В Кузнецк на обозах привозили вдов и девиц, потому что служилым людям было не на ком жениться (ФОТО, ВИДЕО)

В Кузнецк на обозах привозили вдов и девиц, потому что служилым людям было не на ком жениться (ФОТО, ВИДЕО)

Местные новостиИстория
Женщин не хватало.

Сегодня мы расскажем об исторических фактах из жизни Кузнецка, поясняющих, откуда брали жён служилые люди. Ведь создавать семьи с представительницами местных племён тогда было не принято. Хотя и такие факты были.

В образовавшемся в начале XVII века Кузнецком остроге было много мужчин и некоторые из них были женаты. Причем, чаще всего и женатые военные были вынуждены жить вдали от супруг – они оставались в местах, откуда  прибыли служившие в остроге. Но основная масса были холостыми. Неся службу на русском военном форпосте, они задумывались о создании семьи, но женщин не хватало.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Женатые мужчины при любой возможности пытались привезти сюда своих жён. Одним из способов был обоз. Собранная в качестве налога пушнина отправлялась в Москву, и ясак сопровождали военные. Они «били челом» государю с просьбой заехать в свои родные места и прихватить с собой семьи, возвращаясь в Кузнецк. В правительстве были заинтересованы в том, чтобы кузнецкие служилые люди были женаты, и всячески поощряли подобные просьбы, чтобы они не были склонны к побегам и пустили корни в наших местах. Но если с семейными мужчинами всё понятно, то про холостых возникал вопрос: Откуда же им было брать жён? Так вот, мы встречаем в документах того же XVII века информацию о том, что воевода по просьбе казачьего мира – служилых людей – писал обращение к царю с просьбой организовать доставку сюда из европейской части страны вдов, жёнок и девок. Царь с понимаем отнёсся к этой просьбе, и, судя по косвенным данным, которые мы имеем, такие партии молодых девушек и вдов, которые ещё могли выйти замуж, привозились в Кузнецк. Таким образом решалась проблема».

Был и другой способ обеспечить служилых людей жёнами. Существовали браки и с местным населением – коренными жителями белыми калмыками – предками современных телеутов, а также с предками современных шорцев – кузнецкими татарами. Подобных браков было немного, ведь основным условием для создания семьи было принятие девушкой христианства.

Сложная политическая и военная ситуация тех лет и постоянные набеги кочевников на Кузнецкий острог вынуждали военных совершать и ответные вылазки вглубь противника. Возвращаясь, они приводили пленных, в том числе и женщин. Они были невольницами, их продавали, и в таможенных книгах есть упоминания об этом, но некоторые становились жёнами местных мужчин.

«В дальнейшем и в связи с замирением обстановки в Кузнецком уезде начала появляться мещанская прослойка населения, которая к концу XVIII века становится превалирующей, а также купеческая и крестьянская, - поясняет Пётр Лизогуб. – Здесь появляется большое количество чиновников, и постепенно выравнивается число женщин и мужчин. Мы знаем данные 1771 года, когда в Кузнецк приехал известный путешественник Фальк, который сделал записи о том, что женщин в Кузнецке было 1600 и это на 100 человек больше, чем мужчин».

Позднее с потерей главной военной функции города немного уменьшилось и население, но баланс проживающих мужчин и женщин был примерно одинаковым и после. А рост количества жителей начался только во второй половине XIX века.

Кузнецк богат на интересные истории о жизни людей. Среди них известная на весь мир история любви Достоевского и местной жительницы Марии Исаевой, закончившейся венчанием пары в Одигитриевской церкви.

Изучая летопись купца второй гильдии Ивана Конюхова, увлекающегося краеведением и подробно описавшего быт и житейские истории местного населения, современные историки говорят о бурном развитии Кузнецка. Например, по описанию Конюхова, начиная с 1810-х годов и мужчины и женщины стали одеваться более «щеголевато». Если до этого дамы носили юбки и шушуны, то как только в регион на ярмарки стали наведываться купцы, появились и новые модные веяния и, самое главное, доступные товары – ткани и украшения. Но модное преображение было достаточно медленным.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«В основном, «дамами света» являлись жёны чиновников и купцов. И здесь можно перечислить известную плеяду купцов конца XIX - начала XX веков. Во-первых, известного золотопромышленника купца второй гильдии Степана Попова. Когда скончалась его первая жена, он женился на молодой девушке из Томска Елене Аношкиной. Она производила неизгладимое впечатление на жителей Кузнецка: она была очень статная, красивая, с утонченными манерами. Известна и семья купца Фонарёва, дом которого сохранился до сих пор. У них родилось помимо мальчиков четыре девочки. И вот одна из дочерей – Лидия Фонарёва, мало того, что была достаточно красивой, она была очень активная и боевая. И приехавший сюда к родителям в 1906 году Куйбышев сумел привлечь Лидию к работе подпольной типографии, которая расположилась в бане Фонарёвых и печатала революционные листовки. Девушка помогала и распространять их по городу. Во время Первой мировой войны она записалась в сёстры милосердия и служила на передовой. В 1915 году она была награждена Георгиевской медалью за подвиги. Семья Ивана Красимовича – строителя и владельца пивоваренного завода – тоже остаётся в памяти нашего города. Сохранились, например, свадебные фотографии одной из дочерей».

Именно по таким фотографиям сегодня можно судить о том, как выглядели тогдашние модницы, во что одевались и как себя украшали.

Советский период даёт грандиозные возможности женщинам. Жительницы нашего города смогли себя проявить как в общественной деятельности, так и на службе. Комсомольская организация участвует во всех значимых событиях, и зачастую наиболее активными были именно девушки. Одна из них – ставшая секретарём  Анна Рожкова, именем которой названа одна из улиц города. 

Период кузнецкстроя стал не только этапом развития города, но и временем колоссальных трудностей для женской половины населения. И здесь речь не только о бытовых проблемах, связанных со строительством предприятий. Жилья не было: сначала землянки, а потом бараки не имели удобств, отопления, воды. Семейным людям приходилось отгораживаться от остальных соседей шторками. 

При этом женщины были огромной составляющей частью на производстве. К концу 30-х годов, чтобы облегчить жизнь тружениц, начали строиться детские сады, детские и спортивные площадки. Всё это давало возможность женщинам проявить себя в производственном процессе. 

А в годы Великой Отечественной войны на плечи женщин легло производство продукции на КМК, медицинская служба, обеспечение фронта продовольствием. Женщины освоили профессии, которые до войны считались мужскими. Даже в шахтах под землёй работали женщины. Их вклад в Победу трудно переоценить.

После войны в нашем городе началась новая стройка – Запсиб, и здесь тоже себя проявило много активных женщин.

Рассказывая о прекрасной половине человечества, наш собеседник Пётр Лизогуб не мог опустить тему того, как горожанки поддерживали красоту, ведь женщина всегда остаётся женщиной. Так, уже в начале 30-х годов в Сталинске начали появляться первые парикмахерские. Даже ставя во главу жизни производство, большинство жительниц нашего города всегда оставалось прекрасными женщинами.

Напоминаем, что более подробный и интересный рассказ хоть и не о всех выдающихся женщинах Новокузнецка вы можете посмотреть на видео.

Фото: Елена Гавриленко / Сити-н, Новокузнецкий краеведческий музей
Видео: Константин Гавриленко / Сити-н

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /32

19:0007-03-2024
5
Дядька
А что указ царя батюшки отменили что ли? Почему больше не присылают девок? что за бардак? Разберись

19:1007-03-2024
14
Читатель
"Они были невольницами, их продавали, и в таможенных книгах есть упоминания об этом" (Ц) - очень сомневаюсь. А можно ссылки на эти " таможенные книги" Где их посмотреть? Христианство тогда не было отделено от государства. Могли и посадить за торговлю людьми.
Конечно же женились на местных, кудаж без этого )) Но что бы прям вот торговля, не верю

19:1607-03-2024
1
Читатель
А как на современный лад то.... я насчет девиц. Про вдов понятно.

19:2207-03-2024
12
Читатель
все в одном собрал: и казаков, и татаров, и Кузнецкстрой, и Таргай. Вот так у него и на лекциях было - интересно, но ничего не понятно

19:4707-03-2024
2
Читатель
А мой прапрадед женился на местной татарке, она приняла христианскую веру, и у нас потом по родне многие широколицые рождались, это правда, а прапрадед переселенец был с Дона.

20:3507-03-2024
 
ЧитательЧитатель
А мой прапрадед женился на местной татарке, она приняла христианскую веру, и у нас потом по родне многие широколицые рождались, это правда, а прапрадед переселенец был с Дона.

челдоны вы

20:4907-03-2024
5
Читатель
Такое себе единственное свидетельство опиумного наркомана Фалька. Но зам директора по науке на него опирается без смущения.

20:5107-03-2024
2
ЧитательДядька
А что указ царя батюшки отменили что ли? Почему больше не присылают девок? что за бардак? Разберись

Нонче мужуков впору завозить. Пьянь, да наркоманье сплошь.
Хорошие, как П. Лизогуб, семейных мало.

20:5507-03-2024
 
Читатель
привозили...

21:1907-03-2024
 
Читатель
Люблю такую историю.))У нас много старых фото в семейном архиве.А еще бережно храню прадедову(умер в 1948) трудовую книжку.

21:2107-03-2024
1
Читатель
все это было еще в докальмарову эпоху.

21:3407-03-2024
 
ЧитательЧитатель
Нонче мужуков впору завозить. Пьянь, да наркоманье сплошь.
Хорошие, как П. Лизогуб, семейных мало.

Так назавозили уже, после зон, отсидевшие, да разные "химики", да после ЛТП для судимых - вот их в городе полно осталось. Отравили собой мужское население.

21:3507-03-2024
2
Читатель
Царя Ивана 4 Грозного душегубством попрекали, а он девок да женщин сюда женами казакам направлял!

21:4607-03-2024
9
Читатель
Какая то чисто опереточная развлекательная попса занять время пока гамбургер жуешь.

21:5907-03-2024
 
ЧитательЧитатель
Царя Ивана 4 Грозного душегубством попрекали, а он девок да женщин сюда женами казакам направлял!

Много ума не надо по царской разнарядке загрузить телеги крепостными девками и вдовами. Женки добровольно с радостью сами небось, тяжело в деревне бабе без мужика одной тянуть.

23:1307-03-2024
 
Читатель
По теме:
В.Б. Петров. Житие Святой прабабушки -- vk.cc/cmZ2uO
В.Б. Петров. Прадед Протоиерей Георгий Михайлович Быстров -- vk.cc/c7Dsho

00:0608-03-2024
 
(vipuz
Прадед с Алтайских земель Прабабушка с Набережных челнов по отцу. По матери Прадедед с Забайкалья и Прабабушка из Петербурга,

07:4608-03-2024
 
ЧитательЧитатель
Царя Ивана 4 Грозного душегубством попрекали, а он девок да женщин сюда женами казакам направлял!

Какой Грозный? Окстись! Острог с 1618, значит царь уже Романов, как минимум Михаил (1613-1645 годы правления)

09:0208-03-2024
1
Читатель
амур батюшка .читайте.

10:3108-03-2024
2
ЧитательЧитатель
амур батюшка .читайте.

Читали, и другие исторические книги читали, художественные в том числе, но нигде про работорговлю невольницами нет. Вранье все это! Зачем сочинять историю?

13:0908-03-2024
 
Читатель
Почему-то ?

20:5008-03-2024
1
ЧитательЧитатель
челдоны вы

Челдонами тогда всех переселенцев называли, и это совсем не значит, что они с Дона, скорее наоборот, с севера или центра России, скорее всего староверы (начало 18 века). Конюхов, из его-же летописи купец 3 гильдии, а не второй. На развитие Кузнецка большое влияние оказало производства меда, вернее воска, который продавался по всей православной России..

20:5608-03-2024
1
ЧитательЧитатель
Много ума не надо по царской разнарядке загрузить телеги крепостными девками и вдовами. Женки добровольно с радостью сами небось, тяжело в деревне бабе без мужика одной тянуть.

В то время не было крепостного права..

20:5908-03-2024
 
ЧитательЧитатель
Какой Грозный? Окстись! Острог с 1618, значит царь уже Романов, как минимум Михаил (1613-1645 годы правления)

Ермак пошел в поход в 1581, сам в Кузнецке не был, но отправил порядка 60 казаков на юг основать острог - первоначально в Кузедеево, в то время поселения назывались по фамилии основателя, или главы войска, так что можно предположить, что это был казак Кузедеев

12:2609-03-2024
 
ЧитательЧитатель
В то время не было крепостного права..

В Московском царстве крепостничество официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года
С 1675 г. царем официально разрешено продавать крестьян без земли.

14:2409-03-2024
 
ЧитательЧитатель
"Они были невольницами, их продавали, и в таможенных книгах есть упоминания об этом" (Ц) - очень сомневаюсь. А можно ссылки на эти " таможенные книги" Где их посмотреть? Христианство тогда не было отделено от государства. Могли и посадить за торговлю людьми.
Конечно же женились на местных, кудаж без этого )) Но что бы прям вот торговля, не верю

было, все было.

третье фото, на каком месте стоял острог?

15:1709-03-2024
 
ЧитательЧитатель
Ермак пошел в поход в 1581, сам в Кузнецке не был, но отправил порядка 60 казаков на юг основать острог - первоначально в Кузедеево, в то время поселения назывались по фамилии основателя, или главы войска, так что можно предположить, что это был казак Кузедеев

Да, конечно, основан раньше Кузнецка (1618), раньше Томска (1604). И местные народы, типа телеутов, кочевников типа ойратов, киргизов, ногайцев и джунгар спокойно приняли этот отряд, а не перебили, хотя Кузнецкому острогу давали жару регулярно несколько лет. И, видимо, сии знания о селе передаются только избранным, ведь официально название имеет шорское происхождение, а год основания 1660 г.

20:0209-03-2024
 
ЧитательЧитатель
Ермак пошел в поход в 1581, сам в Кузнецке не был, но отправил порядка 60 казаков на юг основать острог - первоначально в Кузедеево, в то время поселения назывались по фамилии основателя, или главы войска, так что можно предположить, что это был казак Кузедеев

ты чего куришь, знаток истории
ермак на иртыше погиб, отряд твои через кучума пробился в такие дали? где иртыш и где кузнецк
да и в глубь территорий заходили по рекам, с севера, сначала томск, потом кузнецк.
и кузедеево названо по имени хана местного разлива кузудея (или кузедея)

20:0309-03-2024
1
ЧитательЧитатель
Челдонами тогда всех переселенцев называли, и это совсем не значит, что они с Дона, скорее наоборот, с севера или центра России, скорее всего староверы (начало 18 века). Конюхов, из его-же летописи купец 3 гильдии, а не второй. На развитие Кузнецка большое влияние оказало производства меда, вернее воска, который продавался по всей православной России..

челдоны - это люди от смешанных браков - от коренных сибиряков и русских например

08:4410-03-2024
 
ЧитательЧитатель
А мой прапрадед женился на местной татарке, она приняла христианскую веру, и у нас потом по родне многие широколицые рождались, это правда, а прапрадед переселенец был с Дона.

Точнее не широколицые а узкоглазые наверно

08:4510-03-2024
 
Читатель
Везли в обозах и всю дорогу их обозили)

14:3711-03-2024
 
Читатель
Теперь знаем как Сибирь развивать дальше

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости