Из секретной инструкции ЦИК и Совнаркома СССР «О мероприятиях по выселению и раскулачиванию кулаков, конфискации их имущества» от 4 февраля 1930 года:
«Выселить кулацкий актив наиболее богатых кулаков и полупомещиков в отдалённые местности Союза ССР… Конфисковать у кулаков средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия производственные и торговые, продовольственные, кормовые и семенные запасы, излишки домашнего имущества, а также и наличные деньги».
Зимой 1930 года в СССР началась активная кампания по отнятию имущества у наиболее трудоспособных крестьян и переселение их в отдалённые районы СССР. Эшелоны с семьями раскулаченных потянулись в Сибирь. В менее обжитые места переселяли и местных сибирских крестьян, попавших под определение «кулаки». Средства на принудительное переселение советская власть предлагала брать с самих «кулацких» семей или с организаций, получивших изъятое имущество переселяемых крестьян. Так на Кузнецкстрое появился новый класс — спецпереселенцы.
По воспоминаниям начальника Кузнецкстроя Сергея Франкфурта, первые спецпереселенцы прибыли на Кузнецкстрой осенью 1930 года. Это были раскулаченные мужчины — сибиряки, которые были направлены на трудную работу по устройству водозабора на Томи.
Укладка самотечной галереи на водозаборе из р. Томь
Из доклада комендантского отдела от 25.02.1931 года известно, что осенью 1930 года на Кузнецкстрой прибыло 562 человека крестьян-одиночек, ранее бежавших из различных спецкомендатур края. Зимой 1931 года на Кузнецкстрое работало уже около двух тысяч спецпереселенцев.
21 марта 1931 года Франкфурт телеграфировал в Политбюро ЦК ВКП (б) об отсутствии условий для дальнейшего приёма спецпереселенцев: «подготовить в течение десяти дней жилплощадь на 20 тысяч человек абсолютно невозможно, также отсутствует возможность надлежащей организации питания, медобслуживания», однако его возмущение не имело успеха.
Из спецсводки ОГПУ по Западно-Сибирскому краю от 21.08.1931 года следовало, что на Кузнецкстрой в 1931 году было направлено ещё 22 тысячи 77 человек (4 617 семей) спецпереселенцев, прибывших преимущественно из Башкирской АССР и Московской области. Обязанность на их организацию жилищного обустройства была возложена на руководство Кузнецкстроя.
Жильё. Для обустройства спецпереселенцев Кузнецкстрой выделил им земли на правом высоком берегу реки Томи (Островская площадка). Однако снабжение инструментом и материалами для постройки жилья было недостаточным. Предоставленные Кузнецкстрою Наркомтяжпромом три миллиона рублей на строительство жилья для спецпереселенцев, как оказалось впоследствии, Кузнецкстрой истратил на другие нужды.
Из сообщения ОГПУ: «Спецпереселенцы не обеспечены в достаточной мере жилищами. На 8 августа живущих во временного типа палатках и шатрах насчитывается до 5 000 чел. Остальные живут под палатками, сделанными из веток и одеял. Быстрая постройка землянок задерживается отсутствием достаточного количества лопат, коих вместо 2 000 штук имеется всего 500».
Земляной барак
К весне 1932 года на одного спецпереселенца на Кузнецкстрое в среднем приходилось 2,28 м² жилплощади.
Из докладной записки начальника горных комендатур (апрель 1932 года): «санитарно-гигиенические условия жилищ почти везде неудовлетворительны вследствие большой скученности, сырости и грязи. Особенно эти недостатки достигают предельных размеров в земляных бараках, где зачастую не имеется ни полов, ни потолков, ни капитальных перегородок. В большинстве бараков нарная система».
1933 год. Из информационного письма Западно-Сибирского крайздрава: «Хозяйственные организации, тем более управление строительством Кузнецкстроя, к бытовым условиям спецпереселенцев относятся безобразно плохо, решения краевых организаций до сего времени игнорируются, вследствие чего в Кузнецкстрое в землянках помещается 57% работающих спецпереселенцев, к тому же землянки совершенно не оборудованы».
Медицинское обслуживание. Не было организовано и нормального медицинского обслуживания. Под больницу для спецпереселенцев было отведено две палатки и ещё одна палатка для амбулаторного обслуживания. На более чем 20 тысяч человек (с учётом детей) были выделены 1 врач и 2 фельдшера. В больнице совершенно отсутствовали одеяла и постельное бельё, ощущалась острая нехватка медикаментов. Среди спецпереселенцев свирепствовала дизентерия, а осенью 1931 года Кузнецкстрой охватила эпидемия брюшного тифа.
Даже в 1934 году среди спецпереселенцев фиксировалась высокая детская смертность: из общего числа умерших в I квартале 1934 года 403 спецпереселенцев, состоящих на учёте в Кузнецкой комендатуре, 219 были детьми в возрасте до 16 лет (54,3% от общего количества умерших).
Питание. Горячее питание было организовано только для переселенцев, занятых на тяжёлых работах. Остальные от случая к случаю получали лишь муку и рыбу, либо другие второстепенные продукты питания, имевшиеся на складах.
Из спецсводки ОГПУ от 21.08.1931 года: «Продснабжение поставлено чрезвычайно плохо. Снабжение продовольствием… передано АКОРТУ (Акционерное общество розничной торговли – прим. ред.), который, не имея для этой цели соответствующих фондов, пустил в продажу солёный чебак и конфеты».
Из записки секретаря Западно-Сибирского крайкома ВКП (б) от 15.09.1931 года: «Нормы выдачи муки от 200 до 600 грамм в сутки на едока, в зависимости от возраста и выполняемой работы. При полном отсутствии других источников питания создаётся чрезвычайно тяжёлое положение. В качестве выхода спецпереселенцами довольно широко распространено потребление листьев малины, смородины и даже гнилушек, в виде подмеси к муке».
Жильё на Кузнецкстрое
В 1932 году в докладной записке начальника горных комендатур содержалась следующая информация: «Качество продуктов было удовлетворительное, исключая хлеб, выдававшийся на Островской площадке. Выпекавшийся здесь хлеб часто был не пригоден к употреблению, о чем комендатурой составлялись акты. Снабжение промтоварами и особенно спецодеждой по всем системам хозорганизаций поставлено крайне неудовлетворительно».
Численность. По состоянию на 1 апреля 1931 года в Кузнецкой комендатуре числилось: 9 995 мужчин, 7 996 женщин, 4 418 детей до 12-лет и 1 433 подростка (в СССР 30-х годов прошлого века подростками считались дети с 12 лет. Подростки относились к трудоспособному населению, поэтому их труд не был запрещён к использованию – прим. ред.).
По данным начальника группы горных комендатур, на 1 апреля 1932 года на Кузнецкстрое из спецпереселенцев работало 5 583 мужчины, 880 женщин и 463 подростка.
Землянка
Из воспоминаний Сергея Франкфурта: «Группы рабочих из раскулаченных были прикреплены к отдельным цехам, предприятиям. Много спецпереселенцев мы перебросили на районы кирпичных заводов — там было довольно свободно с жильём. Начали работать они и на деревообделочном заводе. Для женщин специально организовали курсы штукатуров, каменщиков, маляров».
Оплата труда. Труд бывших «кулаков» в СССР оплачивался ниже, чем труд вольнонаёмных граждан.
Из постановления комиссии по вопросу об оплате труда выселенных кулаков от 30 мая 1930 года, подписанного председателем Совнарокма Союза ССР А.И. Рыковым: «Установить, что когда выселенные кулаки привлекаются в качестве рабочей силы, оплата труда их должна быть на 20-25% ниже по сравнению с занятыми на этих работах рабочими и законы о социальном страховании на них не распространяются».
По данным докладной записки начальника горных комендатур Западно-Сибирского края (апрель 1932 года) среднемесячный заработок рабочих-спецпереселенцев на Кузнецкстрое выглядел следующим образом:
Из этой же докладной записки следует, что заработная плата выплачивалась спецпереселенцам с задержками: «Несвоевременная и в то же время частичная (аванс в размере 50-60%) выплата зарплаты, с одной стороны, и повышение цен на продукты питания — с другой создали такое положение, что многосемейные спецпереселенцы оказались не в состоянии выкупать свой паёк».
Помимо Кузнецкстроя спецпереселенцы направлялись на работу и на другие предприятия Кузбасса: Желдорстрой, Кузбассуголь, Запсиблестрест, Цветметзолото.
Строительство Кузнецкстроя
Использованная литература и материалы:
С. Франкфурт «Рождение стали и человека», Москва, 1935 год
Материалы государственного архива Новосибирской области за 1930-1934 г.г.
Комментарии /39
Скальмарили
Скальмарили
Скальмарили
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: