
Вице-президент СССР Геннадий Янаев подписывает указ о временном возложении на себя полномочий президента СССР начиная с 19 августа 1991 года.
19 августа 1991 года в стране создаётся Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), сообщается о болезни президента СССР Михаила Горбачёва, в Москву вводятся войска.
Областная газета «Кузбасс» публикует указ Янаева только 20 августа 1991 года:
«В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачёвым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей Президента СССР, на основании статьи 127 пункта 7 Конституции СССР вступил в исполнение обязанностей Президента СССР с 19 августа 1991 года.
Вице-президент СССР Г.И. Янаев
18 августа 1991 г.»
В этом же номере газеты размещается воззвание к гражданам России президента РСФСР Бориса Ельцина:
«В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранён от власти законно избранный Президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым реакционным, антиконституционным переворотом».
Ельцин призывает немедленно созвать Съезд народных депутатов, а также объявить всеобщую бессрочную забастовку.
ГКЧП напротив, запрещает митинги, собрания и забастовки, грозит ввести в регионах комендантский час.
Власти Кузбасса отреагировали на ситуацию следующим образом:
Председатель Областного Совета Аман Тулеев комментариев случившемуся не дал, но прервал отпуск и 19 августа улетел в Москву, как сообщала газета «Кузбасс» — «для непосредственного изучения ситуации в органах центральной власти и выработки курса Кемеровского областного Совета в условиях чрезвычайного положения в стране».
Вернулся в Кузбасс Тулеев 20 августа. По его словам, поговорить с Ельциным ему не удалось, хотя выступление Бориса Николаевича на танке он послушал, а вот в Кремль к Геннадию Янаеву Тулеев попал.

Президент РСФСР Борис Ельцин выступает с речью у здания правительства в августе 1991 года
Фото: © REUTERS/ITAR-TASS
По возвращении в Кемерово Аман Тулеев занял своеобразную позицию. С одной стороны, заявил, что «трудно найти человека», который бы не подписался под заявлениями ГКЧП: «объявить борьбу теневой экономике, навести порядок на производстве, стабильность — ценам, повышение зарплаты, пенсий, пособий…» и выступил против призыва Бориса Ельцина к забастовкам.
С другой стороны, возмутился: «но добиваться этого без согласия Верховного Совета, со ссылками на плохое здоровье Президента страны?».
Далее события в регионе развивались следующим образом:
20 августа в Киселёвске начала забастовку одна из десяти шахт. Ещё на одной прекратили отгрузку угля, но забастовку не объявляли.
В Мысках коллективы городских предприятий о забастовке не объявляли. Местный Горсовет на всякий случай запретил продажу в городе винно-водочных изделий.
Прокопьевск. Из двенадцати угольных предприятий города забастовали пять.
Междуреченск. Шахты «Распадская» и «имени Ленина» забастовали ещё вечером 19 августа. Утром 20 августа в городе состоялся большой митинг, организованный рабочими комитетами. На митинге шахтёры поддержали позицию Бориса Ельцина, призвали арестовать членов ГКЧП, а также призвали работников городского транспорта в случае, если до конца дня 21 августа ГК ЧП не сложит с себя полномочия, тоже присоединиться к забастовке.
Местный Горсовет запретил продажу спиртного.
Ленинск-Кузнецкий. 20 августа на местной Площади Победы собрался многочисленный митинг. В свою очередь, Горисполком предложил трудящимся города провести одночасовую предупредительную забастовку.
Осинники и Калтан. 20 августа забастовок не было.
Кемерово. Сообщений о забастовке в местной прессе не прозвучало.
Президиум Кемеровского областного Совета народных депутатов заявил, что не признаёт ГКЧП, призвал кузбассовцев не выполнять его решения, сохранять спокойствие «до полного выяснения обстановки».
Кемеровская государственная торговля объявила о проведении 23 августа ярмарки, приуроченной ко Дню шахтёра.
Начальник УВД облисполкома В. Шкурат заверил, что создание чрезвычайных комитетов на местах не планируется.
Вечером в Кемерове прошел большой митинг против ГКЧП.
21 августа в областном центре открылась внеочередная сессия регионального Совета народных депутатов, на которой Аман Тулеев заявил:
«Главное сегодня — разум, выдержка, спокойствие».
Как писала газета «Кузбасс», «а за окном, на крыльце облисполкома, ещё до начала сессии были выставлены плакаты, слышались выкрики против А.Г. Тулеева, вплоть до «Смерть Тулееву!».
В результате областные депутаты решили: не признавать ГКЧП, все его решения считать незаконными, призвать граждан к формам гражданского неповиновения, признать, что Кемеровская область подчиняется решениям президента РСФСР Бориса Ельцина. Жителей области депутаты призвали сохранять выдержку и не допустить кровопролития.

Александр Тизяков, Василий Стародубцев, Борис Пуго и Олег Бакланов,
представитель МИД СССР во время пресс-конференции
Фото: Владимир Родионов / © РИА Новости
Ночью 22 августа в Москву из Крыма возвращается Президент СССР Михаил Горбачев. В этот же день был задержан вице-президент Геннадий Янаев, а затем и другие члены ГКЧП, кроме министра внутренних дел СССР Бориса Пуго (застрелился при аресте) и Василия Стародубцева (Председатель Крестьянского Союза СССР, арестован позднее — 23 августа 1991 года).
Предприятия Кузбасса вернулись к обычному ритму работы.
24 августа 1991 года в газете «Кузбасс» выходит большое интервью с Аманом Тулеевым, в котором он оправдывается за встречу с членами ГКЧП, возмущается тем, что новокузнецкий горсовет ему за это «уже высказал», а также говорит о том, что его должность председателя «не самая хлебная, … инфарктная, на ней быстро стареешь…».
Источник: номера газеты «Кузбасс» за август 1991 года.
Комментарии /25
И ещё интересно, что в разделе про то, как развивались события в регионе, упомянуты все основные города Кузбасса, кроме Новокузнецка.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: