Современная история Новокузнецка начинается с конца 20-х годов прошлого века на Левобережье напротив исторического Кузнецка. Он располагался на правом берегу реки на месте современной Советской площади. А большая часть Центрального района города - это пойменная часть Томи и заболоченная местность. Во время весеннего половодья эта территория заливалась водой и была мало пригодна для строительства и заселения.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Горбуновская площадка, на которой возводился КМК, находилась на более возвышенном месте, но примыкала к пойме реки. И если место под завод было выбрано с оптимистичными прогнозами по затоплению, то формирование города рядом с этой площадкой изначально попадало под разлив весенних вод. И эта проблема на протяжении многих десятилетий преследовала наш город. В итоге решение обезопасить гражданское строительство и о возведении разных предприятий было принято. Проекты существовали и ранее, но реализовываться они стали в конце 50-х годов. Надо сказать, что на стыке конца 40-х и начале 50-х годов московский институт «Гипрогор» разработал второй детальный генеральный план застройки Сталинска (первый был в 1936 году). И вот по плану предстояли большие мелиоративные работы, ведь помимо затопления от Томи проблемы доставляла и речка Горбуниха».
Чтобы площадка стала пригодной для строительства, были организованы работы по возведению дамбы в районе Левобережья – они начинаются в конце 50-х годов. Одновременно начали отводить русло Горбунихи, проводить дренажные работы и гидронамыв.
«Это очень интересная часть в истории нашего города, - рассказал Пётр Лизогуб. – С территории правого берега Томи, там, где был косогор в значительной степени из глинистого грунта, специальными гидромониторами его размывали и по трубопроводам под давлением пульпа доставлялась на левый берег реки. В течение нескольких лет таким образом грунт перемещали на территорию нынешнего Центрального района. Вода отводилась. Для перемещения была выбрана гора в районе нынешнего «Чёртового моста». Это была очень масштабная работа и, насколько я знаю, таким образом было перемещено более 12 миллионов тонн земли. Повышение грунта произошло на 1,5-2-2,5 метра».
Получив ровную поверхность, Центральный район начал расстраиваться. Важно, что в 1959-60 годах из-за этих работ по перемещению грунта и строительства дамбы Новокузнецк был признан самым дорогим городом СССР по капиталовложениям. Но власти страны шли на это, чтобы привести Новокузнецк в надлежащий вид и дать возможность дальнейшего развития. Интересно, что это и время начала периода индустриального строительства – возведения типовых домов – пяти- и девятиэтажек. Они отличались от домов предыдущего периода и стиля неоклассицизма, как на проспектах Металлургов, Курако, Пионерском и Строителей. Это были серые однотипные дома. А с конца 70-х годов в некоторых местах начали строить и 12-этажные высотки.
Добавим, что проблема затопления Новокузнецка по мере сил решалась и в довоенное время: возводились местные дамбы – строились валы высотой порядка 2-х метров, преграждающие воде доступ к постройкам. Таким валом была окружена, например, площадка в районе ДОЗа, были они и вдоль проспекта Строителей, улицы Покрышкина – ранее Береговой. Но эти малые дамбочки не спасли город в 1958 году, когда вода дошла до проспекта Молотова (ныне Металлургов).
Есть и случай, когда в 1977 году, даже при уже построенной большой дамбе произошел её прорыв и значительная часть Центрального района оказалась под водой. При этом учёные заметили цикличность возникновения наводнений – примерно раз в 20 лет.
Полный рассказ Петра Лизогуба об истории строительства Центрального района Новокузнецка и его защиты от наводнений смотрите на видео.
Комментарии /58
2. Война вынудила перебросить из-за Урала некоторые предприятия.
3. Некоторые предприятия планировали закрыть, а оставшиеся глубоко реконструировать.
А сейчас не могут асфальт нормальный положить, разметку на нём нарисовать, да грязь с него убрать. Ильинский тоннель или Южный въезд вообще за гранью возможностей.
Так что выбран оптимальный вариант, при котором залить Болотную миллионами кубов глины с правого берега Томи, дешевле, чем убирать миллионы кубов скальной породы... С этим можно соглашаться или нет. Но было конкретное время. Возможности были другие.
А вот при строительстве Запсиба рассматривался вариант разместить рабочий поселок на месте Ашмаринского дома отдыха и соединить его с заводом монорельсовой железной дорогой для перевозки рабочих. Вот там бы был свежий воздух и близко река и старицы.
2. Война вынудила перебросить из-за Урала некоторые предприятия.
3. Некоторые предприятия планировали закрыть, а оставшиеся глубоко реконструировать.
Но потом пришла перестройка, и все...
Но потом пришла перестройка, и все...
А сейчас не могут асфальт нормальный положить, разметку на нём нарисовать, да грязь с него убрать. Ильинский тоннель или Южный въезд вообще за гранью возможностей.
Но потом пришла перестройка, и все...
А сейчас не могут асфальт нормальный положить, разметку на нём нарисовать, да грязь с него убрать. Ильинский тоннель или Южный въезд вообще за гранью возможностей.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: