До революции 1917 года в Кузнецке не было своего здания цирка — город был небольшой. Но по Сибири гастролировали передвижные цирковые труппы, которые давали представления и в нашем городе. Достоверно об этом известно из воспоминаний старожилов.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Например, Вениамин Булгаков, описывая своё детство в книге, вспоминает такой интересный эпизод, что в Кузнецк приехал акробат. На Форштадте установили высокие столбы — 8 метров, а между ними натянули толстую стальную проволоку. По приставной лестнице на проволоку залезал акробат и давал представление. Длинная палка использовалась в качестве балансира. Акробат не только ходил по тросу, но и, что было наиболее удивительно, готовил себе завтрак: он доставал спиртовку, устанавливал ее на проволоке, зажигал её, доставал небольшую сковородку, яйца, и поджаривал у всех на виду, тут же завтракал, наливая себе из небольшой пробирки чай. Позавтракав, он под безумные аплодисменты кузнечан спускался на землю и раскланивался. Вот такой интересный аттракцион был».
Просмотр этого выступления был не бесплатным: стоимость билетов на «стоячие» места, расположенные за скамейками «зрительного зала», составляла 10 копеек. Самыми дорогими были места в первом ряду — 30 копеек, далее по убывающий — 20 копеек, 15 и 10 — «галёрка».
Из других воспоминаний известно, что на улице Достоевского, где находилась городская Управа и отдельные помещения пожарных обозов, которые отлично подходили для выступлений артистов, во время приезда циркачей использовались именно они. Инвентарь пожарных выносили из здания, освобождая площади — благо, пожаров в то время было немного.
Про 20-е годы историки не располагают информацией, но, возможно, заезды циркачей в наш город и были. А вот во время Кузнецкстроя цирк становится одним из главных зрелищ — сначала на строительной площадке, а затем и в молодом промышленном городе.
«В 1932 году сооружается стационарное здание под цирк, - рассказывает Пётр Лизогуб. — Располагалось оно в начале современного проспекта Пионерского, тогда — улицы Школьная, на месте нынешнего здания «Зеленстроя». Здание это было своеобразным. Во-первых, оно было деревянным, но с высоким куполом. А во-вторых — оно было неотапливаемым. И, соответственно, могло работать только в тёплое время года: начиная с мая и по сентябрь — до начала холодов. В первый же сезон к нам в Сталинск начинают приезжать артисты, а в 1934 году — известная дрессировщица Елена Дурова из династии Дуровых, Алибек Кантемиров — основатель советской школы цирковых джигитов. Стоимость билетов, в зависимости от ряда и сектора, была от 1 рубля до 6 рублей. Это была, хотя и не бросовая, но вполне доступная цена, ведь тогда передовики производства получали зарплату и по 300 и по 500 рублей».
Ещё одной особенностью первого деревянного цирка было то, что он был очень крупным для тех времён — рассчитан на 2,5 тысячи зрителей, и крупнейшим в Западной Сибири. Для сравнения, открытый также в 1932 году кемеровский цирк вмещал в два раза меньше зрителей. Наш цирк был не просто большим, сюда приезжали более значимые и именитые артисты.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Если брать 30-е и послевоенные годы, то огромной популярностью у горожан пользовалась «французская борьба». Выступали атлеты не только из Сибири, но и приезжали, как это было написано в афишах, не знаю насколько это была правда или нет, из Владивостока, европейской части страны, из заграницы — Ирана, Польши. Специфика была в чём у этой борьбы: выступления были больше похожи на скетчи, чем на спорт. Насколько реально было противоборство борцов-артистов, сказать сложно, но народ валом шёл на эти представления, учитывая, что это были обычно вечерние сеансы, они пользовались огромной популярностью. Также мы встречаем афиши того времени «борьбы с медведем», когда на арену выходил мощный атлет, вступал в поединок с медведем и клал его на лопатки».
Арена сталинского цирка принимала действительно известных на тот момент дрессировщиков, клоунов, чревовещателей. Здесь выступали артисты в жанре гипноза, пользующегося в те времена громадной популярностью. Например, Вольф Мессинг бывал в Сталинске после войны и дал два концерта. А до него — в 30-е годы — в нашем городе выступал также известный гипнотизёр Григорий Гутман. По воспоминаниям старожилов, он умел усыпить любого человека, вызвав его из зала, и это были не подсадные люди. Под воздействием гипнотизёра они выполняли все его приказы.
О росте популярности цирка говорит и статистика. Так, в 1935-36-ом годах за несколько сезонных месяцев было зарегистрировано порядка 90 тысяч зрителей, а перед войной — почти 150 тысяч посетителей. Причем цирк работал и во время войны, начиная с июля 1941 года. Были как развлекательные программы, так и с патриотическим уклоном, а представления давали даже поздно ночью, чтобы люди могли прийти на выступление артистов после рабочей смены. При этом зачастую сборы от выступлений артистов передавались в фонд обороны.
В 1942-ом году денежные средства пошли на строительство тяжёлого бомбардировщика «Советский цирк». В 1944-ом году деньги передали на формирование танковой колонны «Сталинец».
«Но специфика здания нашего цирка была такова, что неотапливаемое сооружение, простаивавшее в холодное время года, требовало регулярного ремонта, - рассказывает Пётр Лизогуб. — Каждый год что-то обновлялось, подправлялось. В таком режиме здание просуществовало до 1953-го года и было закрыто. Через 20 лет после открытия Новокузнецк лишился капитального здания цирка. Но не лишился цирковых представлений. В те времена была очень распространена практика передвижных цирков. Московский государственный цирк имел несколько гастролирующих трупп, и из других городов. И, начиная с 1953 года, к нам в город начинают приезжать цирки-шапито. Они натягивали специальные тенты над площадками, которые приспосабливали под выступление артистов. Такие в разное время появлялись и у нас рядом с музеем, и на проспекте Курако напротив памятника Суворову, и на месте кафе «Юность» в парке им.Гагарина. Но зачастую приезжие артисты использовали наши площадки — ДК».
Цирковые представления действительно пользовались большой популярностью, а лишившись стационарного здания, горожане начали требовать построить новое. Но тонкость состояла в том, что наш город не был областным и не был городом-миллионником. Государственные капиталовложения на подобные стройки в малых городах рассматривалось как нонсенс. Переломить такую практику сумело тогдашнее правительство города — в 1964 году Распоряжением Совета Министров РСФСР от 21 мая было принято решение построить в Новокузнецке здание Государственного цирка. После бюрократических утрясок в 1967 году один из ведущих строительных трестов нашего города — «Кузнецкжилстрой» — приступил к возведению капитального здания цирка на улице Кирова. Строительство шло небыстро — понадобилось почти 7 лет, чтобы 29 апреля 1974 года Государственная комиссия приняла здание нового цирка с оценкой «отлично».
Но это уже другая история — 50-летняя…
По традиции напомним, что более полный и интересный рассказ о том, какие цирковые представления смотрели жители нашего города, вы можете посмотреть на видео.
Фото: Новокузнецкий краеведческий музей
Видео: Константин Гавриленко / Сити-н
Комментарии /24
Восхищает в этой статье то, что построили цирк, как и множество других объектов, вопреки запретам. Город развивался.
И что происходит сейчас - город загнивает. Руководство города не может даже поддержать в хорошем состоянии, что им досталось от прежних руководителей. А про строительство новых говорить нечего, одно бла, бла, бла.
Восхищает в этой статье то, что построили цирк, как и множество других объектов, вопреки запретам. Город развивался.
И что происходит сейчас - город загнивает. Руководство города не может даже поддержать в хорошем состоянии, что им досталось от прежних руководителей. А про строительство новых говорить нечего, одно бла, бла, бла.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: