Традиционно наш рассказ начинаем со времён образования Кузнецка в XVII столетии. Первыми жителями стали служилые люди, которые за службу получали жалование: и денежное, и в виде «соляного» жалования, так как соль в то время была ценным продуктом, и «хлебное» жалование — в виде ржи для людей и овса для лошадей конных казаков. Ещё одним видом жалования, которое выдавалось не каждый год и не всем — по случаю великого праздника или за успешную службу — «винная» выдача. Она выдавалась в виде водки.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Сохранился такой документ, как «Книга выдачи винного жалования за 1665 год». Из неё видно, и это интересный факт, что больше всего его выдавали священникам Преображенской церкви. Следом по списку были служилые люди, дальше — так называемые ружники, обеспечивающие существование острога и города. Выдавали даже «гулящим» людям — простым жителям, но только по большим праздникам».
В Кузнецке, начиная с XVII века, как и в других сибирских городах, начали образовываться кабаки — это место, где можно было на законных основаниях получить водку, которая в то время называлась «вином» или «хлебным вином» — крепкий алкогольный напиток.
«На сколько он был крепким? Давайте вспомним исследование нашего выдающегося историка и кулинара Похлёбкина, который доказал на мировом уровне, что водка изначально была создана именно в Московском государстве в XV веке. И что изобрели её монахи, - поясняет Пётр Лизогуб. – По его исследованиям, водка достигала близкие к 40 градусам. Интересный факт, что в документах есть информация о том, что в Кузнецке в XVII веке встречается «простое» вино и «двойное» вино. Исследователи пришли к выводу, что «двойное» — это продукт двойной перегонки и оно действительно достигало 40 градусов. А обычная водка или, скорее, крепкий алкогольный напиток — порядка 20 градусов».
Официально кабаки и у нас в Кузнецке, и в европейской части страны просуществовали до середины XVII столетия. Затем правительством вводится такое понятие как «кружечные дворы».
Точно известно, что в конце XVII века в Кузнецке появляется небольшой винокуренный завод, который и занимался производством водочного напитка.
Хотя официально теперь питейные заведения и назывались «кружечными дворами», в народе они все равно оставались «кабаками», и их можно назвать первыми учреждениями общепита. Ведь здесь можно было не только выпить, но и вкусно поесть.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Сохранился любопытный документ 1772 года — послание духовного заказчика (главного священника региона). Он отправил рапорт тобольскому и сибирскому митрополиту Варлааму, в котором пожаловался на то, что в непосредственной близости к Преображенской церкви, окружённой деревянным забором, буквально в 20 метрах от алтарной части находился кабак. Как жаловался Ефим Викуловский, в кабаке происходят крики, сквернословие, звучат песни и другие непотребности. А это мешает церковной службе и является серьёзным искушением для прихожан. Тобольский архиепископ пошёл навстречу местному и написал письмо на имя губернатора Чечерина, где рассказал о существующей проблеме. Тот, в свою очередь, оперативно послал указание кузнецкому воеводе Скворцову с требованием перенести кабак подальше от стен церкви, что и было сделано».
Государственная политика в отношении кабаков была двоякой. Связано это было с тем, что, хотя они и были рассадником пьянства, с другой стороны являлись большой государственной прибылью. Если взять конкретные данные по Кузнецку за 1713 год, в государеву казну продажа питий принесла 619 рублей. Это были огромные деньги. К слову, годовой бюджет самого Кузнецка в те времена составлял порядка 1000 рублей.
Даже слово «кабак» несло негативный посыл, и в 1779 году Екатерина II законодательно запретила его использовать — было введено такое понятие, как «питейный дом». Если верить Кузнецкой летописи Ивана Конюхова, в Кузнецке в 1830-х годах существовало 4 питейных дома. После послаблений в законе и разрешения открывать подобные заведения частным лицам, к концу 60-х годов того же века их становится уже 30. Это не способствовало спокойствию в городе, и к началу 90-х годов у городского самоуправления появилась возможность на законодательном уровне влиять на количественный рост подобных заведений. При этом стало возможным и получать часть денежных средств с держателей питейных заведений в доход города. Также городское самоуправление рассматривало заявки на открытие новых и могло отказать в просьбе.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«В конце XIX века, и об этом сохранились записи в архивах Томска, в журнале заседания Кузнецкого общества самоуправления или Собрания уполномоченных есть разрешение на открытие «Винного погребка Абрамова» или «Харчевки Иванова», но есть и отказ местному купцу Степану Шукшину, имевшему двухэтажный каменный дом на Базарной площади (ныне Советская площадь), на открытие трактира. Вот как раз трактиров в Кузнецке было немного, и в начале XX века в 1914 году отставной чиновник Павел Сычёв взял в аренду дом, который мы сегодня называем дом купца Васильева или дом Копикуза, и открыл там «номера» — первую гостиницу. Там же располагался и трактир, где можно было употребить алкоголь и употребить пищу. К началу революционных событий в стране в нашем городе уже было несколько достаточно известных заведений общепита, как их можно теперь назвать. Популярностью пользовалась, например, и открытые купцом второй гильдии Иваном Красимовичем пивные. В 1898 году он получил разрешение на строительство пивоваренного завода, что он успешно осуществил и открыл две пивные. Одна располагалась около самого завода — на втором этаже располагалась кухня, в которой готовили закуску, а на первом — сама пивная. Интересно, что кухаркой там работала мама нашего известного земляка-героя Виктора Полосухина».
Наибольший расцвет общепита пришёлся на начало строительства КМК. Съехались десятки тысяч людей, и их нужно было как-то кормить. Одних только строителей к 1932 году было около 40 тысяч. В то время в стране существовала карточная система, а все рабочие были прикреплены к кооперативам, обеспечивающим питание.
Строилось большое количество столовых, хотя первая столовая, больше похожая на навес с установленными лавками и столами, появилась на площадке в 1929 году. Была и «Столовая №1», которая расположилась на Базарной площади, в просторном здании бывшего магазина купца Ермолаева и просуществовавшая много лет.
«Интересный факт по поводу ещё одной известной столовой в нашем городе, - рассказал Пётр Лизогуб. – Поскольку Генерального плана застройки города ещё не было, дома возводились хаотично. И вот «Столовая №5» была построена в центре современного проспекта Металлургов. Когда в 1933 году по Ворошиловскому проспекту (ныне Строителей) и проспекту Молотова (Металлургов) пустили первый трамвай, пути проложили с объездом этой столовой. А спрямили их только тогда, когда было построено отдельное здание под неё».
Интересной попыткой накормить растущее население города стали спроектированные архитекторами братьями Весниными дома-коммуны. Тенденция того времени была такова, что новые социалистические города должны в своей основе состоять из таких домов: кухни в квартирах не нужны, так как планировалось существование единых общественных кухонь-столовых, в которых могли питаться трудящиеся, не утруждаясь собственноручным приготовлением пищи. Но проект так и не был реализован, зато его отголоском стало строительство комплекса зданий из двух пятиэтажек, спроектированных немецким архитектором Козелем в 1934 году, соединённых двухэтажным проходом. В нём на втором этаже и расположилась первая капитальная столовая города. Утрачены одна пятиэтажка и проход между зданиями с началом строительства 11-этажки на пересечении улицы Кирова и проспекта Металлургов.
Развивалась не только система столовых, но и ресторанов. Так, на Верхней колонии в монументальном здании гостиницы на первом этаже располагался ресторан, который пользовался большой популярностью не только у приезжих, но и у местных жителей. Работал он до часу ночи.
Перед Великой Отечественной войной — в конце 1938 начале 1939 годов — появляется легендарный ресторан «Москва». Он стал, по сути, центральным заведением для горожан и работал до двух часов ночи. «Москва» была оборудована по последнему слову техники и гордилась своим обслуживанием посетителей на высшем уровне. Но после закрытия в два ночи отдыхающие могли пройти в ресторан на вокзале, который работал круглые сутки, но был менее изысканным.
Фото А. Н. КУЗЯРИНА
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Если говорить о развитии ресторанной сети, то наиболее значительным оно стало в послевоенные годы. На проспекте Курако появляется ресторан «Заря», несколько открывается на улице Ленина. Легендарным стал пивбар «Таёжный». На левобережной части улицы Кирова строится замечательный ресторан «Терсь». Кстати, не всем известен такой момент, что изначально ресторан «Терсь» назывался ресторан «Таёжный». Позже это название передали пивбару, а ресторан получил своё современное название».
Можно сказать, что в советское время общепит достиг своего расцвета: в цехах на предприятиях города появились цеховые столовые, которые решили проблему доступности качественного питания работников. В городе открывались кафе и кафетерии, специализированные столовые — любимые многими «пельменные», а в некоторых магазинах появились даже «рюмочные». Известной была, например, рюмочная в магазине «Рябинка», где можно было за столиком употребить некоторое количество разнообразного алкоголя и закусить его продаваемыми тут же бутербродами или холодными закусками.
Добавим, что в современном Новокузнецке хоть и утеряны большинство старых и легендарных ресторанов, кафе и столовых, зато появились новые современные учреждения быстрого питания, модные рестораны, бары и прочие востребованные горожанами места для времяпрепровождения в компании друзей или родных, празднования семейных праздников или наоборот — уединения с чашкой кофе или коктейлем.
Напоминаем, что более подробный и интересный рассказ о развитии системы общепита в Новокузнецке вы можете посмотреть на видео.
Комментарии /65
А теперь контролёры раз в три года должны приехать с проверкой,
да и то , сначала обязаны предупредить, что они едут.
Что-то понесло заместителя директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея
А теперь контролёры раз в три года должны приехать с проверкой,
да и то , сначала обязаны предупредить, что они едут.
Аппетит и желание отведать не пропали?
Когда в новостях проскакивают сообщения о том, что кто-то где-то отравился в общепите, то, естественно, возникает недоверие к нему.
Поэтому приходится самим готовить еду у себя дома.
Когда светит... черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандюгами жарю спирт.
Сердце бьется все чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
«Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад».
Аппетит и желание отведать не пропали?
Нужны именно простые рюмочные где цена алкоголя равна магазинной или если и больше то раза в полтора. Т.Е. поллитра пива ну максимум рублей 70, 100водки не больше - 80р.
Кстати там можно и с бабами знакомиться будет. Все лучше чем на лавке под окнами орать.
Таких рюмочных должно быть не менее трех на ильинке и запсибе и 6-7 в центральном районе
Нужны именно простые рюмочные где цена алкоголя равна магазинной или если и больше то раза в полтора. Т.Е. поллитра пива ну максимум рублей 70, 100водки не больше - 80р.
Кстати там можно и с бабами знакомиться будет. Все лучше чем на лавке под окнами орать.
Таких рюмочных должно быть не менее трех на ильинке и запсибе и 6-7 в центральном районе
Нужны именно простые рюмочные где цена алкоголя равна магазинной или если и больше то раза в полтора. Т.Е. поллитра пива ну максимум рублей 70, 100водки не больше - 80р.
Кстати там можно и с бабами знакомиться будет. Все лучше чем на лавке под окнами орать.
Таких рюмочных должно быть не менее трех на ильинке и запсибе и 6-7 в центральном районе
А теперь контролёры раз в три года должны приехать с проверкой,
да и то , сначала обязаны предупредить, что они едут.
А теперь контролёры раз в три года должны приехать с проверкой,
да и то , сначала обязаны предупредить, что они едут.
А хохма на троих побыстрому прямо на рабочем месте пока начальство не видит долгоживущая.
Для нормального человека какая проблема купить 0,5 л налить рюмку и бутылку поставить на полку? (прийти с работы, взять бутылку с полки, налить рюмку, бутылку обратно на полку)
А хохма на троих побыстрому прямо на рабочем месте пока начальство не видит долгоживущая.
Для нормального человека какая проблема купить 0,5 л налить рюмку и бутылку поставить на полку? (прийти с работы, взять бутылку с полки, налить рюмку, бутылку обратно на полку)
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: