В основанном в 1618 году Кузнецком остроге проживали служилые люди. Приграничное расположение Кузнецка наложило определённый отпечаток на быт горожан, и именно на военных людей было возложено ведение первых торговых операций. Дела велись с небольшими купеческими караванами, изредка заходившими в острог – в основном, из Томска. Главное, что привлекало торговцев – пушнина. Именно за ней приезжали купцы. Местный соболь считался одним из самых «добрых» по качеству. Попутно скупали кожу, щетину, дары леса – кедровые орехи и мёд.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Кузнецкий острог располагался на правом берегу Томи, а на левом, по некоторым историческим свидетельствам, с 1630-х годов находился «калмыцкий торг». Активная торговля и обмен велись и с местным населением – предками современных шорцев – кузнецкими татарами, и с кочевниками – белыми и чёрными калмыками. Белые калмыки – это предки современных бачатских телеутов, а чёрные калмыки – западно-монгольские племена. Причем, любая торговая операция должна была проходить фиксацию через таможню. Тогда она выполняла роль налоговой полиции. После любой сделки в государеву казну уплачивался налог 10%».
Работа «калмыцкого торга» не обходилась и без трагических событий. Так, в 1639 году один из телеутских князьков совершил нападение на русских служилых людей, делающих покупки и реализовывавших свои товары. Погибло 10 военных, в числе которых были и военачальники, около десятка людей было ранено. По тем временам это был дерзкий налёт и серьёзная провокация со стороны телеутских князей, которые одновременно могли присягать на верность российскому государю и сотрудничать с кочевниками. После этих событий были сделаны соответствующие выводы и приняты дополнительные меры безопасности.
На протяжении всего XVII столетия Кузнецк оставался самым южным укреплённым пунктом на юге западной Сибири и в предгорьях Алтая. К началу XVIII века население увеличилось – количество служилых людей существенно выросло, у них появились семьи, приехали родственники, как их всех тогда называли, «захребетники». Стали появляться и крестьяне, посадское население, проживающее в городе. Среди них начали появляться ремесленники, занимающиеся ткачеством, обувным производством, скорняжным делом. Соответственно, начала развиваться и торговля.
Также ценным товаром в Кузнецких землях были лошади. Ведь служба военных и быт людей были тесно связаны с их использованием. Особо приезжих купцов привлекала Сагайская порода лошадей, которую позже стали называть Кузнецкой. Хотя внешне эти лошади и не претендовали на особую стать – не Орловские рысаки, но зато они отличались своей выносливостью – они были приземистые и крепкие.
«С середины XVIII столетия популярным товаром в Кузнецке был табак, - рассказывает Пётр Лизогуб. – Сначала, выращиваемый здесь, он назывался «Черкесский». Вплоть до XX века он являлся довольно привлекательным для купеческих отрядов».
Местные купцы в Кузнецке начали появляться тоже с XVIII века. При правлении Петра I купечество начинает делиться на гильдии – их было две, а потом образовывается и третья гильдия – самые мелкие купцы. Записаться в купцы могли все желающие, имеющие хоть какой-то капитал. Что массово и сделали кузнечане – и с капиталом, и без него, как потом показала проверка. Реформа Екатерины II в 1775 году чётко разграничила гильдии по категориям и сумме капитала, и большинство «купцов» перестало существовать. Так, до реформы в Кузнецке числилось 175 купцов, а после осталось только 7 человек. Именно они и стали вести основную торговлю, с них была снята подушная подать, остался только налог с капитала.
Чтобы получить свидетельство купца первой гильдии, нужно было предоставить капитал в 10 тысяч рублей, второй гильдии – 5 и выше тысяч, третьей гильдии – 500 и выше рублей. К концу XVIII века торговля процветала, и в Кузнецке было уже порядка 40 купцов. В течение XIX столетия купеческих семей было 50-60, и их количество существенно не менялось. Среди наиболее известных историки отмечают Леонида Емельянова, основавшего первый «Торговый дом наследников Емельянова», который стал рекордсменом по времени существования. Известен кузнецкий купец второй гильдии Максим Окулов, Ермолаев, Шукшин, Буханов, Попов и многие другие. Но даже в самые лучшие годы своей работы они не привели Кузнецк в число крупных торговых центров, а оборот был ниже, чем в других поселениях.
Общая картина меняется с наступлением советской индустриализации в XX веке. Начало строительства нового города на левом берегу Томи, получившего в 1931 году название Новокузнецк (Сталинск с 1932 до 1961 года), способствовала строительству крупных магазинов. В начале 1930 года появляется первый Универмаг. Размещался он в рубленном деревянном бараке на улице Радиальная (ныне Орджоникидзе).
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«В современном смысле слова, в капитальном здании «Универмаг» появляется после строительства двух пятиэтажек-близнецов на пересечении современного проспекта Металлургов и улицы Кирова. По проекту приглашённого на Кузнецкстрой немецкого архитектора Герхарда Косселя к 1935 году были возведены эти пятиэтажки под общежития. В начале 2000-х годов ближнее к проспекту Металлургов здание снесли из-за его аварийности. Так вот, особенностью этих зданий было то, что они были построены из термолита на основе кирпичной основы. Термолит – экспериментальный материал, состоящий из прессованных опилок, камыша, других органических материалов, плюс 5% гипса и 5% извести».
Данный «второй» Универмаг просуществовал до 50-х годов. Тогда на проспекте Металлургов были выстроены три пятиэтажки по проекту московского архитектора Георгия Градова, и в одно из угловых зданий (Металлургов, 34) переехал существующий в общежитии, образовав «третий» Универмаг. В 60-е годы там обосновался «Детский мир», но многие старожилы продолжали называть его «старый Универмаг».
«Слово «старый» здесь очень уместно, поскольку и ныне действующий Универмаг на ул. Кирова, 20 планировали к постройке еще в 1934 году, как капитальный крупный торговый объект, - рассказывает Пётр Лизогуб. – В 1935 году даже начали строить фундамент, но здание превратилось в долгострой. До Великой Отечественной войны построили только два этажа и начало третьего. Когда началась война, было принято решение организовать в постройке военное производство. Её обнесли дополнительным забором и разместили номерной завод №252, который выпускал специальное оборудование для военного флота, в том числе гироскопы. И вот с осени 1941 и до 43-го годов там располагался этот завод. Когда завод реэвакуировали назад в Серпухов, здание некоторое время стояло бесхозным. Но затем КМК взял его на свой баланс и принялся достраивать. В 1956 году Универмаг был торжественно открыт».
Вспоминая другие крупные магазины довоенного времени, нельзя не сказать о «Гастрономе №8». Его торговые площади были совмещены с рестораном «Москва» и открылся он в 1938 году. Спроектировано здание было местными архитекторами, и он стал очень знаковым для города – в нём можно было купить дефицитные товары. Статус крупного магазина он сохранял до 60-х годов.
Помнят старожилы и крупнейший в городе книжный магазин, расположившийся на первом этаже здания №7 на улице Кирова.
Добавим, что с конца 40-х годов в стране и в нашем городе, естественно, тоже при строительстве крупных улиц применялись такие проекты, которые предусматривали на первых этажах домов на красной линии помещения под
магазины или общественные организации. Примером этого может послужить как старая часть улицы Кирова, так и спроектированная в 70-х годах и открытая в 1981 году новая левобережная часть.
Подытоживая рассказ о развитии торговли в Новокузнецке, скажем, что в своё время славился и Универсам на проспекте Дружбы, и другие торговые точки во всех районах города. Вспоминаются и магазины «Товары для мужчин» и «Товары для женщин», «Орбита» и «Спортсмен», «Солнышко» на Запсибе. Ну а в наше время и вовсе нет дефицита в предприятиях торговли, включая крупные ТРЦ и супермаркеты.
Напоминаем, что более подробный и интересный рассказ о торговле в Новокузнецке вы можете посмотреть на видео.
Комментарии /58
Этот адрес давно кто-то тщательно стер.
Этой улицы нет, а на ней нету зданья,
Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер.
Тут ещё про беляши писали, действительно, с мясом стоил 16 коп., с рыбой 11 коп. Нормальное мясо в беляшах было только от общепита КМК, например от кулинарии-кафе по Металлургов, 30. Или пельменной по Металлургов, 13.
Тут ещё про беляши писали, действительно, с мясом стоил 16 коп., с рыбой 11 коп. Нормальное мясо в беляшах было только от общепита КМК, например от кулинарии-кафе по Металлургов, 30. Или пельменной по Металлургов, 13.
Современная мировая повестка - все ползающие и летающие насекомые это еда. Разрабатывают технологии как людей ими кормить в промышленных масштабах. Уже нет уверенности что в современной жратве их нет в виде одного из компонентов.
Всё возмущаемся про современные нравы забывая откуда они родом.
Всё возмущаемся про современные нравы забывая откуда они родом.
Всё возмущаемся про современные нравы забывая откуда они родом.
И столбы с проводами на том фото именно для трамваев. Троллейбуса там и то время никогда не было.
Последуйте своей рекомедации просмотра соседних фото. Там видно как рельсы ответвляются от Металлургов в сторону Кузнецкстроевского.
Современная мировая повестка - все ползающие и летающие насекомые это еда. Разрабатывают технологии как людей ими кормить в промышленных масштабах. Уже нет уверенности что в современной жратве их нет в виде одного из компонентов.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: