В 1913 году Акционерным обществом Кузнецких каменноугольных копей («Копикуз») было принято решение о необходимости строительства в Кузнецком уезде железных дорог. В этом же году были произведены техническое изыскание и экономическое обследование подлежащих строительству линий Кольчугино (ныне Ленинск-Кузнецкий)–Кузнецк и Кузнецк–Барнаул. Немногим позднее Копикуз произвёл техническое изыскание линии Кузнецк–Тельбес.
Окончательные результаты изысканий в январе 1916 года были представлены в Министерство путей сообщения. Для обоснования необходимости строительства был рассчитан и предполагаемый грузооборот.
Что же предполагали вывозить с юга Кузнецкого уезда и куда?
В первую очередь, это хлеб (зерно). По расчётам специалистов того времени, с юга нынешнего Кузбасса возможно было по железной дороге вывозить 6 млн пудов хлеба ежегодно (98 тысяч тонн). Основными пунктами назначения кузнецкого хлеба значились Барнаул (1,5 млн. пудов), Ново-Николаевск (Новосибирск) — 1 млн пудов, Иркутск (1,5 млн пудов). Хлеб также должен был идти на экспорт через балтийские порты — 0,5 млн пудов (более 8 тыс. тонн).
В Петроград предполагали вывозить живой скот и мясо, в Москву (90 тыс. пудов) и Барнаул (30 тыс. пудов) — шерсть, в Казань (20 тысяч пудов) и Барнаул (30 тысяч пудов) — сало, в Барнаул также должны были отправляться 100 тыс. пудов шкур.
Производили в Кузбассе и сливочное масло, из которого 260 тысяч пудов (более 4 тыс. тонн) предполагали экспортировать через латвийский порт Виндава (ныне — Вентспилс) за границу Российской Империи, а 125 тысяч пудов (более 2 тыс. тонн) — доставлять в Петроград.
Для сравнения, по данным Кемеровостата за 2022 год в Кузбассе было произведено около 3 тыс. тонн сливочного масла.
Из лесных материалов юг Кузбасса мог отправить в Барнаул 2 млн пудов дров и 0,5 млн пудов строительных материалов из дерева. Полтора миллиона пудов лесных строительных материалов должно было отправляться в «степные области» — нынешний Казахстан.
Каменный уголь должен был идти в Барнаул, Бийск и Семипалатинск — всего около 20 млн пудов.
Железо предполагали отправлять в восточные регионы Российской Империи — Иркутск, Читу, Владивосток, Хабаровск, а также в Харбин (для нужд Китайской Восточной железной дороги), а ещё в Среднюю Азию (Ташкент) и Казахстан.
Комментарии /72
А что вот сегодня ничего окромя угля из Кузбасса не отправляют - спроси у сегодняшнего губернатора.
А что вот сегодня ничего окромя угля из Кузбасса не отправляют - спроси у сегодняшнего губернатора.
А что вот сегодня ничего окромя угля из Кузбасса не отправляют - спроси у сегодняшнего губернатора.
А что вот сегодня ничего окромя угля из Кузбасса не отправляют - спроси у сегодняшнего губернатора.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: