ в очередь стоять будет при правельной организации

12:0901-04-2023
 
ЧитательСосновский
Любопытно какой уровень Томи был и насколько именно она измельчала и в какие годы...

В детстве "Зарю" (?) застал, и возможно на той, что на фотографиях. И катались на экскурсию три-пять раз, только уже непонятно до какой именно станции. Карту открыл, мало чего прояснилось.

Она и русло чпстью поменяла.

12:1201-04-2023
 
Вот такЧитатель
Пропагандист, как всегда, кропает комменты не глядя. Речной вокзал был открыт только в 1974 году. То есть при коммунистах 57 лет ничего не было, а всего 17 было. После коммунистов судоходство было 23 года, до 2014. Вот ты старый пень, даже читать не умеешь. Ну а дальше закрылось за нерентабельностью. Это при коммунистах машины были недоступны простым людям, только "элите". Сейчас же нет спроса на перевозки на реке, дачники на своих машинах ездят. Как и сельские жители в немалой части.

И до открытия речного вокзала разные теплоходы, зари, пароходы, а дон парусно-гребные суда ходили по Томи.

12:1401-04-2023
 
Читатель
А р. Томь была судоходная с 19 века. И только с самого конца 20 века судоходство полностью угробили!

12:1901-04-2023
 
Суворовец
А ещё по Томи беленький водный трамвайчик ходил. От ДОЗа до Водной...
В Эрмитаже видел старинную карту Сибири, где река Томь называется - *Тома*

13:1001-04-2023
2
ЧитательАО
Спрос есть - только этим заниматься нужно. Можно на примере транвая посмотреть. До 2022 года он был убытрчным и ненужным и рельсы убирали с улиц, и вдруг после стал нужным и прибыльным стали строить новые линии, закупать подвижной состав. Как посмотреть в общем речной транспорт хотели убить и убили. В некоторые места только по воде можно добраться причём в случае воздушной подушки круглый год. Туристическое направление - доставка к лыжным курорта междуреченска. А так же праздники на воде. Народ в очередь стоять будет при правельной организации

Если есть спрос, то за дело махом берутся всякие предприниматели. Сравни с 3.4.5. Штраф, если поймают, 300 000. И это не останавливает, выручка отбивает штраф. А тут без проблем можно работать легально, не запрещено. Сейчас людям нужен комфорт. Вот у тещи была дача в Кузедеево. Идти через гору с электрички. Лет еще 20 назад шло их по 20-30 человек. А последние годы теща стала ходить одна, и старая таскать вещи, здоровье не то, и даже страшновато идти одной. Дачу в итоге продала. Так и тут. Дачники почти все на машинах. Кто был без машин, уже дачи продали в основном. А сельские жители предпочитают автобус. Да и поток там жиденький совсем на автобус. Если на автобус нет толком людей, откуда они возьмутся на реке.

13:1101-04-2023
2
ЧитательЧитатель
А р. Томь была судоходная с 19 века. И только с самого конца 20 века судоходство полностью угробили!

Кто и зачем бы его гробил, если на маршруте работал частный предприниматель. Он не стал работать в убыток просто. И никто на его место не пришел, т.к. это не рентабельно.

13:1501-04-2023
6
ЧитательАО
Спрос есть - только этим заниматься нужно. Можно на примере транвая посмотреть. До 2022 года он был убытрчным и ненужным и рельсы убирали с улиц, и вдруг после стал нужным и прибыльным стали строить новые линии, закупать подвижной состав. Как посмотреть в общем речной транспорт хотели убить и убили. В некоторые места только по воде можно добраться причём в случае воздушной подушки круглый год. Туристическое направление - доставка к лыжным курорта междуреченска. А так же праздники на воде. Народ в очередь стоять будет при правельной организации

Вы как-то совсем не понимаете простейших вещей. Трамвай был, есть и будет убыточным. Его маршруты в основном устарели, неудобны. Автобусы идут быстрее. Просто Москва башляет по программе "чистый воздух". Ну и понятно, что если дают - бери. И ремонты путей чисто по этой программе. А не потому что вдруг пошла прибыль. Желающих же башлять на речной транспорт нет. Он совсем не электрический и экологически нечистый, наоборот реко-загрязняющий. Потому он может работать только если будет прибыль. А ее не будет.

13:3201-04-2023
1
Читатель
Вот поэтому нужно и вернуть речной трамвай!
На дозе или топольниках сел и в ильинке вышел!

13:3501-04-2023
1
ЧитательЧитатель
Кто и зачем бы его гробил, если на маршруте работал частный предприниматель. Он не стал работать в убыток просто. И никто на его место не пришел, т.к. это не рентабельно.

Комуняки с 1918 года до 1985 судоходство поддерживали на реке, с небольшимт перерывами.
И не только на длинных маршрутах, но и когда понтонный мост через Кондому убрали - на Абагур народ возили.

13:3601-04-2023
5
ЧитательЧитатель
Вот поэтому нужно и вернуть речной трамвай!
На дозе или топольниках сел и в ильинке вышел!

Городскую электричку уже вернули. Ездиет пустая. Это в старые времена общественного транспорта почти не было. И люди специально подстраивались под определенное время, когда идет транспорт. Сейчас же немыслимо чтоб люди специально шли до ДОЗа к определенному времени чтоб поехать на каком-то там речном трамвае. Куда быстрее и удобнее сесть на автобус. Благо после реформы их на Ильинку ходит просто море.

13:4601-04-2023
14
ЧитательЧитатель
Комуняки с 1918 года до 1985 судоходство поддерживали на реке, с небольшимт перерывами.
И не только на длинных маршрутах, но и когда понтонный мост через Кондому убрали - на Абагур народ возили.

Коммуняки ничего не поддерживали, они только жить людям мешали. Поддерживали судоходство сами люди. Ведь изначально мостов и не было. Они появлялись далеко не сразу и постепенно. Коммуняки и общественный транспорт не могли наладить, потому любое средство передвижения было востребовано. Все делалось вопреки коммунякам, а не благодаря им.

14:1101-04-2023
2
ЧитательЧитатель
Коммуняки ничего не поддерживали, они только жить людям мешали. Поддерживали судоходство сами люди. Ведь изначально мостов и не было. Они появлялись далеко не сразу и постепенно. Коммуняки и общественный транспорт не могли наладить, потому любое средство передвижения было востребовано. Все делалось вопреки коммунякам, а не благодаря им.

ты пьяная!!!

14:1301-04-2023
 
ЧитательЧитатель
А что за Тельбесский завод? Его построили?

Нет, не построили. КМК построили, но в другом месте....

14:2801-04-2023
 
ЧитательЧитатель
Коммуняки ничего не поддерживали, они только жить людям мешали. Поддерживали судоходство сами люди. Ведь изначально мостов и не было. Они появлялись далеко не сразу и постепенно. Коммуняки и общественный транспорт не могли наладить, потому любое средство передвижения было востребовано. Все делалось вопреки коммунякам, а не благодаря им.

Как говорил один кузбасский журналист под ником "Сципион" : - Гы-гы...

14:3601-04-2023
1
СосновскийАО
Спрос есть - только этим заниматься нужно. Можно на примере транвая посмотреть. До 2022 года он был убытрчным и ненужным и рельсы убирали с улиц, и вдруг после стал нужным и прибыльным стали строить новые линии, закупать подвижной состав. Как посмотреть в общем речной транспорт хотели убить и убили. В некоторые места только по воде можно добраться причём в случае воздушной подушки круглый год. Туристическое направление - доставка к лыжным курорта междуреченска. А так же праздники на воде. Народ в очередь стоять будет при правельной организации

Новые трамвайчики - вдохновляют, каждое утро на них езжу. Очень удобно.

Про речной транспорт... так сказать, из Сосновки чуть-чуть не по пути такие мелкие расстояния. В качестве туризма как в детстве катались на природу - почему бы и нет? Весело ведь было. До сих пор ведь помню, это было... конец 80-х.

Экскурсии на природу! Судна на воздушных подушках, коль скоро Томь обмелела для прошлых пароходов с гребными винтами и водомётами, и осадка уже не та.

14:4701-04-2023
3
ЧитательСосновский
Новые трамвайчики - вдохновляют, каждое утро на них езжу. Очень удобно.

Про речной транспорт... так сказать, из Сосновки чуть-чуть не по пути такие мелкие расстояния. В качестве туризма как в детстве катались на природу - почему бы и нет? Весело ведь было. До сих пор ведь помню, это было... конец 80-х.

Экскурсии на природу! Судна на воздушных подушках, коль скоро Томь обмелела для прошлых пароходов с гребными винтами и водомётами, и осадка уже не та.

Ну если вы видите потенциал, возьмите кредит и купите судно. И загребайте деньги. Поражает эта маниловщина: пусть кто-то сделает, пусть будет... Здесь колесо в центре города прогорело, нет спроса, а вы про речной транспорт.

15:0701-04-2023
 
СосновскийЧитатель
Ну если вы видите потенциал, возьмите кредит и купите судно. И загребайте деньги. Поражает эта маниловщина: пусть кто-то сделает, пусть будет... Здесь колесо в центре города прогорело, нет спроса, а вы про речной транспорт.

Это ведь целый процесс - привлечение инвестиций в Осиновое Плёсо, в Усть-Нарык, чтобы был пассажирооборот. Ведь все (?) мы играли в Transport Tycoon в своё время.

В текущих условиях потребуются гранты от области, купить само судно на воздушной подушке (тема, кстати). Затем как и где его обслуживать, в каких условиях новой зимы, как доставить (РЖД, видимо)...

Шкипер опять-таки нужен, чтобы был опытным. Матросы/стюарды на борту тоже нужны, которые бы умели хотя бы в "Yay Yay, Кэп" или как там. Лицензия на алкоголь на борту судна, пожаробезопасность, регистрация судна и подобные мелочи.

16:2501-04-2023
 
ЧитательАО
Городу и сейчас очень бы пригодился катер на воздушной подушке, вмещаюший человек 50-60 хотя-бы. Он и рейсовый маршруты возил бы и туристические - детей к примеру покатать - показать красоту наших мест - это гораздо лучше, чем они в телефонах. Я напи пл бизнес план такого проекта - его стоимость под 50 миллионов. Однако желающих инвестировать нет(

Мега план. Кого и куда вы собрались перевозить? 2-3 человек в Ячменюху и столько же в Осиново Плесо? Для начала просто посмотрите расход топлива (в инете есть) + обслуживание + зарплаты.....
Утопические планы.

17:5501-04-2023
 
ЧитательЧитатель
ты пьяная!!!

Ей сказки надо писать, вдруг что получится, хотя и вряд-ли....... В Чертогах Сказочного Деда-вот, пожалуйста, дарю идею....

20:5801-04-2023
5
ХИТЧитатель
В свое время, на лекциях проходили историю и перспективы развития мирового флота. Так вот, начкафедры СВ рассказывал нам, курсантам, что пассажирский флот в России, в отличии от транспортного, является дотационным, т.е. он практически не приносит прибыли и находится на дотации государства. А стоимость пассажирского судна не сравнима со стоимостью условного автобуса и превосходит его в разы. Плюс необходима соответствующая инфраструктура.

Тогда зачем "западные капиталисты" сегодня строят круизные лайнеры?
...
Иногда полезно послушать препода ВУЗ, но думать надо своими извилинами, если конечно извилины не прямые.
Да, кстати ... твоя жизнь тоже дотация.

21:3001-04-2023
 
ЧитательХИТ
Тогда зачем "западные капиталисты" сегодня строят круизные лайнеры?
...
Иногда полезно послушать препода ВУЗ, но думать надо своими извилинами, если конечно извилины не прямые.
Да, кстати ... твоя жизнь тоже дотация.

Ты собрался по Томи с Абой плавать на круизном лайнере?

21:5301-04-2023
 
ЧитательХИТ
Тогда зачем "западные капиталисты" сегодня строят круизные лайнеры?
...
Иногда полезно послушать препода ВУЗ, но думать надо своими извилинами, если конечно извилины не прямые.
Да, кстати ... твоя жизнь тоже дотация.

А если подумать своими непрямыми извилинами? Если они есть, конечно...Не надо путать морские круизы и речные пассажирские перевозки. Да, частные компании, зинамающиеся международными круизами, хорошо зарабатывают. Просто, ради интереса, посмотрите среднюю цену билета и подумайте, сможете ли вы пользоваться их услугами ежедневно, как обычный пассажир?

08:1102-04-2023
 
Читатель
А про речной трамвайчик, который ходил от левого берега в Абагур, почему ни слова?

09:0902-04-2023
4
Читатель
Кому это интересно?

10:5802-04-2023
 
Читатель
и про скоростной трамвай на ильинку и запсиб!

11:4602-04-2023
 
ЧитательЧитатель
Бабушка жила на Энтузиастов, рядом с краеведческим музеем, и рассказывала, что рядом работали пленные немцы. Строили, да...А вот сколько домов и где, были построены военнопленными-вопрос интересный...

построили они на много меньше, чем об этом принято думать. Процесс возвращения немецких военнопленных начался в 1950м и завершился к 1955м. Они могли что-то построить начиная с 1945-го и по начало 1950х. далее не могли уже физически. Да и по большей части их труд применялся там, где они перед этим разрушали.

11:4602-04-2023
 
ЧитательЧитатель
Кому это интересно?

Интересно, что творится в вашей голове? Никому. Ну, разве что, психиатору.

11:4902-04-2023
 
ЧитательЧитатель
Томь была очень широкая и глубокая, судя по фото.

фото сделано в период половодья. Навигация была в период с мая по июль (в самые удачные годы). Если воды мало - по Томи в районе нынешнего Новокузнецка навигации не было и в 19м веке

11:5202-04-2023
 
ЧитательЧитатель
А сколько гаражей лодочных рядом с ДОЗом было!
Лодки в пятницу шли потоком в низ реки.
Рыалка и отдых отличные были.
Бензин 2копейки,, бензовозы сами привозили бензин в гаражи.вот жизнь была,,,

Не от хорошей жизни. На было дорог, проблема с машинами. а сейчас до Осинова плеса просто построили автодорогу. Необходимость в водном транспорте просто отпала. (по вашей логике, 150 лет назад столько лошадей и телег было. а особенно по пятницам...)

11:5402-04-2023
 
ЧитательЧитатель
Комуняки с 1918 года до 1985 судоходство поддерживали на реке, с небольшимт перерывами.
И не только на длинных маршрутах, но и когда понтонный мост через Кондому убрали - на Абагур народ возили.

а понтонный мост через Кондому убрали после того как его однажды смыло

17:4902-04-2023
 
ЧитательСосновский
У родителей полюбопытствовал: катались до Осинового Плёса на "Заре" и до Усть-Нарыка. Весело было.

В Усть-Нарыке хлеб вкуснейший пекли!

08:3603-04-2023
 
Читатель
Спасибо! Очень интересно! Обожаю рассматривать старинные фото!!!!!!!!!

09:2503-04-2023
1
Читатель
Шикарная рубрика.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости