Узкоколейки юга Кузбасса

Узкоколейки юга Кузбасса

Местные новостиИстория
В прошлом столетии в Кузбассе пользовались узкоколейными железными дорогами, протяжённость которых составляла десятки километров. На сегодняшний день от них почти ничего не осталось.

В 2003 году издание РЖД «Гудок» (автор Евгений Маликов) сообщило, что «в сибирской тайге охотниками был случайно обнаружен небольшой паровоз. Он просто стоял на сохранившемся куске полотна узкоколейки». При этом, газета ссылалась на некий телевизионный сюжет, не указывая источник сведений.

На розыски паровоза отправились новосибирцы: член Общества любителей железных дорог Владимир Гречко и директор Новосибирского музея истории Западно-Сибирской железной дороги Юрий Артамонов. Как оказалось, таёжный участок, о котором шла речь, находится в районе реки Баланзас (правый приток Томи выше по течению от Новокузнецка), а паровоз обнаружили в тайге ещё в 90-х годах XX века.

С помощью учреждения УН-1612/12 (учреждение системы исполнения наказаний, в то время, входившее в систему Минюста России), которым тогда руководил Виктор Королёв, энтузиастам действительно удалось обнаружить заброшенный участок узкоколейной железной дороги и паровоз.

Более того, до места расположения паровоза прорубили просеку и паровоз вывезли из тайги.

Дальше за дело уже взялись историки и реставраторы. Историки определили, что примерным годом выпуска паровоза является 1898 год, а произвела его немецкая компания «Borsig» (крупнейшая европейская компания второй половины XIX века, производившая паровозы). Так паровоз из Кузбасса стал экспонатом музейной коллекции.

Но откуда в тайге взялась железная дорога? Оказалось, что узкоколейка была построена от посёлка Баланзас до русла Томи для того, чтобы вывозить лес. Длина железной дороги составляла около 8 км. Владел дорогой Кузбасслаг. Однако в конце пятидесятых-начале шестидесятых годов XX века железная дорога была частично разобрана, а паровоз брошен.

Но «Баланзасская узкоколейка» — далеко не единственная в Кузбассе. В первой половине прошлого века узкоколейные дороги для нужд лесозаготовителей, шахт и рудников строили практически повсеместно.

Одной из самых протяжённых узкоколеек являлась железнодорожная ветка, построенная вдоль реки Таяс (левый приток р. Кабырза). Длина дороги составляла более 30 км. Начальным пунктом являлся пос. Кантус. В 80-е годы прошлого века дорога была полностью разобрана.

Второй по протяжённости можно назвать узкоколейку от посёлка Амзас (станция Алгаин на железнодорожной ветке Новокузнецк-Таштагол) до лесозаготовительных таёжных участков. Длина этой узкоколейки составляла около 25 км. Дорога была разобрана в 70-е годы прошлого века.

Третье место займёт узкоколейка Усть-Нарыка (населённый пункт на левом берегу Томи, ниже по течению от Новокузнецка). Дорога строилась как «лесовозная», предположительно, не позднее 50-х годов XX столетия. Проходила вдоль реки Черновой Нарык. Длина дороги составляла около 20 км.


Фото /3

1
2
3
Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /37

15:0116-12-2023
30
Читатель
ясно.А град будет?

15:0116-12-2023
4
Читатель
Нужна узкоколейка в ильинку.
Кстпти в кемерове есть действующая узкоколейка с тепловозами ТУ.

15:0916-12-2023
2
Читатель
Спасибо. Интересно почитать было.

15:1516-12-2023
3
Читатель
Где сейчас паровоз ?

15:2016-12-2023
1
ЧитательЧитатель
ясно.А град будет?

Рано. Наша ветка про погоду еще не загружена.

15:2716-12-2023
 
Читатель
dzen.ru/a/YMvEWK6VvAjilF-1
В РФ немало действующих узкоеолеек. Даже пассажирских.

15:3016-12-2023
1
Читатель
В УЖД есть своя романтика и красота. Зря в кузбассе их похерили.
Туристический маршрут по лесисто холмистой местности был бы красив. Ну и плюсы УЖД легче вписать в природный ландшафт, всего 750мм вместо 1520.

15:3116-12-2023
1
Инна
Очень интересно! Побольше таких материалов!!

15:3316-12-2023
2
Читатель
Можно было бы пустить туристическуб ужд от кузнецкой крепостм, вдоль экологической тропы, там дальше горы, випдуки сделать, по лесу бывшего клубного сада путь проложить. Мимо холмов садовой спустить к карьерам

15:3416-12-2023
7
ЧитательЧитатель
Где сейчас паровоз ?

На Транспортной......

15:5616-12-2023
2
Читатель
Где паровоз?!

16:1416-12-2023
1
Не, там другойЧитатель
На Транспортной......

А судьбу паровозика с узкоколейки могут знать в Новосибирском музее. В статье написано ... Так паровоз из Кузбасса стал экспонатом музейной коллекции.... Знать где-то стоит экспонатом

16:1616-12-2023
4
ЧитательЧитатель
Где паровоз?!

Сдали на скраб зсмк

16:1716-12-2023
1
112
транспорт будущего топливо рядом и тянет больше чем белаз

16:1716-12-2023
1
Читатель
А в Кузбассе есть узкоколейки кроме кемеровской джд? Кто знает? Хотя бы заброшенные но с сохранившимся путем.

16:3516-12-2023
 
ЧитательЧитатель
Нужна узкоколейка в ильинку.
Кстпти в кемерове есть действующая узкоколейка с тепловозами ТУ.

В Пятигорске, Евпатории, Калинграде есть трамвай на колею 1000мм.

16:4416-12-2023
6
ЧитательЧитатель
Где сейчас паровоз ?

В Ильинском тоннеле наверное стоит.

16:4616-12-2023
5
ЧитательЧитатель
Где сейчас паровоз ?

Видела ночью что он по бызовскому шоссе едет ( но это был сон).

17:0116-12-2023
4
АО
Да не здесь тогда жили варвары - в лесу и молились колесу

17:1516-12-2023
 
Читатель
В Прокопе помле войны была каменоломня недалеко от Гортопа, там была узкоколейка, километра полтора. И я ее следы даже застал в 70-х годах того века..

17:1716-12-2023
 
Читатель
Витя Королёв. Умер недавно. После ухода с администрации не мог в себя прийти, переживал и сгорел...
Хороший был мужик.

17:2016-12-2023
 
Читатель
Ходил по тем дорогам. Зверя много было. Госрезервфонд. Сейчас всё кролики разрыли. Красота.

17:5816-12-2023
 
ЧитательЧитатель
А в Кузбассе есть узкоколейки кроме кемеровской джд? Кто знает? Хотя бы заброшенные но с сохранившимся путем.

В чем смысл минуса этому комменту? Чел просто спросил

17:5916-12-2023
4
ЧитательЧитатель
В Ильинском тоннеле наверное стоит.

Ночью видел на касыгино. Мчался на всех парах обгоняя синие автобусы

19:0116-12-2023
3
Читатель
Кальмара на восстановление этого вида траспорта

19:0816-12-2023
 
Иван Первый
Интересно, спасибо. Только почему наш паровоз забрали в НСК?

19:1716-12-2023
 
***
В тех местах много чего можно увидеть. На зоне, от Тутуяса, лесопилка стояла ещё в 90-е. Закрывались и всё списывали.

20:1716-12-2023
 
ВадимЧитатель
Сдали на скраб зсмк

Мой юный друг, скраб-это косметический крем. А вот скарб-это имущество, пожитки, как правило,ненужные

21:1516-12-2023
1
Читатель
Хаскея туда же с кальмаром

10:3217-12-2023
1
Ветер Перемен...
Спасибо Сити-Н, интересно.

20:3517-12-2023
 
Читатель
Есть в металлургии слово скарп. В косметике скраб, в быту скарб. Совершенно разные значения имеют при всей похожести.

09:1118-12-2023
 
Андрей
Узкоколейку прокладывали еще в районе Кузедеево. Она шла вдоль рек: Юла, Кандалеп, в сторону Сары-Чумыша. Это было 30-50 года. Сейчас ничего не осталось. Только насыпь.

09:3518-12-2023
 
Пенс-75 лет.
Ездил я в 1969 году из Амзаса в Центральный и дальше на лесосеку по этой узкоколейке.Местные ехали ,сидя на бортах "козы" (лесовозной платформы),потому как эти "козы" переворачивались на болоте на раз.А еще ,помню,в 50-е годы узкоколейка шла от Подобаса мимо Берензаса вверх по ручью-тоже вывозили лес из лагерей.По ней любили медведи преодолевать заболоченную пойму.

09:3518-12-2023
 
вор-чун
В середине 70-х годов ХХ века, еще будучи подростком, гостил у родственников в Темир-Тау. Сосед предложил съездить за кедровой шишкой. От ст.Тенеш мы ( на мотоцикле) поднялись в гору, сколько-то проехали по гриве и спустились в широкий лог. Там был нечастый, но лазовый кедрач и мы быстро наколотили четыре мешка шишки. Продвигаясь по логу, вышли на узкоколейку ( как узнал потом, она соединяла Алгаин и Центральный), и даже слышали, как по ней движется состав. Это был небольшой локомотив и 2 (?) вагончика. Ехали небыстро, ок. 20-25 км/ч.

10:2818-12-2023
 
Пенс-75 лет.вор-чун
В середине 70-х годов ХХ века, еще будучи подростком, гостил у родственников в Темир-Тау. Сосед предложил съездить за кедровой шишкой. От ст.Тенеш мы ( на мотоцикле) поднялись в гору, сколько-то проехали по гриве и спустились в широкий лог. Там был нечастый, но лазовый кедрач и мы быстро наколотили четыре мешка шишки. Продвигаясь по логу, вышли на узкоколейку ( как узнал потом, она соединяла Алгаин и Центральный), и даже слышали, как по ней движется состав. Это был небольшой локомотив и 2 (?) вагончика. Ехали небыстро, ок. 20-25 км/ч.

Похоже,кто-то напутал.Открой карту-где Темир,а где Амзас с Центральным.

11:4318-12-2023
 
ЧитательВетер Перемен...
Спасибо Сити-Н, интересно.

Странно что не притянул сюда

17:4124-12-2023
 
Читатель
так каково паравозик не перд нашим краеведческим стоит? то в щегловск отдаём , то в новониколаевск! доколе?

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости