Простоял 90 лет и ещё постоит! Тоннель КМК в Новокузнецке отмечает юбилей (ФОТО, ВИДЕО)

Простоял 90 лет и ещё постоит! Тоннель КМК в Новокузнецке отмечает юбилей (ФОТО, ВИДЕО)

Местные новостиИстория
Уникальный для Советского союза объект работает и сейчас.

Сегодня мы расскажем о строительстве тоннеля КМК и его важности в современной истории Новокузнецка, которая началась со времён Кузнецкстроя. В конце 20-х годов прошлого века на левобережье Томи начинается строительство одного из крупнейших в мире металлургических предприятий – будущего Кузнецкого металлургического комбината. В 1926 году Государственная комиссия определила место под возведение комбината, и в 1928 году сюда начинают съезжаться строители. Селились они в районе Верхней колонии — у подножия Старцевой горы на площадке, выбранной под заселение рядом с будущим заводом. 

Изначально рассчитанное на выпуск 400 тысяч тонн чугуна в год, предприятие постепенно расширяло мощности и достигло показателей в 1 млн 200 тысяч тонн. В связи с этим увеличивалось количество строителей и инженерно-технических работников, рабочих. Так часть из них начала селиться ниже строительной площадки — появилась Нижняя колония. И тут возникла проблема перемещения людей с одной колонии в другую.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Контуры завода уже намечались, и у руководителей, в том числе Ивана Бардина, возник вопрос, а как же люди будут перемещаться с Верхней колонии в Нижнюю и обратно. Ведь всё будет застроено и прохода не будет. Вот тогда и родились три плана, как соединить колонии. Первый предполагал сооружение виадука с переходом с одной части завода на другую. Второй план — сделать объездную дорогу в обход строительства. Третий — строительство тоннеля. Предлагалось прорыть его непосредственно под строительной площадкой. Сложилось три группы руководителей, которые приводили аргументы за каждый из проектов. Слабостью виадука его противники посчитали то, что он мог быть только пешеходным, а проезд по нему транспорта был невозможен. Вариант с объездной дорогой был относительно дешёвым и простым, но все понимали, что уставшие после смены металлурги не пойдут в обход по дороге, а будут передвигаться через площадку завода, по железнодорожным путям, покрывшим сетью всё вокруг. Третью группу, предлагавшую построить тоннель, возглавлял Бардин, и аргументы специалистов победили в борьбе за выбор варианта соединения двух посёлков».

Группу проектировщиков возглавил инженер Роман Телух. Был спроектирован рамочный тоннель. Учитывая, что строительная площадка комбината была уже достаточно развита, были построены многие объекты, возник вопрос, как возводить тоннель. И тоже было предложено три варианта — предпочтительным оказался проект Телуха, но с учётом предложений молодого на тот момент прораба — техника Михаила Больнова. В помощниках у него были Александр Заев и Пантыгин, занимавшийся плотничьими работами. Всего же на строительстве тоннеля было задействовано порядка тысячи человек.

Было принято решение строить тоннель открытым способом. Работы начались в декабре 1931 года. Рыть тоннель приходилось вручную, а землю вывозить вагонетками. Причём проложить его нужно было под действующими железнодорожными путями, в близи горячего чугуна и шлака, вдоль линий подземной электросети и водопровода. 

«Некоторые железнодорожные пути можно было на время демонтировать, но часть из них имела стратегическое значение — без них завод бы просто встал, - рассказывает Пётр Лизогуб. – Таковых было всего пять, и под две линии было решено сделать деревянные 60-метровые мосты, а под три — оставить целики земли, в которых прорыли тоннели. При завершении строительства пути подвинули на новые насыпные земляные целики, и таким образом смогли сделать перекрытия тоннеля. Если говорить о цифрах, то в итоге подземная часть тоннеля составляет 540 метров — это был самый длинный тоннель в Кузбассе, да и во всем Советском союзе на тот момент. Общая протяжённость — более километра».

Смета составляла чуть больше 5 млн рублей. При строительстве было вынуто 180 тысяч кубометров земли, а затем в своды засыпано порядка 60 тысяч кубометров.  Использовано более 13 тысяч кубометров бетона и железобетона, засыпано 6 тысяч кубометров гравия. При рытье нижней части тоннеля выяснилось, что грунт здесь слабый, проектируемой нагрузки он выдержать не мог. Пришлось дополнительно вбивать 800 свай. И именно здесь пришлось использовать в основном ручной труд — рыли лопатами. В верхних частях тоннеля строители уже пользовались экскаваторами и другой техникой. Была даже женская брига экскаваторщиц, которая себя очень хорошо зарекомендовала. 

Ещё одной проблемой при строительстве стал затяжной подъём на выезде из тоннеля. Зачастую гружённые грунтом не слишком мощные грузовики не могли заехать в горку, и водителям приходилось на ходу придумывать способы её преодоления — дорогу приходилось укатывать или пользоваться цепями для колёс.  

И вот менее чем за 2 года строительство тоннеля было закончено — к праздничной дате 7 ноября 1933 года. Со стороны Верхней колонии на входе в него состоялся торжественный митинг, была перерезана красная ленточка — запуск перехода стал очень знаковым событием для горожан. 

Поясним, что по каждой стороне перекрытия поддерживают по 307 железобетонных столбов. Над тоннелем построены три купола — их цель — нагнетание воздуха и дополнительное освещение. По ходу движения по тоннелю справа можно наблюдать 3 выезда из тоннеля — проходных, ведущих к цехам комбината. В 1937 году на всех трёх выездах из тоннеля на завод были установлены светофоры.

Есть и такое описание тоннеля, опубликованное на сайте библиотеки им. Гоголя: «Вход в портал со стороны Верхней колонии отделан тёсаным бутовым камнем, его добывали на карьере Старцевой горы. Мощные ступенчатые парапеты камня ведут к амбразуре тоннеля. Наверху парапеты начинаются четверть-кольцами «клешней», перед которыми стоят два огромных цельных блока небольшой высоты — пьедесталы для так и не осуществлённых скульптур. Портал амбразуры тоннеля решён по образцу римских триумфальных арок с полуколоннами дорического стиля. Перед порталом возведены две монументальные лестницы с арочными нишами. По лестницам можно подняться сразу на уровень завода. Асфальтовое покрытие как тротуаров, так и самого шоссе уложено на бетонное основание».

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Надо сказать, что вот этот тоннель, который был прорыт от Верхней колонии до Нижней, был не единственным. Рядом в начале осени 1932 года был сооружён ещё один тоннель. Он был чисто технический, и по нему проходили коммуникации от водоподъёмной галереи до ТЭЦ. Трубы были диаметром 900 мм. На первом этапе, когда их прокладывали, предполагали, что они будут в земле — сначала так и было сделано, но грунт стал промерзать, происходили аварии, которые было сложно обнаружить и устранить. Поэтому в 32-ом году трубопроводы пустили по тоннелю, который назвали «гитара», за схожесть 7 ниток труб на чертежах со струнами гитары. Тоннели строились параллельно, но «Водоканалстрой» не справился с задачей, и пришлось штурмом брать второй объект, что было успешно сделано — за 28 дней второй тоннель был закончен». 

Главный же тоннель КМК простоял без серьёзного капитального ремонта 90 лет. Были периодически какие-то восстановительные работы и усовершенствования, но в целом он был и остаётся настоящим памятником геройского труда строителей. 

Свидетельством этого может послужить, например, то, что в 1933 году в тоннеле был захоронен прораб верхнего участка строительства Александр Михайлович Заев. Он умер от воспаления лёгких, а перед смертью попросил похоронить его в тоннеле, чтобы навсегда остаться с главным делом своей жизни. Рабочие исполнили завещание товарища — в стене тоннеля была вырыта небольшая ниша — вроде склепа, и туда помещен гроб Заева. В 1960-х годах на стене тоннеля была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь погребен прах кузнецкстроевца А. М. Заева, производителя работ по строительству верхнего участка тоннеля. Июль 1933 года».

В августе 1933 года в Сталинске побывал нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе. Ему показывали строительство завода, цехов и провезли по тоннелю. Проехав по нему, он сказал только два слова: «Умно придумано». И по сей день тоннель КМК является образцом технической мысли и трудового энтузиазма.

Добавим, что строительство тоннелей в нашем городе не получило особого распространения, в том числе, из-за особенностей рельефа местности. Но есть ещё один тоннель — на въезде в Новоильинский район, которым он стал в 1998 году (ранее микрорайон). На дорожной развязке был построен объект хоть и более скромный по протяжённости — порядка 85 метров, но не менее монументальный. Как известно, закрытый на реконструкцию тоннель, точнее его фундамент, не могут демонтировать с лета этого года. Видимо, хоть его и строили не кузнецкстроевцы, но к выполнению задачи строители тоже подошли со всей серьёзностью. 

Напоминаем, что более подробный и интересный рассказ об истории тоннеля КМК Новокузнецка и людях, причастных к его возведению, вы можете посмотреть на видео.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Фото: Елена Гавриленко / Сити-н, Новокузнецкий краеведческий музей, библиотека им.Гоголя
Видео: Константин Гавриленко / Сити-н

Комментарии /52

09:1707-11-2023
27
Й
Он разваливается. И представляет реальную угрозу. Штукатурка обваливается, через стены вода льется.

09:1907-11-2023
2
Читатель
Раньше цветы ставили у плиты. а теперь ивраске жалко денег стало на это

09:2007-11-2023
3
Писака
А как же тоннель под ЗСМК? Пешеходный, но очень длинный.

09:2107-11-2023
9
Читатель
Интересно, современные строители смогут подобное построить? Что-то берут сомнения. ..

09:2107-11-2023
2
Фреон 134
Спасибо,прочитал с удовольствием,тем более сам по нему ходил по работе в 1995-1998года.

09:2607-11-2023
1
Читатель
так и новоильинский тоннель еще бы 90 лет простоял, если бы ни кое-кто особо одаренный.

09:3107-11-2023
11
ЧитательЧитатель
Интересно, современные строители смогут подобное построить? Что-то берут сомнения. ..

Сейчас такие тоннели пробивают в горах на БАМе или в Альпах. Этот тоннель лопатами строили, тут же написано, он не верх инженерной мысли. Он был хорош для 1930-х, когда современной техники не было.

09:4107-11-2023
3
ЧитательЧитатель
Интересно, современные строители смогут подобное построить? Что-то берут сомнения. ..

Современные строители не могут разобрать ильинский тоннель...

09:4707-11-2023
4
Я
Отличный экскурс в историю, всегда читаю ваши статьи про наш город, респект вам

Если вдумчиво читать - понятно, НАСКОЛЬКО другие люди жили в то время. Это не плохо и не хорошо, но пропасть, разделяющая их и нас колоссальна и непреодолима. Всегда считал высказывание "люди во все времена одинаковые" - бредом и пафосной чушью. Вот очередное доказательство.

09:5107-11-2023
2
ЯФреон 134
Спасибо,прочитал с удовольствием,тем более сам по нему ходил по работе в 1995-1998года.

- тоже недолго (1.5 года) проработал в рельсобалке в 97-98 хх годах. Был шокирован состоянием оборудования, цехов, повальным воровством и - в итоге - невыплатами зарплаты. Пару раз видел обмороки и разгон рабочих ОМОН'ом в очереди за зарплатой, плюнул, ушёл в своё дело. Но цеха снятся до сих пор.

09:5407-11-2023
4
Читатель
Пошел смотреть как идут работы на Ильинском тоннеле.

09:5607-11-2023
5
ХхххххЧитатель
Интересно, современные строители смогут подобное построить? Что-то берут сомнения. ..

Правильней просить, а учат ли современных строителей так, чтобы они смогли построить такой тоннель... вопрос риторический... все программы очень сокращены, и сроки обучения тоже.. так что собака зарыта гораздо глубже

10:0007-11-2023
3
Читатель
В начале 90-ых студентом в охране КМК работал, в тоннеле на проходных два года стоял, дети подземелья себя называли)

10:0007-11-2023
2
ЧитательЧитатель
так и новоильинский тоннель еще бы 90 лет простоял, если бы ни кое-кто особо одаренный.

Того драного блогера, кто трещины ради хайпа побежал выкладывать в сеть - прилюдно бы выпороть.

10:0207-11-2023
18
ЧитательЧитатель
Интересно, современные строители смогут подобное построить? Что-то берут сомнения. ..

Этот тоннель узкий и страшный как божий гнев. И постоянно сырой он, вода лезет. Бывал там первый раз в 1980-е еще. Если бы такой где-то построили сейчас, шок был бы полный у автолюбителей. Этот тоннель хорош лишь как память, как предмет другой эпохи.

10:0207-11-2023
3
Читатель
Кальмар аж зубами скрипит. Видит око да зуб неймет.Это ш какое проектирование.....а потом демонтаж,монтаж....

10:0307-11-2023
 
Читатель
А КМК похерили..

10:0307-11-2023
3
ЧитательЧитатель
Интересно, современные строители смогут подобное построить? Что-то берут сомнения. ..

Современные строители тоннель Ильинский все никак не сломают. А строить гораздо сложнее

10:2107-11-2023
4
*
"... за 28 дней второй тоннель был закончен..."
"...Главный же тоннель КМК простоял без серьёзного капитального ремонта 90 лет..."

Эх, было время!
Километровый тоннель за 28 дней! Без ремонта 90 лет!

А сейчас что?
Ильинский тоннель всего-то 85 метров.
И тот несколько лет (!) не могут...

10:4907-11-2023
4
ЧитательПисака
А как же тоннель под ЗСМК? Пешеходный, но очень длинный.

Это не городской объект, а чисто производственный.
Но впечатляет. Очень уж безрадостный, впечатление удручающее.

10:5207-11-2023
4
ЧитательЯ
Отличный экскурс в историю, всегда читаю ваши статьи про наш город, респект вам

Если вдумчиво читать - понятно, НАСКОЛЬКО другие люди жили в то время. Это не плохо и не хорошо, но пропасть, разделяющая их и нас колоссальна и непреодолима. Всегда считал высказывание "люди во все времена одинаковые" - бредом и пафосной чушью. Вот очередное доказательство.

Ваше утверждение спорное.

10:5607-11-2023
3
ЧитательЧитатель
Сейчас такие тоннели пробивают в горах на БАМе или в Альпах. Этот тоннель лопатами строили, тут же написано, он не верх инженерной мысли. Он был хорош для 1930-х, когда современной техники не было.

А что сейчас в Новокузнецке может стать примером верха инженерной мысли? Какой уникальный объект возведен? Здание ж/д вокзала и то заменили типовым для глубинки.

11:0207-11-2023
13
ЧитательХххххх
Правильней просить, а учат ли современных строителей так, чтобы они смогли построить такой тоннель... вопрос риторический... все программы очень сокращены, и сроки обучения тоже.. так что собака зарыта гораздо глубже

Ощущение - космос. И эти тоннели по нынешним временам обычное дело. На БАМе есть например Северомуйский тоннель длиной более чем в 15 км. Но нет. Диванный нытик стенает и плачет, что никого не учат, ничего не построят, а этот тоннель 1930-х единственный в России, и все знания утрачены.

11:0807-11-2023
3
Читатель
Красиво раньше строили, а не только функционально.
Этому тоннелю необходимо достойное содержание, чтоб не начал разрушаться, и он еще 1 000 лет прослужит!

11:0907-11-2023
4
Читатель
Тоннель почти разрушен, весь в трещинах, из которых вода сочится. Пока там кого нибудь не придавит, то денег на его ремонт алигрх не даст, а потом просто засыпят.

11:1707-11-2023
10
Читатель
Разорвало тонель, он уже аварийный.

11:3007-11-2023
 
ПереизбранныйЧитатель
Интересно, современные строители смогут подобное построить? Что-то берут сомнения. ..

Есть у нас один строитель (самодур) тот за бабки хоть за что возьмётся слепить

11:3107-11-2023
13
ЧитательЧитатель
Ощущение - космос. И эти тоннели по нынешним временам обычное дело. На БАМе есть например Северомуйский тоннель длиной более чем в 15 км. Но нет. Диванный нытик стенает и плачет, что никого не учат, ничего не построят, а этот тоннель 1930-х единственный в России, и все знания утрачены.

В Сочи есть шикарнейшие тоннели (!!!). Построен шикарный Крымский мост, аналогов которому в СССР не было. Строят автомобильные и жд тоннели такой длины, что раньше и не снились. Все развивается.

12:1807-11-2023
2
Читатель
В ильинке тоннель был уже в 95, построили его значит ещё раньше, а здесь написано в 98

12:2407-11-2023
1
Читатель
Новый тоннель и при том уровне механизации построили менее чем за два года. У нас мосты, теплотрасы колупают месяцами.

12:3807-11-2023
4
ЧитательЧитатель
Новый тоннель и при том уровне механизации построили менее чем за два года. У нас мосты, теплотрасы колупают месяцами.

Ну еще бы не построили. При таком финансировании. 5 миллионов на нынешние деньги это минимум 5 миллиардов. Да и рабочую силу нагоняли мама не горюй. Жрать было нечего, а тут хоть еду давали.

12:4307-11-2023
1
пенс
Есть еще на КМК северный тоннель.

12:4507-11-2023
2
пенсЧитатель
В начале 90-ых студентом в охране КМК работал, в тоннеле на проходных два года стоял, дети подземелья себя называли)

Водку у работяг отбирал.

13:0307-11-2023
2
Водку у работяг отбирал.
Алкоголики повылазили

13:2107-11-2023
1
ЧитательЧитатель
Ваше утверждение спорное.

- ну так поспорь. Только по теме.

13:3307-11-2023
5
Читатель*
"... за 28 дней второй тоннель был закончен..."
"...Главный же тоннель КМК простоял без серьёзного капитального ремонта 90 лет..."

Эх, было время!
Километровый тоннель за 28 дней! Без ремонта 90 лет!

А сейчас что?
Ильинский тоннель всего-то 85 метров.
И тот несколько лет (!) не могут...

Что значит несколько лет не могут? Они начали в этом году. А до этого не было финансирования. Не было бы финансирования - не было и самого КМК, не то что тоннеля. Бешеные деньжищи дали на тоннель в 1930-е, вот и сделали. А по-твоей логике можно с начала советской власти (1917) писать что 15 лет строили тоннель (до 1932), типа какой позор то, ахвахвахвах! Считать то надо с момента начала работ.

13:3607-11-2023
 
ЧитательЧитатель
В Сочи есть шикарнейшие тоннели (!!!). Построен шикарный Крымский мост, аналогов которому в СССР не было. Строят автомобильные и жд тоннели такой длины, что раньше и не снились. Все развивается.

При чем тут Сочи, Крым и все прочие?
Мы-то в Новокузнецке, о нашем городе душа болит.
Везде всё строится и развивается, но не у нас.

13:4707-11-2023
1
ЧитательЧитатель
- ну так поспорь. Только по теме.

Люди не меняются, меняются их приоритеты, жизненные ценности.
Тогда в почете было все надежное, настоящее. А нынче в моде все поверхностное и одноразовое. И такое отношение пронизывает все сферы жизни от личных взаимоотношений до кухонной утвари и бытовой техники.

13:4907-11-2023
1
Василий
Здравствуйте, исправьте, пожалуйста, имя инженера, возглавляющего проект тоннеля. Его звали Роман Федорович Телух, это мой дед.

15:1407-11-2023
 
виктор
власть сменится и все причастные к гибели ильнского тоннеля получат пожизненный срок .

15:4907-11-2023
 
виктор
70 процентов прочности бетон набирает за 28 суток. а сто процентов прочности за 70 лет. кмк тоннель только прочности набрал и еще сто лет простоит. а ильинский тоннель просто убили головоногие молюски. у них ни строительного образования ни любви к городу. одна жажда наживы.

15:5307-11-2023
 
Сочи на связи
раньше кальмаров к власти не допускали, их ,в лучшем случае,на Соловки и Колыму отправляли, вот поэтому и тоннели строились с мостами за 28 дней, которые по 90 лет стоят

16:3507-11-2023
1
ЧитательЧитатель
Сейчас такие тоннели пробивают в горах на БАМе или в Альпах. Этот тоннель лопатами строили, тут же написано, он не верх инженерной мысли. Он был хорош для 1930-х, когда современной техники не было.

На БАМе и в Альпах уже давно всё пробито.
Что за недоумие у современной молодёжи, сравнивать разные вещи из разных эпох, и причем делать это с серьезным видом (типо он хорошо подумал и решил сказать).
Зачем вообще сравнивать 1930-е годы и современную технику, которой тогда ещё не было. Это я к тому, что тоннель этот построили лопатами и тачками, а это в свою очередь и стало на тот момент гением инженерной мысли.
Понимаешь, на тот момент и при тех условиях.

19:1007-11-2023
 
Читательвиктор
70 процентов прочности бетон набирает за 28 суток. а сто процентов прочности за 70 лет. кмк тоннель только прочности набрал и еще сто лет простоит. а ильинский тоннель просто убили головоногие молюски. у них ни строительного образования ни любви к городу. одна жажда наживы.

А вот и нет. Все сделано осознанно. Все понимали что тоннель еще столько же простоит. Трамвайное кольцо на вокзале тому доказательство. Это - преступные деяния.

20:4407-11-2023
 
Читатель
Кальмара не подпускать к нему!!!Ильинский не меньше простоял бы..

11:2108-11-2023
2
Читатель
Участвовали в стройке КМК не только американцы, Советское правительство привлекло под этот проект германские кредиты и производственные мощности. Оборудование изготавливалось в основном в Германии, а также в США, Англии и Франции по американским чертежам. Общая сумма кредитов, которые были привлечены под заказ оборудования для КМК, точно не известна, но речь идет о сотнях миллионов долларов.

12:3508-11-2023
 
ЧитательЙ
Он разваливается. И представляет реальную угрозу. Штукатурка обваливается, через стены вода льется.

Сам ты разваливаешься

13:0208-11-2023
1
Так и есть. Потому что тонель на КМК строился по советским технологиям. Кстати, тоже самое и про Новоильинский можно сказать.
Там вообще не то, что 90б лет назад, там вообще лет 30 назад был тонель построен. Район молодой.

13:4908-11-2023
1
Читатель
Верните КМК

17:5108-11-2023
2
Читатель
Тоннель сыпится по всем швам,там все льется сверху на машины и на головы пешеходов.Там наркоманы облюбовали вторую нерабочую половину.Если не хотите смертей,убирайте его или закрывайте.В один прекрасный момент это все скоро рухнет .

17:5208-11-2023
4
Читатель
Тот кто придумал этот тоннель явно недалекого ума.Ни одной мысли у него не было о будущем.

19:3308-11-2023
1
ЧитательЧитатель
Тоннель сыпится по всем швам,там все льется сверху на машины и на головы пешеходов.Там наркоманы облюбовали вторую нерабочую половину.Если не хотите смертей,убирайте его или закрывайте.В один прекрасный момент это все скоро рухнет .

Я тебе закрою,скотина,у меня гараж там!

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости