Восстановленный Куйбышевский мост в Новокузнецке был построен не тогда, когда принято считать (ФОТО, ВИДЕО)

Восстановленный Куйбышевский мост в Новокузнецке был построен не тогда, когда принято считать (ФОТО, ВИДЕО)

Местные новостиИстория
Сегодня мы расскажем, почему происходит путаница в датах возведения моста в Куйбышевском районе.

Интерес к Куйбышевскому мосту в Новокузнецке возник на фоне его ремонта. Во время проведения работ периодически всплывали даты его возведения — городские власти и представители подрядчика называли то 1946 год, то 1947 год, подчёркивая его преклонный возраст и острую необходимость в капитальном ремонте.

Читатели Сити-н усомнились в верности этих дат, и возник спор о том, когда же всё-таки этот мост построили. Некоторые старожилы Куйбышевского района даже делились воспоминаниями о том, что строительство моста в данном виде велось в 60-х годах прошлого века.

Мы обратились за разъяснениями к человеку, который может подробно рассказать об истории как Куйбышевского моста, так и о людях, которые его строили.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Куйбышевский район по праву можно считать «первой ласточкой» в формировании современного Новокузнецка. Он появился в конце 20-х годов прошлого века на базе существовавшей рядом деревни Араличево (Горбунова) и в связи с закладкой новых шахт вблизи Кузнецкстроя — будущих шахт «Димитрова» и «Орджоникидзе». Посёлок шахтёров Араличево существовал до середины 30-х годов, когда было принято решение переименовать его в Куйбышево. А на базе этих шахт был сформирован сначала трест «Араличевское рудоуправление», позднее — «Куйбышевуголь», который, в свою очередь, входил в состав «Кузбассугля». Управление последним находилось в Новосибирске, и там в 1930-ом году сформировалось интересное проектное управление — Особое проектно-конструкторское бюро №14. Это была так называемая шарашка, то есть закрытое учреждение, в котором работали подвергшиеся репрессиям инженеры, которых в принудительном порядке в ссылке заставляли там работать. В 1931 году подобрался очень мощный инженерный состав, которому в итоге и было поручено решить проблему коммуникаций «Куйбышевугля» на берегах Абы — построить мост». 

Необходимый городу мост, который бы соединил левый и правый берега реки, по заданию треста спроектировал инженер Савельев. Подобные проекты в Сибири ранее не использовались: мост был задуман как подвесной (висячий). Его особенностью было то, что деревянные опоры устанавливаются по обеим берегам реки, а не в саму реку. Это позволяло избежать их ежегодного повреждения во время половодья.

Деревянный подвесной мост достаточно быстро построили: общая протяжённость объекта составила порядка 100 метров, высота над Абой 7-7,5 метров, выдерживал нагрузку 10 тонн. Этого вполне хватало для нужд предприятий и местных жителей, использовавших, в основном, гужевой транспорт, и совсем мало автомобильный.

«Надо сказать, что мост не подвергался никакому ремонту, как в довоенные годы, военные, так и после окончания войны, - поясняет Пётр Лизогуб. – И через 15 лет активной эксплуатации начал приходить в упадок. К тому же тогда в планах города была идея проложить трамвайные пути в Куйбышевский район, а автотранспортные потоки увеличились в разы, мощность и состояние моста стали вызывать вопросы, и возникла идея его заменить на более современный капитальный. Задание на создание проекта нового моста было дано Главному управлению нашего городского архитектора, но параллельно проектированием занимался «Главстальконструкции» и входивший в него эвакуированный в наш город Завод металлоконструкций имени Молотова. В течение 1946-47 годов проекты были подготовлены ,и 17 декабря 1947 года на заседании Горисполкома рассмотрели два предложенных проекта».

Управление главного архитектора города предложило построить мост на 4-х опорах общей стоимостью почти полтора миллиона рублей. Завод металлоконструкций представил свой вариант будущего моста, который оказался более интересным однопролётный мост протяженностью 52 метра и шириной 8м 10см. Известен и номер проекта МС-17. А самое главное стоимость моста составляла всего 300 тысяч рублей. Неудивительно, что предпочтение получил именно этот проект. Изготовлением конструкций и дальнейшим их монтажом тоже было поручено заняться заводу. 

Возвести новый мост было решено на месте старого подвесного, который нужно было демонтировать. Ответственным за строительство был назначен трест «Куйбышевуголь», а в помощники ему КМК. 

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Приняв в декабре 1947 года проект, установили жёсткие сроки реализации — успеть построить мост до паводка весной 1948 года. Но постановление на бумаге и реальные действия не совпали, а тогдашний руководитель треста посчитал, что у него есть более важные дела, куда можно потратить деньги. В итоге, 1948 год прошёл, а мост так и не появился. Чиновнику ставят на вид и подключают методы воздействия по партийной линии. Только в 1949 году строительство моста всё-таки началось».

Кстати, итоговая смета несколько превысила первоначально заложенные 300 тысяч рублей, так как нужно было демонтировать старый мост, а это тоже стоило денег.

Итак, дата постройки Куйбышевского моста уточнена: 1947 год – создание проекта, 1949 год – возведение.

Напоминаем, что более подробный и интересный рассказ об истории Куйбышевского моста Новокузнецка и людях, причастных к его возведению, вы можете посмотреть на видео.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Фото: Елена Гавриленко / Сити-н, Новокузнецкий краеведческий музей
Видео: Константин Гавриленко / Сити-н

Комментарии /35

16:3327-10-2023
6
Интересные цифры..
"итоговая смета несколько превысила первоначально заложенные 300 тысяч рублей" (1947-48 год), то есть 30 тыс "новыми".
Интересно, сколько стоил ремонт моста спустя 80 лет?
И по срокам.... За сколько дней тогдашние строители отремонтировали бы Ильинский тоннель? И какие "взыскания по партийной линии" были бы применены к руководителю, затянувшему ремонт на срок, превышающий тот, за который был в свое время построен Кузнецкий Мет.Комбинат?

16:3527-10-2023
19
Читатель
Ну вот, а то некоторые товарищи постоянно говорят, что при СССР все в сроки сдавалось - вот вам пример на год позже этот мост построили

16:3627-10-2023
 
Читатель
Коментатор цокает так интересно

16:4327-10-2023
3
Читатель
Прием ко Дню Дню работника автомобильного и городского пассажирского транспорта-всё ХОРОШО.

16:4427-10-2023
2
Й

16:5727-10-2023
1
Сергей
Я помню этот мост ещё Деревянным.

17:1427-10-2023
10
ЧитательИнтересные цифры..
"итоговая смета несколько превысила первоначально заложенные 300 тысяч рублей" (1947-48 год), то есть 30 тыс "новыми".
Интересно, сколько стоил ремонт моста спустя 80 лет?
И по срокам.... За сколько дней тогдашние строители отремонтировали бы Ильинский тоннель? И какие "взыскания по партийной линии" были бы применены к руководителю, затянувшему ремонт на срок, превышающий тот, за который был в свое время построен Кузнецкий Мет.Комбинат?

Не так давно тут рассказывали, что Драмтеатр строили более 10 лет. И никто ответственности не понес. Долгострои были абсолютной нормой в СССР. Нынешнее здание администрации не могли построить лет 20. Двадцать лет, Карл! И достроили его только после СССР. На месте СитиМолла планировался Универмаг еще один, но дальше свай не дошло дело десятилетиями.

17:1727-10-2023
4
ЧитательЧитатель
Ну вот, а то некоторые товарищи постоянно говорят, что при СССР все в сроки сдавалось - вот вам пример на год позже этот мост построили

Такие товарищи откровенно и безбожно лгут. Год - это просто мелочи, это даже просрочкой не считалось. Я помню как мне выдали ордер в 1980 - не просто обещание, а уже ордер, документ! Что типа уже заезжать будешь в ближайшее время. А заехать смогли в 1984. И это было не исключение, не ЧП, это была обыденность.

17:1727-10-2023
1
бабка
Какой умничка Петр. Все достоверно и интересно доводит до жителей историю нашего города. Спасибо огромное Вам.

17:5427-10-2023
8
Читатель
Кальмару этот материал покажите! Мост за 3 года! От решения о возведении, до готового моста всего 3 года! И это без всяких интернетов и компьютеров. А тут Южный въезд 10 лет проектируют, Ильинский тоннель хрен знает сколько мурыжат, лёгкое метро лет 7 все в зачаточном состоянии, короче куда в городе не посмотри, везде кошмар.

17:5927-10-2023
2
123Читатель
Кальмару этот материал покажите! Мост за 3 года! От решения о возведении, до готового моста всего 3 года! И это без всяких интернетов и компьютеров. А тут Южный въезд 10 лет проектируют, Ильинский тоннель хрен знает сколько мурыжат, лёгкое метро лет 7 все в зачаточном состоянии, короче куда в городе не посмотри, везде кошмар.

кальмару интереснее мосты

18:0027-10-2023
 
кхл
оно и с готовщиной города какая-то путаница!

18:1727-10-2023
4
ЧитательЧитатель
Ну вот, а то некоторые товарищи постоянно говорят, что при СССР все в сроки сдавалось - вот вам пример на год позже этот мост построили

Все познается в сравнении. Сейчас у нас в городе сколько времени уходит с момента когда определились, что мост нужен, до фактической его сдачи?

19:0427-10-2023
16
ЧитательЧитатель
Кальмару этот материал покажите! Мост за 3 года! От решения о возведении, до готового моста всего 3 года! И это без всяких интернетов и компьютеров. А тут Южный въезд 10 лет проектируют, Ильинский тоннель хрен знает сколько мурыжат, лёгкое метро лет 7 все в зачаточном состоянии, короче куда в городе не посмотри, везде кошмар.

Ути, маленький! Кошмаров не видел по стране! А то б в психушке уже жил, впечатлительный ты наш!

19:1027-10-2023
15
ЧитательЧитатель
Кальмару этот материал покажите! Мост за 3 года! От решения о возведении, до готового моста всего 3 года! И это без всяких интернетов и компьютеров. А тут Южный въезд 10 лет проектируют, Ильинский тоннель хрен знает сколько мурыжат, лёгкое метро лет 7 все в зачаточном состоянии, короче куда в городе не посмотри, везде кошмар.

Ну так задача градоначальника - построить своих подчиненных, чтоб попали под всякие федеральные программы. Ибо своих средств на все городские проблемы не хватит никогда. То там треснет, то сям порвется. Это - оперативные проблемы. И на них нужны деньги! Удивляют некоторые инфантилы, которые ждут ВСЕГО и СРАЗУ. Как в сказке по щучьему велению. Пора бы уже вылазить из детских штанишек с колготками. Для начала- получать образование.

19:1127-10-2023
4
ЧитательЧитатель
Такие товарищи откровенно и безбожно лгут. Год - это просто мелочи, это даже просрочкой не считалось. Я помню как мне выдали ордер в 1980 - не просто обещание, а уже ордер, документ! Что типа уже заезжать будешь в ближайшее время. А заехать смогли в 1984. И это было не исключение, не ЧП, это была обыденность.

Сейчас обыденность переносить сроки.Заводской мост,тоннель ильинский,южный в,езд.

19:2527-10-2023
10
ЧитательЧитатель
Сейчас обыденность переносить сроки.Заводской мост,тоннель ильинский,южный в,езд.

И сейчас махом не строят. Но раньше строили не быстрее. Тот ж БАМ начали проектировать еще в 1920-е. И даже к 1990-м не построили. Жалкий Драмтеатр стоить 10 лет - это конечно нечто. Причем при наличии финансирования. Почему не делали Ильинский тоннель - потому что не было денег. Как только они появились, сразу приступили. А при чем тут Заводской мост? Он существует, а нового вместо него никогда и не обещали.

19:2627-10-2023
8
ЧитательЧитатель
Такие товарищи откровенно и безбожно лгут. Год - это просто мелочи, это даже просрочкой не считалось. Я помню как мне выдали ордер в 1980 - не просто обещание, а уже ордер, документ! Что типа уже заезжать будешь в ближайшее время. А заехать смогли в 1984. И это было не исключение, не ЧП, это была обыденность.

" Я помню как мне выдали ордер в 1980 - не просто обещание, а уже ордер, документ! Что типа уже заезжать будешь в ближайшее время. А заехать смогли в 1984. И это было не исключение, не ЧП, это была обыденность.")В курсе,что ипотека 10 -15 лет обыденность?Ты получил БЕСПЛАТНО квартиру!!!!Ты расскажи молодым об этом!Без первоначального взноса,без переплаты в разы.

19:3027-10-2023
13
ЧитательЧитатель
Кальмару этот материал покажите! Мост за 3 года! От решения о возведении, до готового моста всего 3 года! И это без всяких интернетов и компьютеров. А тут Южный въезд 10 лет проектируют, Ильинский тоннель хрен знает сколько мурыжат, лёгкое метро лет 7 все в зачаточном состоянии, короче куда в городе не посмотри, везде кошмар.

Небольшой мостик целых 3 года делать - так себе достижение. И компы за тебя не построят мост. Я так понимаю, ты даже не знаешь про какой мост тут написано. Ты себе вообразил мост типа как через Волгу. Нет, нет. Тут через узенькую речушку мостик. Южный въезд на 90% давно сделан. И сделан был быстро. Остался участок в километр с небольшим. И вот с ним беда. Там не было дороги, по сути на пустом месте делать дорогу, да еще посреди заболоченной местности - она обойдется одна как 10 капремонтов дорог. Вот ее всегда и откладывали. По времянке ездить можно, хотя мы привыкли уже к хорошим дорогам, и теперь она вызывает ужас. Ну а легкое метро - просто клоунада. Кто-то задал вопрос мэру, мэр сказал: да кто против то, но откуда финансирование то взять... Но с тех пор это преподносится как личная инициатива мэра, при этом многие считают что это как настоящее метро, как хотя бы в Новосибе. А это драный никому не нужный скоростной трамвай. На который никогда не будет денег, и не надо.

19:4027-10-2023
8
ЧитательЧитатель
" Я помню как мне выдали ордер в 1980 - не просто обещание, а уже ордер, документ! Что типа уже заезжать будешь в ближайшее время. А заехать смогли в 1984. И это было не исключение, не ЧП, это была обыденность.")В курсе,что ипотека 10 -15 лет обыденность?Ты получил БЕСПЛАТНО квартиру!!!!Ты расскажи молодым об этом!Без первоначального взноса,без переплаты в разы.

А сотня миллионов так и не получила. И не могла взять ипотеку. И жила в бараках десятки лет. До этого ордера пришлось десяток лет пожить с родителями. Уж лучше взять ипотеку и жить в своем жилье, чем 15 его ждать. Это ладно у меня квартира родителей была благоустроенная, а многие жили в частном секторе без удобств - туалет на улице. И такое еще в 1960-70-е было в большей части города.

19:4427-10-2023
4
ЧитательИнтересные цифры..
"итоговая смета несколько превысила первоначально заложенные 300 тысяч рублей" (1947-48 год), то есть 30 тыс "новыми".
Интересно, сколько стоил ремонт моста спустя 80 лет?
И по срокам.... За сколько дней тогдашние строители отремонтировали бы Ильинский тоннель? И какие "взыскания по партийной линии" были бы применены к руководителю, затянувшему ремонт на срок, превышающий тот, за который был в свое время построен Кузнецкий Мет.Комбинат?

Да проехать по Новокузнецку,все строилось при социализме.После 91 года построили ТЦ и угробили КМК,ш.Абашевская,ш.Юбилейная,АТЦ Антоновская,профилакторий "Озерный",кучу пионерских лагерей.Дополните список.

19:5827-10-2023
4
ЧитательЧитатель
А сотня миллионов так и не получила. И не могла взять ипотеку. И жила в бараках десятки лет. До этого ордера пришлось десяток лет пожить с родителями. Уж лучше взять ипотеку и жить в своем жилье, чем 15 его ждать. Это ладно у меня квартира родителей была благоустроенная, а многие жили в частном секторе без удобств - туалет на улице. И такое еще в 1960-70-е было в большей части города.

Какая "сотня миллионов"?Ты с Китая?" И такое еще в 1960-70-е было в большей части города."))Ты с какого города?

20:1127-10-2023
1
ЧитательСергей
Я помню этот мост ещё Деревянным.

В какрм году родился, Сергей?

20:1927-10-2023
1
ЧитательЧитатель

Это трамвайные пути позже по нему прокладывали. Вероятно, расценивается как модернизация существующего, а не как строительство. Жаль об этом для полноты картины не рассказал Петр.

20:2227-10-2023
2
Чел
Какая-то кальмарина за дешёвый проектик медальку получила, а ЛЮДИ остались без трамвая на районе, с убогой железякой, зато ДЁШЕВО!
Помнится орден Ленина дали за проект дороги до Мысков вдоль речонки, извилисто, хреновенько, зато ДЁШЕВО !

20:2427-10-2023
 
ЧитательЧитатель
В какрм году родился, Сергей?

Наверное в 1917 году.

21:2627-10-2023
1
Читатель
Врать не буду,живу в этом городе с 60 годов прошлого века. Но мост помню народ там собирался,,и трамвайное кольцо перед мостом помню. Будка стояла,

21:3527-10-2023
7
ЧитательЧитатель
Небольшой мостик целых 3 года делать - так себе достижение. И компы за тебя не построят мост. Я так понимаю, ты даже не знаешь про какой мост тут написано. Ты себе вообразил мост типа как через Волгу. Нет, нет. Тут через узенькую речушку мостик. Южный въезд на 90% давно сделан. И сделан был быстро. Остался участок в километр с небольшим. И вот с ним беда. Там не было дороги, по сути на пустом месте делать дорогу, да еще посреди заболоченной местности - она обойдется одна как 10 капремонтов дорог. Вот ее всегда и откладывали. По времянке ездить можно, хотя мы привыкли уже к хорошим дорогам, и теперь она вызывает ужас. Ну а легкое метро - просто клоунада. Кто-то задал вопрос мэру, мэр сказал: да кто против то, но откуда финансирование то взять... Но с тех пор это преподносится как личная инициатива мэра, при этом многие считают что это как настоящее метро, как хотя бы в Новосибе. А это драный никому не нужный скоростной трамвай. На который никогда не будет денег, и не надо.

Тебя уже 10 раз здесь тыкали в слова этого кальмара, о том что он уже проект сделал и подготовку провёл и через 2 года легкое метро будет, но ты всё не успокоишься никак! А, ну по твоим словам это не мэр сказал, ну всё правильно, нет у нас мэра почти 10 лет!

11:3528-10-2023
 
Читатель
История хорошо,но если заглянуть чуть в будущее,то можно увидеть,что ремонты еще будут,и более правильным было бы или открытие жд переезда из куйбышева или строительство новой нитки моста,для встречного движения. Нельзя допускать,что одной серьезной аварией можно запереть район от пожарных машин,скорой помощи и полиции.

12:4328-10-2023
1
ЧитательЧитатель
" Я помню как мне выдали ордер в 1980 - не просто обещание, а уже ордер, документ! Что типа уже заезжать будешь в ближайшее время. А заехать смогли в 1984. И это было не исключение, не ЧП, это была обыденность.")В курсе,что ипотека 10 -15 лет обыденность?Ты получил БЕСПЛАТНО квартиру!!!!Ты расскажи молодым об этом!Без первоначального взноса,без переплаты в разы.

Квартиры получали там, где были сосредоточены производства такие как КМК, ЗСМК и оборонные предприятия, т.е. где государство было заинтересовано в привлечении туда рабсилы. В остальном люди сами строили себе жильё кто как мог, кто скромные домишки, кто вполне себе хоромы, а кто не мог жили в бараках. Так, что не надо ля-ля, бесплатно жильё получали далеко не все и при союзе.

13:0128-10-2023
1
Всё, что вам надо знать о легком метроЧитатель
Тебя уже 10 раз здесь тыкали в слова этого кальмара, о том что он уже проект сделал и подготовку провёл и через 2 года легкое метро будет, но ты всё не успокоишься никак! А, ну по твоим словам это не мэр сказал, ну всё правильно, нет у нас мэра почти 10 лет!

Ты слышал звон, да не знаешь где он? Во-первых под "легким метро" подразумевают ремонт трамвайных путей, реконструкцию электрохозяства, депо и обновление трамвайного парка города. Во-вторых властям кемеровской области его предложила Первая компания транспортной инфраструктуры г. Москвы, она же и представила проект создания в городе «легкого метро». Инвестор планирует реализовать его на условиях концессионного соглашения, заключаемого на 30 лет. В планах компании, в частности, ремонт 106 км трамвайных путей и энергохозяйства, трех депо, закупка около 100 новых вагонов. Мэр Новокузнецка Кузнецов поставил условие: чтобы затраты Новокузнецка «не составляли ничего». «Вы можете покупать хоть "мерседесы", хоть "порше", но покупать трамваи вы будете себе, а возить вы будете нас за 20 рублей»,— сказал он.

13:4028-10-2023
1
Упырь
Не было бы моста, пситтакозавры так бы и не выбрались из Куйбышевского района в цивилизацию.

16:2928-10-2023
 
Пенс-75 лет.виктор

Что ты бисер мечешь?Наплюй!Этих недоделанных здесь-рать.Наплюй.Нормальные люди твои комменты читают,а а этим-лишь бы кого облаять из подворотни.

18:0428-10-2023
2
ЧитательЧитатель
Кальмару этот материал покажите! Мост за 3 года! От решения о возведении, до готового моста всего 3 года! И это без всяких интернетов и компьютеров. А тут Южный въезд 10 лет проектируют, Ильинский тоннель хрен знает сколько мурыжат, лёгкое метро лет 7 все в зачаточном состоянии, короче куда в городе не посмотри, везде кошмар.

"Мост за 3 года! От решения о возведении, до готового моста всего 3 года! И это без всяких интернетов и компьютеров." Хосподя, ну прям полна попа радостев! А на проспекте Металлургов за 1 год мост через Абу построили правда уже с интернетами и чо?

19:0028-10-2023
 
ЧитательСергей
Я помню этот мост ещё Деревянным.

Охо ты мамонт

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости