Интерес к Куйбышевскому мосту в Новокузнецке возник на фоне его ремонта. Во время проведения работ периодически всплывали даты его возведения — городские власти и представители подрядчика называли то 1946 год, то 1947 год, подчёркивая его преклонный возраст и острую необходимость в капитальном ремонте.
Читатели Сити-н усомнились в верности этих дат, и возник спор о том, когда же всё-таки этот мост построили. Некоторые старожилы Куйбышевского района даже делились воспоминаниями о том, что строительство моста в данном виде велось в 60-х годах прошлого века.
Мы обратились за разъяснениями к человеку, который может подробно рассказать об истории как Куйбышевского моста, так и о людях, которые его строили.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Куйбышевский район по праву можно считать «первой ласточкой» в формировании современного Новокузнецка. Он появился в конце 20-х годов прошлого века на базе существовавшей рядом деревни Араличево (Горбунова) и в связи с закладкой новых шахт вблизи Кузнецкстроя — будущих шахт «Димитрова» и «Орджоникидзе». Посёлок шахтёров Араличево существовал до середины 30-х годов, когда было принято решение переименовать его в Куйбышево. А на базе этих шахт был сформирован сначала трест «Араличевское рудоуправление», позднее — «Куйбышевуголь», который, в свою очередь, входил в состав «Кузбассугля». Управление последним находилось в Новосибирске, и там в 1930-ом году сформировалось интересное проектное управление — Особое проектно-конструкторское бюро №14. Это была так называемая шарашка, то есть закрытое учреждение, в котором работали подвергшиеся репрессиям инженеры, которых в принудительном порядке в ссылке заставляли там работать. В 1931 году подобрался очень мощный инженерный состав, которому в итоге и было поручено решить проблему коммуникаций «Куйбышевугля» на берегах Абы — построить мост».
Необходимый городу мост, который бы соединил левый и правый берега реки, по заданию треста спроектировал инженер Савельев. Подобные проекты в Сибири ранее не использовались: мост был задуман как подвесной (висячий). Его особенностью было то, что деревянные опоры устанавливаются по обеим берегам реки, а не в саму реку. Это позволяло избежать их ежегодного повреждения во время половодья.
Деревянный подвесной мост достаточно быстро построили: общая протяжённость объекта составила порядка 100 метров, высота над Абой — 7-7,5 метров, выдерживал нагрузку 10 тонн. Этого вполне хватало для нужд предприятий и местных жителей, использовавших, в основном, гужевой транспорт, и совсем мало — автомобильный.
«Надо сказать, что мост не подвергался никакому ремонту, как в довоенные годы, военные, так и после окончания войны, - поясняет Пётр Лизогуб. – И через 15 лет активной эксплуатации начал приходить в упадок. К тому же тогда в планах города была идея проложить трамвайные пути в Куйбышевский район, а автотранспортные потоки увеличились в разы, мощность и состояние моста стали вызывать вопросы, и возникла идея его заменить на более современный капитальный. Задание на создание проекта нового моста было дано Главному управлению нашего городского архитектора, но параллельно проектированием занимался «Главстальконструкции» и входивший в него эвакуированный в наш город Завод металлоконструкций имени Молотова. В течение 1946-47 годов проекты были подготовлены ,и 17 декабря 1947 года на заседании Горисполкома рассмотрели два предложенных проекта».
Управление главного архитектора города предложило построить мост на 4-х опорах общей стоимостью почти полтора миллиона рублей. Завод металлоконструкций представил свой вариант будущего моста, который оказался более интересным — однопролётный мост протяженностью 52 метра и шириной 8м 10см. Известен и номер проекта — МС-17. А самое главное — стоимость моста составляла всего 300 тысяч рублей. Неудивительно, что предпочтение получил именно этот проект. Изготовлением конструкций и дальнейшим их монтажом тоже было поручено заняться заводу.
Возвести новый мост было решено на месте старого подвесного, который нужно было демонтировать. Ответственным за строительство был назначен трест «Куйбышевуголь», а в помощники ему — КМК.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Приняв в декабре 1947 года проект, установили жёсткие сроки реализации — успеть построить мост до паводка весной 1948 года. Но постановление на бумаге и реальные действия не совпали, а тогдашний руководитель треста посчитал, что у него есть более важные дела, куда можно потратить деньги. В итоге, 1948 год прошёл, а мост так и не появился. Чиновнику ставят на вид и подключают методы воздействия по партийной линии. Только в 1949 году строительство моста всё-таки началось».
Кстати, итоговая смета несколько превысила первоначально заложенные 300 тысяч рублей, так как нужно было демонтировать старый мост, а это тоже стоило денег.
Итак, дата постройки Куйбышевского моста уточнена: 1947 год – создание проекта, 1949 год – возведение.
Напоминаем, что более подробный и интересный рассказ об истории Куйбышевского моста Новокузнецка и людях, причастных к его возведению, вы можете посмотреть на видео.
Комментарии /35
Интересно, сколько стоил ремонт моста спустя 80 лет?
И по срокам.... За сколько дней тогдашние строители отремонтировали бы Ильинский тоннель? И какие "взыскания по партийной линии" были бы применены к руководителю, затянувшему ремонт на срок, превышающий тот, за который был в свое время построен Кузнецкий Мет.Комбинат?
Интересно, сколько стоил ремонт моста спустя 80 лет?
И по срокам.... За сколько дней тогдашние строители отремонтировали бы Ильинский тоннель? И какие "взыскания по партийной линии" были бы применены к руководителю, затянувшему ремонт на срок, превышающий тот, за который был в свое время построен Кузнецкий Мет.Комбинат?
Интересно, сколько стоил ремонт моста спустя 80 лет?
И по срокам.... За сколько дней тогдашние строители отремонтировали бы Ильинский тоннель? И какие "взыскания по партийной линии" были бы применены к руководителю, затянувшему ремонт на срок, превышающий тот, за который был в свое время построен Кузнецкий Мет.Комбинат?
Помнится орден Ленина дали за проект дороги до Мысков вдоль речонки, извилисто, хреновенько, зато ДЁШЕВО !
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: