По каким дорогам ездили кузнечане, когда не было асфальта (ФОТО, ВИДЕО)

По каким дорогам ездили кузнечане, когда не было асфальта (ФОТО, ВИДЕО)

Местные новостиИстория
Сегодня мы расскажем об истории строительства дорог и присвоении названий некоторым улицам в нашем городе.

Кузнецк возник в начале XVII века и представлял из себя совсем небольшое пространство внутри острожной стены. В периметре укрепления, окружённого вертикально установленными брёвнами, дорог как таковых ещё не было. Постепенно город выходил за рамки острога — появлялись предместья, но постройки были хаотичными, и в течение XVII и XVIII столетий не было улиц в современном понимании, а значит, не было и дорог. Строительство стало более систематизированным лишь в конце XVIII века после Указов Екатерины II и выхода Жалованной грамоты городам и Городового положения, в которых скрупулёзно описывалось устройство городов, необходимость Планов развития.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«В связи с вот таким упорядочиванием законодательства в отношении городов начали проводиться определённые мероприятия. Это коснулось и нашего Кузнецка, для которого в конце 70-80-90-х годов XVIII столетия начинают составлять так называемые прожекты будущего регулярного правильного устройства. Идёт поквартальная разбивка и ровные (на карте) дороги и коммуникации. Но этот план окончательно был утверждён только в 1846 году при Николае I и, по большому счёту, остался только прожектом — на бумаге. Хотя к началу XIX века уже сложились определённые коммуникации, которые можно назвать улицами, переулками и дорогами. Тогда же мы в документах встречаем и первые упоминания названий улиц. Одна из самых значимых и крупных улиц старого Кузнецка называлась улица Большая. В 80-х годах XIX века Большая становится улицей Полицейской, так как там, предположительно, находилось полицейское управление».

В преддверии юбилея со дня рождения Достоевского в 1901 году тогдашний городской голова золотопромышленник и меценат Степан Попов написал прошение на имя томского губернатора с просьбой переименовать улицу Полицейскую в улицу имени Достоевского. Прошение было одобрено, и улица была переименована. Это стало нерядовым событием, так как улица им. Достоевского, появившаяся в Кузнецке, стала первой в Сибири, первой в стране и первой в мире.

Сформированная уличная сеть оставалась вплоть до капитальной реконструкции Кузнецкого района в 50-60-х годах ХХ века. Параллельно улице им.Достоевского шла Зелёная, Картасская, Байкальская и ряд других. Поперечно шли улицы Арсенальская, Русинский и прочие.

«Интересно происхождение названия улицы Картасская, - поясняет Пётр Лизогуб. - Если разбирать этимологию слова картас, то мы видим на картах более раннего времени, что улица подписана через буквы «ы» - Кыртасская. А кыртас — это двухколёсная телега для перевозки сена, снопов. В лексике северо-запада это было распространённое название телеги, а значительную часть населения Кузнецка составляли служилые люди — выходцы тех земель. Кыртасом назывался и ручей, протекающий через территорию Кузнецка».

Улицы Кузнецка были немощёными — грунтовыми. После дождей дорога становилась труднопроходимой, но её регулярно подсыпали дресвой. В сухой период от пыли дворы спасали посадки деревьев. Таковыми дороги — без мощения и асфальта — оставались и до революции, и в первые годы после неё.

В конце 20-х годов на Левобережье начинается Кузнецкстрой, но сначала в виде локальных жилых застроек. В 1931 году на карте страны появляется город Новокузнецк. Частный сектор от вокзала и до Почтамта, далее Соцгород с появляющимися многоэтажными домами, от Абы до площадки КМК Нижняя колония, а за ней — Верхняя колония. В районе посёлка Углекопов в 30-е годы возникают шахты Орджоникидзе и Димитрова, около деревни Горбуново (Араличево), в дальнейшем переименованной в Куйбышевский район, и улицы благоустраиваются по-разному.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Одна из основных магистралей шла от вокзала до заводоуправления, и она получает техническое название — Диагональное шоссе. В 1949 году его переименуют в проспект Курако. Так вот, параллельно шла железная дорога, проложенная для снабжения КМК, а проезжую часть отсыпают гравием. Поскольку тогда автомобильного транспорта было не настолько много — грузовики и легковые авто, основным был гужевой — телеги, запряжённые лошадьми. Ещё одна интересная магистраль, которая пересекает Нижнюю колонию — улица Радиальная (техническое название), позже переименованная в улицу имени Серго Орджоникидзе. Она тоже была отсыпана гравием и уплотнена с помощью катков. Такой же обработке подвергался Барнаульский тракт — современный проспект Строителей. Когда в 30-х годах заработали домны КМК и чуть раньше коксохимическое производство, появились и отходы: смолы от коксохима и шлаки от домен. Из этих производственных отходов стали изготавливать строительный дорожный материал — термокадам. Им покрывают площадь Побед, благоустроенную к 1936 году, и центральные улицы города». 

Постепенно благоустраиваясь, город получает не только дороги, но и тротуары — они выкладывались из досок. Затем появилась цементная плитка. Часть выкладывалась камнем. К началу Великой Отечественной войны наш город имел вполне приличный вид, особенно район Соцгорода, но по окраинам улицы были ещё не настолько благоустроенными.

Интересный вариант дорожного покрытия был применён на выходе из тоннеля у КМК в районе Верхней колонии, который был открыт 7 ноября 1933 года. В 1934 году из Ленинграда, который был одним из городов-шефов строительства комбината, с завода по производству торцов к нам были присланы шестиугольные деревянные чурки — торцы, используемые для мощения дорог. Но это покрытие проезжей части просуществовало не слишком долго — в ходе эксплуатации оно разрушилось до начала войны.

«В 30-х годах асфальт был дефицитом, и его использовали очень мало, - рассказывает Пётр Лизлгуб. – Хотя производство и было вполне налажено до войны, массово его стали применять только после неё. Асфальт пришёл взамен термокадаму, который был менее износостоек. Это покрытие появилось также сначала на центральных улицах, а гораздо позже — на окраинах». 

Расширяясь, наш город получал новые улицы, новые дороги, новые технологии их покрытия — с учётом количества автомобилей, потребностей пешеходов и общего развития инфраструктуры города. 

По традиции напомним, что более полный и интересный рассказ о том, как свои названия получили многие улицы нашего города и как они благоустраивались, вы можете посмотреть на видео.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Фото: Новокузнецкий краеведческий музей
Видео: Константин Гавриленко / Сити-н

Комментарии /11

11:5311-05-2024
6
Читатель
Вы лучше опобликуйте за секреченные документы на сегодняшний день что там нового для людей барьеры предстоят.

12:0211-05-2024
6
Читатель
А сейчас асфальт есть? Вчера на Нижнепролетарской я его не видел

12:2611-05-2024
2
Читатель
не нойте теперь автолюбы

13:1311-05-2024
4
ЧитательЧитатель
Вы лучше опобликуйте за секреченные документы на сегодняшний день что там нового для людей барьеры предстоят.

Губернатор будет министром энергетики , сегодня по РБК сказали.

13:4411-05-2024
2
Читатель
для танка-это норма. ))вооооооот

14:0711-05-2024
8
Читатель
К началу Великой Отечественной войны наш город имел вполне приличный вид

В Европе, тех же Франции Италии, до сих пор в населеных пунктах есть пылящие грунтовые дороги, причем без всяких пылезащитных деревьев, зубодробильные при езде по ним булыжные дороги и травмоопасные булыжные тротуары. И никаких комплексов неполноцености там по поводу всего этого.

14:1611-05-2024
7
Читатель
Вот Серёгу бы туда с кирпичами.Приехал из Омска дороги идеальные,оч понравилось.Ни кто кирпичи не предлагает.Губер там с Донецка.

15:0211-05-2024
4
ЧитательЧитатель
Губернатор будет министром энергетики , сегодня по РБК сказали.

Это хорошо, теперь все Москву обкопают.

15:1611-05-2024
5
ЧитательЧитатель
А сейчас асфальт есть? Вчера на Нижнепролетарской я его не видел

Времена нонче не простые, в кольце врагов живем. Ну, как НАТА не сегодня - завта напасть решит?! Даже еслив и захватят Москву, как хранцуз когда-то, то здесь их хваленая техника вся и развалится... тут мы их голыми руками и возьмем. Понимать надо!

20:4711-05-2024
 
Читатель
Сити и Петру, большое спасибо за такие новости об истории края!

21:4811-05-2024
2
Читатель
Особо ничего не изменилось.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости