
1991 год был последним годом существования Советского Союза. Последние месяцы жизни советской империи сопровождали такие явления, как тотальный дефицит продуктов, развал промышленности и сельского хозяйства, кризис власти и многое другое.
Попробуем вспомнить, как регион пережил это непростое время, перечитав архивные материалы областной газеты «Кузбасс».
Январь, 1991 г.
1 января газета публикует поздравления первого и последнего Президента СССР Михаила Горбачева с новым, 1991-м годом:
«Председателю Областного Совета народных депутатов Аману Гумировичу Тулееву. Поздравляю вас и всех кузбассовцев с новым, 1991 годом. Желаю вам доброго здоровья и упорства в преодолении трудностей на крутом переломе обновления общества, мобилизации всех ваших возможностей и ресурсов для наведения порядка, результативности в развитии экономики, социальной сферы и культуры. Президент СССР М.С. Горбачев».

Астрологический прогноз сообщает, что «никаких революций, ни в Москве, ни в России, не будет». «Вместо борьбы за рыночную экономику развернётся борьба за вскрытие складов, учёт и контроль… Продолжится упадок культуры… Ни европейские, ни азиатские идеалы нас не вдохновят…».
3 января 1991 года сообщается о работе прокопьевского завода «Электромашина», выпускавшего бытовые пылесосы «Буран 5М» — из отечественных комплектующих и «Буран 5Н» — с японским двигателем. Производители жалуются, что завод, чья продукция пользуется спросом, как в самом Советском Союзе, так и в таких странах, как Монголия, Эфиопия, Гвинея, Вьетнам и Йемен, столкнулся с нестабильной поставкой комплектующих — не приходят шланги из Батуми и Херсона, с перебоями поставляет картонные упаковки Новокузнецк (в Новокузнецке в то время работал гофротарный завод – прим. ред.)
В этом же номере рассказывается о работе с китайской компанией «Ляонинвнешторг»: облпотребсоюз купил у китайцев фабрику для выделки овчин и монтирует её в Белове. Кроме этого, китайские предприниматели обязались поставить в область один миллион одноразовых шприцев. Взамен в Китай из Кузбасса пойдут уголь и удобрения.
На Новокузнецкий гофротарный завод жалуются и юргинцы, фасовавшие на своем хлебокомбинате в новокузнецкий картон овсяные хлопья «Геркулес» – недопоставки упаковки срывают производство.
Прокопьевские шахтёры выходят с предложением ввести на шахте «Центральная» «внутренние деньги». Дело в том, что предприятия углепрома получили право менять часть добытого угля на импортные товары народного потребления, которых в СССР катастрофически не хватало. В основном это были бытовая техника, одежда и обувь. Шахтёры, подозревая, что распределяются полученные из-за границы товары среди работников неравномерно, предложили печатать чеки (внутренние деньги) на сумму полученных по бартеру товаров.
Горисполком Прокопьевска принял делегацию китайских предпринимателей, изъявивших желание поставлять в Прокопьевск свои товары и продавать их за советские рубли. В Кузбассе китайцы хотели приобретать уголь, древесину и металлоконструкции.
5 января. Областной Совет народных депутатов вводит нормы отпуска продуктов на талон в городе Кемерово.
Так, на один талон в месяц разрешено было приобрести:
Кемеровский горисполком, при этом, уточнял, что несвоевременно отоваренные талоны признаются недействительными, «водка и вино будут отпускаться на талоны с обозначением «водка», а на талоны «вино» продаваться табачные изделия».
В Мысках при привозе в местный магазин ткани и полотенец «возбуждённая дефицитом очередь» сначала отказалась ждать, пока продавцы перемеряют ткань, затем потребовала вести торговлю без обеда, «но ни в 17 часов, ни позже, магазин закрыть не удалось. Очередь заблокировала все выходы. Работникам прилавка пришлось вызвать на помощь депутатов и милицейский наряд». Последний покупатель покинул магазин в 21 час.
10 января. Областной Совет вносит изменения в принятое им ранее решение о предоставлении льгот незаконно репрессированным и в последствии реабилитированным — теперь они смогут получать 80-процентную скидку на лекарства, приобретаемые по рецептам врачей, независимо от размера пенсии (ранее скидка зависела от размера пенсии пострадавшего).
Мариинск. Возле местного горисполкома произошла массовая драка, на которую участники съехались на автомобилях. В драке выстрелом в живот был ранен охранник спирткомбината.
22 января 1991 года Советское Правительство решило в очередной раз обобрать собственное население.
В 21 час по московскому времени по Центральному телевидению сообщается об Указе Президента СССР «О прекращении приёма к платежу денежных знаков Госбанка СССР, достоинством 50 и 100 рублей, образца 1961 года» и соответствующего Постановления Совета Министров СССР.
С 0.00 час. 23 января 1991 года все виды платежей в денежных знаках 50 и 100 рублей образца 1961 года прекращались. На обмен старых купюр на новые, образца 1991 года, населению давалось всего три дня (23, 24 и 25 января). При этом, беспрепятственно поменять можно было сумму не более 1000 рублей. Для обмена суммы, превышающей 1000 рублей, требовалось разрешение специальной комиссии.
С пенсионерами решили обойтись ещё жёстче. Им разрешалось обменять сумму не боле 200 рублей, либо сумму, не превышающую размера пенсии (если она была более 200 рублей). В остальных случаях от пенсионеров принимались заявления, которые должны были рассматриваться в индивидуальном порядке комиссиями при горисполкомах или райисполкомах.
В заявлениях на обмен денежных знаков сверх установленных лимитов люди должны были указать источники дохода и место получения денежных знаков.
Одновременно с этим ограничивалась сумма выдачи наличных со вкладов населения. Снять в банке можно было не более 500 рублей.
Если население европейской части СССР ещё имело возможность поздним вечером 22 января избавиться от «токсичных» купюр (например, можно было приобрести авиа- или железнодорожные билеты, а через несколько дней сдать их, но уже за новые купюры), то в Кузбассе на момент объявления о начале реформы было уже 01.00 23 января. Большинство населения области спало и узнало о реформе только утром 23 января.
23 января. Никакого материала о начале денежной реформы в газете нет. О реформе кузбассовцы узнают из новостей по радио и телевидению.
Юргинская мебельная фабрика сообщает о поднятии цен на свои товары. Если раньше односпальная кровать стоила 169 рублей, то новая цена составила 300 руб. С нового года фабрике разрешено оставлять у себя до 30 процентов выпускаемой продукции. Эту продукцию фабрика сможет реализовывать, в том числе, и для заключения бартерных сделок.
На последней странице газеты рассказывается о кемеровской мошеннице, которая брала с людей деньги, обещая, что поможет решить вопрос в облисполкоме с предоставлением жилья и, естественно, не выполняла своих обещаний. За свои противозаконные действия аферистка была приговорена к семи годам лишения свободы. В заметке также сообщается, что 29 тысяч рублей, которые были взысканы с мошенницы в пользу потерпевших, потерпевшие вряд ли смогут получить, так как деньги были потрачены жуликоватой кемеровчанкой на отдых и приобретение вещей для себя и своей семьи.
24 января. В газете наконец-то появляется материал о денежной реформе.
Управляющий областным банком поясняет, что реформу ждали, так как что-то нужно было делать с инфляцией и большим количеством необеспеченных товаром денег, скопившихся у населения.
Областной Совет обсуждает неправомерные действия предприятий жилищно-коммунального хозяйства, на которые были возложены обязанности выдавать продуктовые талоны. Работники ЖКХ связывали выдачу талонов с погашением задолженности за их услуги. Прокурорам было поручено возбуждать в отношении таких предприятий ЖКХ дела об административных правонарушениях.
На междуреченском хлебокомбинате иссяк обязательный ежемесячный запас муки. В связи с отсутствием топлива было принято решение завозить муку в город железнодорожным, а не автомобильным транспортом.
Областным советом принято решение оказать неработающим пенсионерам, имеющим пенсию менее 100 рублей в месяц, единовременную помощь в размере 80 рублей.
Из частных объявлений. «Меняю новый телевизор «Шилялис» и новый деревообрабатывающий бытовой станок на видеомагнитофон или видеоплейер».
25 января. Население нервничает. На чёрном рынке сторублевые купюры старого образца продают за 25 и даже за 10 рублей. Из-за нехватки в первый день реформы новых купюр в область в срочном порядке завезли дополнительные 1,5 миллиарда рублей.
Мариинск. Пенсионеры для того, чтобы обменять старые купюры на новые, начали занимать очередь на местном почтамте в 5 часов утра. К 11 часам утра очередь достигла 400 человек, но кассы не работали из-за отсутствия денег.
Топки. Районный отдел образования обратился к населению оказать помощь школе, расположенной в селе Зарубино:
«Школа находится в ветхом помещении. Скудость бюджета народного образования не позволяет увеличить средства для нужд школы, поэтому районный отдел народного образования и попечительный совет обратились к населению. В обращении, в частности, говорится: «Если вы сможете из своего семейного бюджета выделить некоторую сумму средств, знайте: она пойдёт на доброе дело! Дети ждут и надеются на вашу помощь!»
Местные строительные организации откликнулись и перевели в помощь школе 2,5 тысячи рублей.
26 января. Из писем в редакцию:
«Мой рабочий стаж — 32 года, пенсия — 105 рублей. Муж отработал 37 лет, получает 120 рублей. Это всё, что мы получили от государства».
Осинники. Ильинская церковь за несколько последних месяцев перечислила 20 тысяч рублей на благотворительные цели: содержание одиноких престарелых и инвалидов, помощь ветеранам войны и труда, в Фонд Красного Креста и в Фонд Мира.
Кемерово. Герой Социалистического Труда с объединения «Азот» Иван Фёдорович Безгодов:
«Диван и некоторые другие вещи пришлось выбросить — попортились. Столы и стулья поизносились за долгие годы. Холодильник — сломался. Купил бы, да ведь нигде ничего нет, матраца, и того не достать… Приходится налегать на хлеб, да на чай. Пенсия была 130, стала 140 рублей. И это после многолетнего трудового героизма в аду?»
Февраль, 1991 г.
6 февраля. Коллектив юргинской колбасной фабрики выносит протест в адрес областного и местного исполкомов. Причина в том, что сырье, предназначенное для производства юргинской колбасы, перенаправлено в Новокузнецк. В результате люди в Юрге не могут отоварить талоны на колбасу — её нет. Коллектив фабрики сидит без работы — производить колбасу не из чего, денег в кассе почти не осталось. Найти постоянных поставщиков мяса невозможно. Что делать с ценами — тоже неясно — поставщики всё время их повышают.
В этом же номере публикуется интервью с директором Прокопьевского фарфорового завода, который рассказывает, что из производимой заводом продукции завод 10% оставляет себе. За счёт реализации этого объёма завод получает оборудование, металл и продукты питания.
На продукцию завода имеется спрос, в том числе и у иностранных покупателей. Так, итальянцы готовы поставить оборудование взамен на посуду на сумму 200 тысяч советских рублей, немцы намереваются купить только наборов на 500 тысяч. Правда, торговля с иностранцами приостановлена, так как по бартеру разрешено продавать только продукцию, выпущенную сверх плана. В свою очередь, для увеличения объёма выпускаемой продукции заводу необходимо импортное оборудование, которое можно получить по бартеру.
13 февраля. Публикуется мнение профессора КемГУ Сергея Рябых о дальнейшей возможной судьбе Советского Союза:
«Каково будущее Советского Союза? Он почти наверняка развалится. Прибалтийские республики выйдут из Союза в ближайшее время, следом выйдет Грузия, далее, скорее всего, Украина. Но это будет только началом. Следом процесс дробления Союза пойдёт вразнос… через 10-20 лет на территории нынешнего СССР может возникнуть десяток-другой самостоятельных государств…
Что они будут собой представлять? Это будут слабо развитые государства, близкие по общему уровню к странам Африки. Такие современные отрасли промышленности, как машиностроение, электроника, энергетика в этих государствах будут развалены до основания…
… вместо общего рынка на территории СССР, скорее всего, возникнет клубок враждующих государств, раздираемых внешними и внутренними противоречиями…
Будут ли индустриально развитые страны вкладывать средства в такой регион? Разумеется, нет… клубок враждующих, слабо развитых, но хорошо вооружённых государств с нестабильными режимами — это не для серьезных бизнесменов…».
В Прокопьевске приняли в эксплуатацию здание новой поликлиники в микрорайоне Тырган. Поликлиника рассчитана на 960 посещений.
Кемерово. В одном из магазинов города в голодный обморок упал мужчина пожилого возраста. «Придя в сознание, он дрожащими руками стал проверять, не пропали ли продуктовые карточки».
26 февраля. В газете печатается обращение Амана Тулеева к Председателю Верховного Совета РСФСР Борису Ельцину о неблагоприятной экологической ситуации в Кузбассе. Из обращения следует, что оно уже третье по счёту, так как два предыдущих Борис Ельцин оставил без ответа.
Аман Тулеев сообщает, что на каждого кузбассовца приходится в три раза больше промышленных выбросов, чем в среднем по РСФСР. Заболеваемость выше, чем по республике, на 70 процентов.
Тулеев предлагает объявить Кузбасс районом экологического бедствия и установить следующие льготы для всех жителей региона, проживших здесь более 25 лет (мужчины) и более 20 лет (женщины) — дать право выходить на пенсию мужчинам в 55 лет, женщинам в 50 лет, в связи с тем, что продолжительность жизни в Кузбассе на 5-7 лет меньше, чем в остальной России.
Помимо этого, Аман Тулеев просил приравнять Кемеровскую область к районам Крайнего Севера со всеми полагающимися льготами, и, прежде всего, увеличить продолжительность отпусков в два раза, обеспечить регион недостающими лекарствами, половину из которых выдавать населению бесплатно, а также поставлять в регион продукты из экологически благополучных районов СССР.
В этом же номере газеты сообщается о «боях» за товары в магазинах города Мыски. В январе 1991 года покупатели устроили драку с продавцами, пытаясь приобрести стиральные машинки, которые предназначались к продаже исключительно ветеранам труда.
Очередной инцидент произошел в Мысках в ночь с 13 на 14 февраля, когда покупатели отказались покинуть магазин и ночевали под прилавками.
Начиналось всё так: мысковчане под вечер 13 февраля 1991 года увидели разгрузку товара в местном магазине «Силуэт» и выстроились в очередь. В магазин завезли шубы, юбки, демисезонные пальто и плащи польского производства. Товар, со слов продавца магазина, должен был продаваться только медицинским работникам, однако покупатели сказали, что они «будут стоять намертво и затребовали высшее начальство». После окончания рабочего дня удалить покупателей в количестве 24 человек из магазина не удалось. Приехавшая по вызову милиция также отказалась разгонять людей, сообщив, что это не нарушение порядка.
На место вызвали заместителя городского исполкома, который с 21:00 до двух часов ночи пытался уговорить покупателей покинуть магазин. Покупатели ушли только после того, как получили личное обещание от замглавы исполкома, что каждый из них сможет купить ту вещь, которую хотел.
О том, как кузбассовцы пережили весну 1991 года, мы расскажем в следующем материале.
Комментарии /46
Что-то не помню, что бы промтоварные магазины в 17 часов закрывались. Что не все из них в выходные работали-было, а вот про закрытие в 17 не помню.
Побежал за попкорном.
Квартиры в ипотеку покупаются - значит уверены в завтрашнем дне, уверены что смогут оплатить. Есть конечно , которые надеются на авантюры, но это единицы, частный случай.
В трейлерах, как америкосы, у нас вроде не стремятся жить.
А щас говорят, что без денег, дедушка, ни-ни...
Вот мое мнение и нечего тут рассуждать.
Интересно, а хоть в одном государстве его граждане/подданные довольны введенными на них налогами?
Что-то не помню, что бы промтоварные магазины в 17 часов закрывались. Что не все из них в выходные работали-было, а вот про закрытие в 17 не помню.
Вот мое мнение и нечего тут рассуждать.
Интересно, а хоть в одном государстве его граждане/подданные довольны введенными на них налогами?
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: