Железнодорожный вокзал — это ворота в город. Строительство новокузнецкого вокзала и площади около него — интересная история.
Началась она со времён, когда в Кузнецк стали съезжаться сначала сотни, а потом и тысячи кузнецкстроевцев, которые возводили КМК. По воспоминаниям некоторых из них, железнодорожный вокзал в городе имел очень неприглядный вид — временно сколоченный барак. Он резко контрастировал с масштабами строительства комбината в 30-х годах прошлого века.
Но потребовалось немало времени, прежде чем внимание градостроителей было обращено на Новокузнецк и на площадь, к которой мы привыкли сегодня. Развитие города шло от Площади Побед рядом с заводоуправлением, и именно там было «сердце» молодого города. Все усилия и ресурсы были направлены именно туда.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Поворот в сторону современного вокзала происходит уже позже — в послевоенные годы. В 1948-50 годах московская проектная организация «Гипрогор» разработала новый, второй по счёту генеральный план развития города. В нём были учтены такие обстоятельства, как, например, непригодность для застройки из-за заболоченности местности в районе современного проспекта Бардина. Эта территория ещё и подтоплялась во время весеннего половодья на реках. Потребовались значительные мелиоративные и гидротехнические работы, чтобы подготовить площадку для будущего капитального строительства. Но по генеральному плану 1950 года эта площадка уже предполагалась к дальнейшему её освоению. Интересный факт, что тогда впервые градостроители обратили внимание и на будущую Привокзальную площадь, от которой должны были отходить три главные городские магистрали: проспект Молотова (проспект Металлургов), Диагональное шоссе (проспект Курако) и формирующееся Центральное шоссе (проспект Бардина)».
Знаменитое новокузнецкое «трёхлучие» придало городу уникальность и стало его визитной карточкой. А масштабная многоэтажная застройка сформировала Привокзальную площадь. И произошло это уже к середине 50-х годов. К этому же времени начинают застраиваться так называемые третий и пятый кварталы, примыкающие к площади. Монументальные здания строили в стиле сталинской неоклассики, в соответствии с застройкой столиц страны — Москвы и Ленинграда. Архитектор Георгий Градов разработал детальный проект центрального проспекта Молотова, в котором уделил внимание и площади возле вокзала.
«Кстати, по его проекту там предполагался огромный монумент товарищу Сталину, - рассказывает Пётр Лизогуб. - Но времена в 50-х годах изменились, и проект не мог быть воплощён в жизнь в том виде. Но основная идея «трёхлучия» осталась. Если говорить о самом вокзале, то, наверное, все новокузнечане знают интересное одноэтажное каменное строение, находящееся на третьей платформе вокзала. И все интересующиеся историей города ассоциируют это здание, как первый вокзал Новокузнецка. Это не совсем так. Дело в том, что здание возникло к середине 20-х годов на тогда только что возникшей оконечности Транссибирской железнодорожной магистрали — в 1924 году к нашему городу была проведена железнодорожная ветка от Ленинска-Кузнецкого. И вот тогда было построено из дикого камня здание, но оно не использовалось как вокзал. Оно использовалось как диспетчерская, там же находились вспомогательные службы, связанные с железнодорожным обслуживанием, но именно вокзалом оно никогда не являлось».
Но зато это здание стало первым каменным на левобережье города. А до 1963 года — до постройки двухэтажного капитального здания — вокзалом в Сталинске-Новокузнецке было одноэтажное каменное здание. Но оно не вмещало всех приезжающих и уезжающих.
В 1963 году был построен вокзал, который ещё многие помнят — реконструкции здание подверглось совсем недавно и приобрело новый современный вид. К слову, в 2010-х годах по всей стране шло значительное обновление железнодорожных вокзалов, и Новокузнецкий вокзал попал в этот список.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Привокзальная площадь интересна ещё и тем, что её смело можно назвать и площадью трёх вокзалов. В 2000-х годах в связи с разделением пригородного и междугороднего сообщения пришла идея выстроить здание Пригородного вокзала, что и было реализовано в виде достаточно оригинальной конструкции, которая органично вписалась в общий вид Привокзальной площади. Третье здание на площади, но второе по хронологии — здание новокузнецкого Автовокзала. Его построили в 60-е годы, и это стало эффективной транспортной инфраструктурой в городе — обустройство железнодорожного и автобусного вокзалов в одном месте стало крайне удобным для пассажиров. Этим не могли похвастать даже крупные сибирские города, такие как Новосибирск».
Заметным и знаковым в оформлении Привокзальной площади были проходящие здесь трамвайные линии. Так, первый в Сибири трамвай пошёл в нашем городе ещё в 1933 году, и его путь пролегал, в том числе, через вокзал. Несколько позже — в 60-егоды — трамваи пошли и по проспекту Курако, и они также дополнили площадь.
И конечно же, известным и оригинальным стало оформление фасадов выходящих на площадь домов. С самого начала на них располагались различные лозунги и призывы в духе советского времени, но в начале 80-х годов было принято решение украсить здания словами из легендарного стихотворения Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Заключительные строки этого произведения стали девизом Новокузнецка: «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!» Въезжающие в город люди должны были сразу понимать, в какой именно значимый город они прибыли.
Надписи на зданиях сохранялись до середины 2000-х годов, затем их демонтировали, а в 2017 году вернули на их законное место.
Также исторически сложилось, что Привокзальная площадь была сосредоточением не только транспортных узлов, но и торговых точек. Здесь всегда располагались крупные и не очень магазины, киоски и небольшие рыночки. Но в настоящий момент торговля приведена в соответствие, на площадь вернули трамвай, и она приобрела законченный вид.
Напоминаем, что более подробный и интересный рассказ о застройке площадки у вокзалов в Новокузнецке вы можете посмотреть на видео.
Комментарии /34
Так вот, пенсии при Сталине были только а номенклатуры, а у вас будут карточки и трудодни. Сказочные вы наши....непечатное слово тут
Так вот, пенсии при Сталине были только а номенклатуры, а у вас будут карточки и трудодни. Сказочные вы наши....непечатное слово тут
Так вот, пенсии при Сталине были только а номенклатуры, а у вас будут карточки и трудодни. Сказочные вы наши....непечатное слово тут
Да кстати доску с "первого" вокзала/каменного здания "Кузнецка", следовало бы оторвать и по башке тому кто текст писал, прикопать тут же.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: