«Первый железнодорожный вокзал Кузнецка» не был вокзалом, а на площади должен был стоять монумент Сталину (ФОТО, ВИДЕО)

«Первый железнодорожный вокзал Кузнецка» не был вокзалом, а на площади должен был стоять монумент Сталину (ФОТО, ВИДЕО)

Местные новостиИстория
Сегодня мы расскажем о том, как в Новокузнецке строилась Привокзальная площадь.

Железнодорожный вокзал — это ворота в город. Строительство новокузнецкого вокзала и площади около него — интересная история.

Началась она со времён, когда в Кузнецк стали съезжаться сначала сотни, а потом и тысячи кузнецкстроевцев, которые возводили КМК. По воспоминаниям некоторых из них, железнодорожный вокзал в городе имел очень неприглядный вид — временно сколоченный барак. Он резко контрастировал с масштабами строительства комбината в 30-х годах прошлого века.

Но потребовалось немало времени, прежде чем внимание градостроителей было обращено на Новокузнецк и на площадь, к которой мы привыкли сегодня. Развитие города шло от Площади Побед рядом с заводоуправлением, и именно там было «сердце» молодого города. Все усилия и ресурсы были направлены именно туда. 

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Поворот в сторону современного вокзала происходит уже позже — в послевоенные годы. В 1948-50 годах московская проектная организация «Гипрогор» разработала новый, второй по счёту генеральный план развития города. В нём были учтены такие обстоятельства, как, например, непригодность для застройки из-за заболоченности местности в районе современного проспекта Бардина. Эта территория ещё и подтоплялась во время весеннего половодья на реках. Потребовались значительные мелиоративные и гидротехнические работы, чтобы подготовить площадку для будущего капитального строительства. Но по генеральному плану 1950 года эта площадка уже предполагалась к дальнейшему её освоению. Интересный факт, что тогда впервые градостроители обратили внимание и на будущую Привокзальную площадь, от которой должны были отходить три главные городские магистрали: проспект Молотова (проспект Металлургов), Диагональное шоссе (проспект Курако) и формирующееся Центральное шоссе (проспект Бардина)».

Знаменитое новокузнецкое «трёхлучие» придало городу уникальность и стало его визитной карточкой. А масштабная многоэтажная застройка сформировала Привокзальную площадь. И произошло это уже к середине 50-х годов. К этому же времени начинают застраиваться так называемые третий и пятый кварталы, примыкающие к площади. Монументальные здания строили в стиле сталинской неоклассики, в соответствии с застройкой столиц страны — Москвы и Ленинграда. Архитектор Георгий Градов разработал детальный проект центрального проспекта Молотова, в котором уделил внимание и площади возле вокзала.

«Кстати, по его проекту там предполагался огромный монумент товарищу Сталину, - рассказывает Пётр Лизогуб. - Но времена в 50-х годах изменились, и проект не мог быть воплощён в жизнь в том виде. Но основная идея «трёхлучия» осталась. Если говорить о самом вокзале, то, наверное, все новокузнечане знают интересное одноэтажное каменное строение, находящееся на третьей платформе вокзала. И все интересующиеся историей города ассоциируют это здание, как первый вокзал Новокузнецка. Это не совсем так. Дело в том, что здание возникло к середине 20-х годов на тогда только что возникшей оконечности Транссибирской железнодорожной магистрали — в 1924 году к нашему городу была проведена железнодорожная ветка от Ленинска-Кузнецкого. И вот тогда было построено из дикого камня здание, но оно не использовалось как вокзал. Оно использовалось как диспетчерская, там же находились вспомогательные службы, связанные с железнодорожным обслуживанием, но именно вокзалом оно никогда не являлось». 

Но зато это здание стало первым каменным на левобережье города. А до 1963 года — до постройки двухэтажного капитального здания — вокзалом в Сталинске-Новокузнецке было одноэтажное каменное здание. Но оно не вмещало всех приезжающих и уезжающих.

В 1963 году был построен вокзал, который ещё многие помнят — реконструкции здание подверглось совсем недавно и приобрело новый современный вид. К слову, в 2010-х годах по всей стране шло значительное обновление железнодорожных вокзалов, и Новокузнецкий вокзал попал в этот список.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Привокзальная площадь интересна ещё и тем, что её смело можно назвать и площадью трёх вокзалов. В 2000-х годах в связи с разделением пригородного и междугороднего сообщения пришла идея выстроить здание Пригородного вокзала, что и было реализовано в виде достаточно оригинальной конструкции, которая органично вписалась в общий вид Привокзальной площади. Третье здание на площади, но второе по хронологии — здание новокузнецкого Автовокзала. Его построили в 60-е годы, и это стало эффективной транспортной инфраструктурой в городе — обустройство железнодорожного и автобусного вокзалов в одном месте стало крайне удобным для пассажиров. Этим не могли похвастать даже крупные сибирские города, такие как Новосибирск».

Заметным и знаковым в оформлении Привокзальной площади были проходящие здесь трамвайные линии. Так, первый в Сибири трамвай пошёл в нашем городе ещё в 1933 году, и его путь пролегал, в том числе, через вокзал. Несколько позже — в 60-егоды — трамваи пошли и по проспекту Курако, и они также дополнили площадь.

И конечно же, известным и оригинальным стало оформление фасадов выходящих на площадь домов. С самого начала на них располагались различные лозунги и призывы в духе советского времени, но в начале 80-х годов было принято решение украсить здания словами из легендарного стихотворения Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Заключительные строки этого произведения стали девизом Новокузнецка: «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!» Въезжающие в город люди должны были сразу понимать, в какой именно значимый город они прибыли.

Надписи на зданиях сохранялись до середины 2000-х годов, затем их демонтировали, а в 2017 году вернули на их законное место. 

Также исторически сложилось, что Привокзальная площадь была сосредоточением не только транспортных узлов, но и торговых точек. Здесь всегда располагались крупные и не очень магазины, киоски и небольшие рыночки. Но в настоящий момент торговля приведена в соответствие, на площадь вернули трамвай, и она приобрела законченный вид.

Напоминаем, что более подробный и интересный рассказ о застройке площадки у вокзалов в Новокузнецке вы можете посмотреть на видео.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Фото: Елена Гавриленко / Сити-н, Новокузнецкий краеведческий музей
Видео: Константин Гавриленко / Сити-н

Комментарии /34

19:4328-07-2023
9
Читатель
А сейчас какое убожество сделали?! Весь Вокзал в торгашах, пройти невозможно, и парковок горожане лишились, азерботы на парковках себя хозяевами города чувствуют!!!!

20:5328-07-2023
42
Читатель
70 лет прошло, а некоторые всё грезят о памятнике сталину и переименованию города в сталинск. Вот что у таких в голове?

21:0728-07-2023
3
Вадим
Не полно. Где проект с подземной стоянкой? И автовокзал на месте "Каскада"? Вот были интересные решения!

21:2128-07-2023
32
Агатакристя
Хоть Сталину, хоть Исааку Рабиновичу нам кузбассовцам . В холодильниках и карманах от этого не прибавится

21:3328-07-2023
4
Читатель
площадь приобрела вид...

08:3829-07-2023
36
ЧитательЧитатель
70 лет прошло, а некоторые всё грезят о памятнике сталину и переименованию города в сталинск. Вот что у таких в голове?

Силос у них в головах. Они наверное думают что после переименования в сталинск, прошеныц ими окурок будет сам исчезать, и пенсии поднимут.
Так вот, пенсии при Сталине были только а номенклатуры, а у вас будут карточки и трудодни. Сказочные вы наши....непечатное слово тут

08:5229-07-2023
 
Читатель
В этом каменном вокзале мы покупали билеты в Горький.и ждали паровоз.была печка голландка и лавки.

08:5729-07-2023
3
Читатель
А на привокзальной площади Должен стоять памятник Металлургу и Шахтёру!

09:0729-07-2023
13
ЧитательЧитатель
А на привокзальной площади Должен стоять памятник Металлургу и Шахтёру!

Дяде Курбану...

09:2229-07-2023
8
ЧитательЧитатель
Дяде Курбану...

Вниз головой?

09:3629-07-2023
7
ЧитательЧитатель
Вниз головой?

Можно и так. По пояс, то есть бюст...

09:5729-07-2023
22
Кузьм а,
как встречать пассажиров и провожать, если нет парковок?

10:1129-07-2023
5
ЧитательЧитатель
Силос у них в головах. Они наверное думают что после переименования в сталинск, прошеныц ими окурок будет сам исчезать, и пенсии поднимут.
Так вот, пенсии при Сталине были только а номенклатуры, а у вас будут карточки и трудодни. Сказочные вы наши....непечатное слово тут

Ну это твои фантазии и желания. Это если ты в здравом уме, не мнишь же ты себя умельцем читать чужие мысли.

10:1229-07-2023
27
читательЧитатель
Силос у них в головах. Они наверное думают что после переименования в сталинск, прошеныц ими окурок будет сам исчезать, и пенсии поднимут.
Так вот, пенсии при Сталине были только а номенклатуры, а у вас будут карточки и трудодни. Сказочные вы наши....непечатное слово тут

а у жителей Китая тоже в голове силос ? в Китае например почитают Сталина печатают его труды, изучают эти труды, в его честь названы парки , улицы, стоят памятники может быть они поэтому везде первые ?

10:5529-07-2023
7
АлексейЧитатель
70 лет прошло, а некоторые всё грезят о памятнике сталину и переименованию города в сталинск. Вот что у таких в голове?

Не знаю на счет парковок, они все равно на 20 минут, а вот про торгашей правильно, еще хоть бабок разогнали, что было в 90-е когда электричка приезжала, кто видел не забудет это клааку! Бабки делят места, орут, дерутся...

11:0629-07-2023
18
Великий кормчийчитатель
а у жителей Китая тоже в голове силос ? в Китае например почитают Сталина печатают его труды, изучают эти труды, в его честь названы парки , улицы, стоят памятники может быть они поэтому везде первые ?

Им что сказали, то они и почитают

11:0929-07-2023
2
ЧитательВадим
Не полно. Где проект с подземной стоянкой? И автовокзал на месте "Каскада"? Вот были интересные решения!

Автовокзал на каскаде? Более идиотского решения и придумать нельзя. Сейчас всё прекрасно работает, пассажирам очень удобно - все вокзалы в одном месте. А ты желаешь как в транспортной реформе сломать всё лучшее и заставить людей страдать. То же и с подземными парковками. Для кого их строить вкладывая огромные деньги города? Для удобства офисного планктона? Стоянки у пригородного вокзала более чем достаточно для пассажиров вокзалов, нужно просто снова возобновить брать деньги за стоянку там свыше получаса и парковка будет пуста.

11:1829-07-2023
7
Читатель
Вместо рынка, который строится лучше бы отдали эту площадь под круговое движение с автовокзала и добавили эту площадь под парковку автовокзала, но коммерсанты опять победили здравый смысл.

12:2729-07-2023
3
Читатель
Весь колорит привокзальных улиц отражает центральный персонаж на фото 19. Фотограф, видимо, специально старался

13:0929-07-2023
2
ЧитательКузьм а,
как встречать пассажиров и провожать, если нет парковок?

Работаете в гостинице?

13:2029-07-2023
23
Читательчитатель
а у жителей Китая тоже в голове силос ? в Китае например почитают Сталина печатают его труды, изучают эти труды, в его честь названы парки , улицы, стоят памятники может быть они поэтому везде первые ?

У тебя передоз. Вредно круглые сутки напролет слушать Радио Китая.

16:0829-07-2023
7
ЧитательЧитатель
А сейчас какое убожество сделали?! Весь Вокзал в торгашах, пройти невозможно, и парковок горожане лишились, азерботы на парковках себя хозяевами города чувствуют!!!!

Сейчас на вокзале торгашей в десятки раз меньше, чем было там в советское время и до 2010-х. В те времена торгаши стояли по Металлургов до Кутузова, по Бардина опять же до Кутузова, и на Курако до Кутузова. В общем было 3 луча торгашей.

16:3629-07-2023
25
Читательчитатель
а у жителей Китая тоже в голове силос ? в Китае например почитают Сталина печатают его труды, изучают эти труды, в его честь названы парки , улицы, стоят памятники может быть они поэтому везде первые ?

Мы тоже изучали в пионерах труды Брежнева. Малая земля , целина и еще что-то.Потом рассказали,что писал не он.А на сталина работал университет марксизма-ленинизма. Он боевик в партии был.

16:5029-07-2023
1
ЧитательЧитатель
Сейчас на вокзале торгашей в десятки раз меньше, чем было там в советское время и до 2010-х. В те времена торгаши стояли по Металлургов до Кутузова, по Бардина опять же до Кутузова, и на Курако до Кутузова. В общем было 3 луча торгашей.

Тогда не было этой тьмы магазинов. И стояли не перекупщики ягоды и овощей как сейчас.

17:2829-07-2023
7
ЧитательЧитатель
Тогда не было этой тьмы магазинов. И стояли не перекупщики ягоды и овощей как сейчас.

В советское время магазинов действительно было очень мало. Как тогда говорили, "возросшие потребности советских граждан" не удовлетворялись от слова совсем. Но расцвет уличной торговли в районе вокзала был не в советское время, а в 1990-2000-е. Тогда там стояла не одинокая палатка дядя Курбана на придомовой территории, там продавцов овощей были десятки. А еще и стационарных киосков штук 30. А еще продавали трусы, штаны, обувь, все подряд. И все тупо разложив на асфальте. С 2013 запретили продавать пиво в киосках, так постепенно своей смертью они умерли, ведь пиво было их основных доходом.

17:5429-07-2023
14
ЧитательЧитатель
Ну это твои фантазии и желания. Это если ты в здравом уме, не мнишь же ты себя умельцем читать чужие мысли.

А какие твои фантазии?

17:5629-07-2023
4
Читательчитатель
а у жителей Китая тоже в голове силос ? в Китае например почитают Сталина печатают его труды, изучают эти труды, в его честь названы парки , улицы, стоят памятники может быть они поэтому везде первые ?

Это сейчас выдумал или после просмотра ролика про плоскую землю?

18:0429-07-2023
8
Чел
Слабенько. Проект выдыхается, а как хорошо начиналось, сколько ещё тем можно поднять, город-то знаковый, во многом уникальный.
Да кстати доску с "первого" вокзала/каменного здания "Кузнецка", следовало бы оторвать и по башке тому кто текст писал, прикопать тут же.

18:3229-07-2023
12
ЧитательЧитатель
Весь колорит привокзальных улиц отражает центральный персонаж на фото 19. Фотограф, видимо, специально старался

На фото 20 тело с пакетами ещё лучше!

20:0729-07-2023
 
Читатель
Зачем нам всучили типовое здание вокзала, у нас свое было прекрасное. Ну, добавили бы современной оснастки, а образ стоило бы сохранить прежним. То же и с площадью. Вы новое по-своему стройте, а старое, еще крепкое сохранять нужно, беречь. Не ценим своей истории, печально это...

20:3129-07-2023
13
читательЧитатель
У тебя передоз. Вредно круглые сутки напролет слушать Радио Китая.

да ладно ))) наберут по объявлению кого попало в ваш трольчатник , ничего придумать не могут кроме оскорбления , причем самых нелепых не в тему !

21:0329-07-2023
7
ЧитательЧитатель
Мы тоже изучали в пионерах труды Брежнева. Малая земля , целина и еще что-то.Потом рассказали,что писал не он.А на сталина работал университет марксизма-ленинизма. Он боевик в партии был.

Является широко распространенной практикой. что книги за политиков и государственных деятелей пишут другие люди. За гонорар-разовый или в зависимости от количества переизданий. Так, за Брежнева книги писал журналист Аграновский, за Ельцина-его будущий зять Юмашев, в прошлом сотрудник журнала "Огонек". Из мировых лидеров безусловно сам писал У.Черчилль от своей первой книги "Война на реке2 до трехтомной "Второй мировой войны". Так он и Нобелевскую премию по литературе получил. Что касается Сталина, то свои 13 томов вышедших еще при его жизни он написал сам. Есть его рукописи , которые хранятся в госархиве. Факт авторства Сталина, подтверждают и отнюдь не сталинисты, а американцы из института Гувера в 9ое работавщие с его архивом. Это есть факт, господа....

21:2729-07-2023
23
Читательчитатель
а у жителей Китая тоже в голове силос ? в Китае например почитают Сталина печатают его труды, изучают эти труды, в его честь названы парки , улицы, стоят памятники может быть они поэтому везде первые ?

Китайцы из твоего дома вещи выносят пока ты тут им осанны поешь.

21:5329-07-2023
22
Читательчитатель
да ладно ))) наберут по объявлению кого попало в ваш трольчатник , ничего придумать не могут кроме оскорбления , причем самых нелепых не в тему !

Нам на тебя китайского засланца с высокой колокольни ......

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости