1 октября в Новокузнецком художественном музее открылась выставка, приуроченная к Международному дню музыки. В экспозицию вошли портреты известных русских и европейских композиторов, созданные двумя художниками-графиками — Михаилом Поляковым и Фёдором Константиновым.
Всего представлено 17 произведений, выполненных в технике гравюры по дереву.
Фёдор Денисович Константинов (1910-1997) — ученик Владимира Андреевича Фаворского и Льва Александровича Бруни, выпускник графического отделения Московского института изобразительных искусств (1935 г.). С начала 1930-х годов работал как художник-иллюстратор. Занимался оформлением многих книжных изданий, среди которых «Метаморфозы» Овидия, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, трагедии Шекспира, роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и др.
В середине 1950-х годов Фёдор Денисович создаёт серию портретов величайших европейских композиторов, внесших значительный вклад в развитие музыкального искусства. Комбинатом графического искусства в 1956 году был выпущен комплект из 12 оттисков, рассказали в пресс-службе НХМ.
В 1950—1960-е годы Фёдор Константинов работает над созданием гравюрных портретов русских композиторов: М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов…
Михаил Иванович Поляков (1903-1978) — ещё один представитель московской школы ксилографов, ученик Владимира Андреевича Фаворского. Как и его современник Фёдор Константинов, большую часть творчества художник посвятил оформлению и иллюстрированию книг: «Фауст» И.В. Гёте, «Петербург» Андрея Белого, «Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго и др.
В 1950-1960-х Поляков сотрудничал с издательством «Музгиз»: занимался иллюстрированием монографий о творчестве Бетховена, Шопена, Гайдна, Чайковского, Верди и др. Скромные задачи, которые ставились перед художником, не позволяли в полной мере проявить себя. Своеобразным творческим высказыванием на музыкальную тему стала серия станковых ксилографий, посвящённых композиторам. В 1969 году был создан первый лист, а к осени 1972 года в «музыкальной сюите» насчитывалось уже 7 произведений. В композицию каждой из этих гравюр Михаил Иванович включает не только портрет того или иного композитора, но добавляет и изображение сцен из музыкальных произведений. Произведения из музыкальной серии Михаил Поляков посвящает своей супруге Валерии Николаевне Репниковой: об этом свидетельствует надпись «Посвящается VR».
Фёдор Константинов и Михаил Поляков практически в одно и то же время обращаются к изображению музыкантов и работают в одной и той же технике — технике гравюры по дереву. Но каждый из художников по-своему осмысливает образы великих творцов: первый сосредотачивается на психологической характеристике, второй — раскрывает личность портретируемых, в том числе и через обращение к их музыкальному наследию.
Возрастное ограничение 18+
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: