Воры оставили доверенность

Воры оставили доверенность

В стране и миреВ стране
Гаишники отстояли право требовать у водителей доверенность: отмена этого документа повлечет увеличение автоугонов. Правозащитники считают, что раз милиционеры доказали, что «рукописка» имеет смысл, скоро может пройти и депутатская инициатива о введении обязательной нотариальной доверенности.

В понедельник Верховный суд отказал жителю Санкт-Петербурга Антону Слободину, который потребовал отменить обязательные доверенности на автомобили. Слободин хотел, чтобы ВС признал незаконным пункт Правил дорожного движения, в котором говорится, что водитель обязан иметь при себе и по требованию гаишников показывать им «документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством... в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца», то есть доверенность. Петербуржец восстал против самой системы - сейчас в России действуют достаточно мягкие требования к оформлению доверенности. Ее достаточно написать от руки и не обязательно заверять у нотариуса. Правда, за езду без «рукописки», или если она просрочена, по статье 27.13 КоАП «транспортное средство задерживается до устранения причины задержания», то есть до приезда хозяина или водителя, у которого есть действующая доверенность.

Отстаивая свою точку зрения, Слободин заявил, что «договор на право управления транспортным средством может заключаться в устной форме, что соответствует отношениям, предусмотренными нормами Гражданского кодекса РФ».

По его словам спорный пункт ПДД противоречит сразу четырем статьям Гражданского кодекса, в которых прописано, что граждане могут передавать друг другу свою собственность (в том числе и автомобили), договорившись устно - без бумажек. Единственное ограничение, прописанное в ГК: сумма такой сделки не должна превышать 10 МРОТ (1000 рублей). Выступая на суде, Слободин заявил, что, по его мнению, для того чтобы подтвердить право водителя управлять автомобилем, достаточно регистрационного удостоверения или ПТС.

Милиционеры традиционно отстаивают свое право требовать с водителей как можно больше документов. В правовом департаменте МВД утверждают, что Слободин не прав, так как в законе «О милиции» сказано, что сотрудникам милиции для выполнения своей работы разрешается «останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими». Кроме того, по мнению специалистов министерства, обязанность водителей возить при себе доверенность прямо вытекает из КоАПа, так как там прописано наказание для автомобилистов, которые не могут доказать, что они управляют автомобилем законно.

В суде представители МВД доказывали, что письменная доверенность нужна, в первую очередь, чтобы обезопасить граждан от безответственных водителей за рулем автомобиля, которые никак не связаны ни с автомобилем, ни с его владельцем.

«Если транспортное средство стоит в гараже и хозяин его в устной форме попросил вас его сохранить, то это одна ситуация, - пояснил представитель МВД Гайк Марьян. - Как только вы выезжаете на дорогу, то становитесь участником дорожного движения, и правительство в данном случае должно обеспечить безопасность и права других граждан, в том числе право на жизнь, право на собственность и так далее».

По мнению гаишников, на практике отмена доверенностей значительно облегчит жизнь автомобильным ворам. «Прежде всего, это коснется разбойных нападений. Злоумышленники, отобрав у водителя регистрационное удостоверение и выкинув владельца из машины, фактически будут обладать полным набором документов, чтобы беспрепятственно проходить милицейские проверки», - заявил начальник отдела административной практики и дознания ГАИ России Владимир Кузин.

Однако правозащитники уверены, что доверенности уже давно устарели, а гаишники борются за их сохранение, отстаивая свои интересы. «Это анахронизм, и все разговоры об облегчении угонов не имеют никакого смысла в условиях, когда каждый на коленке может сам себе выписать рукописную доверенность», - заявил депутат Виктор Похмелкин. Он считает, что вместо того, чтобы судится с автомобилистами по таким формальным поводам, гаишникам надо заниматься созданием эффективной системы учета угонов. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что нельзя заставлять автовладельцев продавать свою собственность по каким-то особым правилам.

«Даже если автомобиль является источником повышенной опасности, это не значит, что его надо продавать по-другому, чем кухонный нож. От ножей у нас в стране погибает не меньше людей, чем от автомобилей», - пояснил правозащитник.

Кроме того, правозащитник не согласен с системой двойного контроля автомобилистов - ведь все водители, допущенные к управлению автомобилем, и так вписаны в полис ОСАГО. «Если есть полис, в который владелец машины вписал всех, кому он доверяет ее водить, любая доверенность становиться лишней. Еще одна бумажка для автомобилиста, которую можно случайно забыть, потерять и нарваться на вымогателя в погонах», - считает он. Правда, договор ОСАГО можно заключить и на условиях, когда им сможет пользоваться неограниченное количество водителей. Но такие полисы стоят гораздо дороже именных, и чаще всего их на свои машины покупают юридические лица.

По словам Травина, милиционеры отказываются отменять обязательную рукописную доверенность, потому что это не вписывается в общую политику ужесточения законодательства по отношению к автовладельцам. «Гаишники, ссылаясь на то, что угонщикам стало очень легко воровать автомобили, добиваются отмены рукописной доверенности в простой письменной форме», - заявил он. Слова Травина подтверждает и тот факт, что в Госдуму еще несколько лет назад был внесен законопроект, запрещающий рукописные доверенности. Согласно проекту, передать машину можно будет только по нотариально заверенной доверенности.

 

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1495 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире