Безопасность пациентов — это отсутствие предотвратимого вреда, который может быть причинён пациенту в процессе оказания ему медико-санитарных услуг, в том числе снижение риска необоснованного вреда, связанного с медико-санитарным обслуживанием, до допустимого минимума. Этот день Всемирная Организация Здравоохранения и все страны отмечают 17 сентября. Почему важно и нужно говорить о безопасности пациентов?
Мировая статистика сообщает неутешительные факты: при оказании стационарной помощи вред причиняется по меньшей мере 10% пациентов, а при амбулаторной помощи вред наносится 4 из 10 пациентов. При этом предотвратить нежелательные последствия можно почти на 80%. Всемирный день безопасности пациентов 2024 призван привлечь внимание к этой большой и важной проблеме.
Сегодня здравоохранение имеет возможность применения кардинально новых технологий и удается достичь успехов в лечении многих заболеваний. Вместе с тем, каждый этап, каждая манипуляция и вмешательство в процессе оказания помощи имеет определенную степень безопасности (или риска). Медицина является деятельностью повышенного риска. Не все риски и не всегда могут сведены к нулю.
Конечно, пациенты и члены их семьи должны стать частью команды, как при оказании медицинской помощи, так и играть важную роль в принятии решений, связанных со здоровьем: задавать вопросы врачу о заболевании или состоянии. Помните, что информированное добровольное согласие — не формальность! Обязательно уточняйте у врача: смысл предстоящей процедуры; возможные осложнения; последствия отказа от диагностической манипуляции, от лечения; возможные варианты проведения процедуры, лечения; альтернативы диагностики и лечения.
Как повысить безопасность, если вы принимаете лекарства
Если вы принимаете лекарства, сообщите врачу об этом, а также о своих аллергических реакциях на лекарства и продукты, которые случались ранее. Задавайте, любые вопросы относительно инструкции по применению препарата. Когда врач выписывает рецепт, попросите озвучить его название и дозировку. Попросите информацию о возможных побочных эффектах при приеме лекарства. Когда вам выдают лекарство в аптеке, уточните, соответствует ли оно указанному в выписанном врачом рецепте. Уточните, каким образом можно принимать лекарство, способ приема лекарств.
Повышение безопасности при госпитализации в стационар
Сообщите врачу точную и полную информацию о своем состоянии, перенесенных заболеваниях и принимаемых лекарствах; уточните, есть ли необходимость в продолжении приема тех лекарственных препаратов, которые вы принимали дома. Проследите за соблюдением гигиены рук медицинских работников, которые оказывают вам помощь. Мытье рук может предотвратить распространение инфекций в больницах. При выписке из больницы, попросите своего врача объяснить дальнейший план лечения, включая особенности приема назначенных лекарств, обсуждение прогноза лечения, определение даты следующего консультации врача.
Если планируется оперативное вмешательство — уточните, какая операция и что именно планируется во время операции, возможные осложнения в ходе операции и в послеоперационный период, существует ли альтернативное лечение. Уточните, какой вид наркоза планируется во время операции, возможные осложнения от данного вида обезболивания в ходе операции и в послеоперационном периоде, существуют ли альтернативные способы обезболивания.
Помните, что культура безопасности пациента — ответственность каждого! Обязательно предоставляйте врачу полную и точную информацию о своем здоровье. Не стесняйтесь задавать вопросы. Информируйте медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья при получении помощи.
Что такое Центры здоровья
Одним из направлений национального проекта «Здравоохранение» стало осуществление программы «Формирование здорового образа жизни». Основной задачей Центров здоровья является формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе и профилактику алкогольной и никотиновой зависимости.
Для кого работают Центры здоровья
Центры здоровья рассчитаны на работу со здоровыми людьми, которые стремятся получить рекомендации врача для повышения качества своей жизни, сохранения и продления своего здоровья. В Кемеровской области работают 11 центров здоровья, из них 4 детских и 7 взрослых. Там можно получить рекомендации по коррекции питания, физической активности, режиму сна, условиям быта, труда, учебы и отдыха, а также помощь по отказу от вредных привычек - употребления алкоголя и курения.
Посетители Центров здоровья могут проверить содержание токсических веществ в крови, холестерина, проконтролировать и оценить свой вес, артериальное давление и т.д. В Центры здоровья приглашаются все, кто хочет объективно оценить возможности организма и выслушать прогнозы специалистов по состоянию своего здоровья, функций и систем. Ведь известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить.
Как работают Центры здоровья
Все услуги в центрах здоровья оказываются бесплатно.
В центрах осуществляется комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей. Здесь помогут разработать индивидуальный план восстановления здоровья, своевременно определить и исключить факторы риска развития заболеваний. Тестирование на аппаратно-программном комплексе позволяет обнаружить первые симптомы возможных заболеваний.
Важными направлениями работы центров являются: просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально-значимых заболеваний, в том числе среди детей; увеличение продолжительности активной жизни.
Каждому посетителю центра здоровья по итогам комплексного обследования выдается «Паспорт здоровья» и составляется индивидуальная «Карта здорового образа жизни».
Где находятся Центры здоровья
Центры здоровья для взрослых в Кемеровской области:
Центры здоровья для детей в Кемеровской области:
Материал подготовила Жиляева Тамара Петровна, к.м.н., главный областной специалист по медицинской профилактике Министерства здравоохранения Кузбасса, главный врач ГБУЗ «Кузбасский центр общественного здоровья и медицинской профилактики»
Комментарии /2
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: