Когда российское образование станет соответствовать всем требованиям Болонской декларации, россиянам, которые хотят найти работу за рубежом, не придется подтверждать дипломы и доказывать профессиональную пригодность. «Если мы ставим перед собой задачу интеграции в европейское образовательное сообщество, то есть если мы хотим стать равноправной частью глобального мира, мы должны перейти к двухуровневой модели бакалавр-магистр», - подчеркивает декан факультета международного бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ Ирина Колесникова.
Однако, кроме потребности ковать унифицированные кадры, принятие решения о делении российских студентов на бакалавров и магистров было продиктовано еще и требованиями отечественной экономики. Декан факультета подготовки магистров бизнес-школы "МИРБИС" Илья Демидов отмечает, что «динамично развивающиеся магистерские программы точно нацелены на запросы рынка труда, на самые актуальные его потребности, готовя востребованных профильных специалистов, и адаптируются едва ли не ежегодно, включая современные модули дисциплин и тренингов, профессиональные сертификации и стажировки в российских и международных компаниях».
Особенности бакалавров, магистров и специалистов
Первая попытка восстановить в России двухуровневую систему была принята еще в 1991 году. Именно тогда во многих вузах наряду с обычной программой по подготовке специалистов были введены две ступени, разделяющие образовательный процесс на этапы бакалавриата и магистратуры. Однако окончательно понятия «бакалавр», «магистр» и «специалист» получили определения только в 2007 году, когда был принят закон об уровнях высшего профессионального образования. Согласно документу первый уровень предусматривает бакалавриат со сроком обучения от трех до четырех лет (в зависимости от направления подготовки), а второй уровень - магистратуру со сроком обучения два года. Другой путь - подготовка специалиста со сроком обучения не менее пяти лет.
«Бакалавриат дает общее высшее образование по направлению, но без узкой специализации, - поясняет Ирина Колесникова. - Таким образом, человек со степенью бакалавра - это человек с полноценным высшим образованием. Речь в этом случае идет о приобретении профессии с большим потенциалом для дальнейшего развития, саморазвития и получения опыта. Цель же магистратуры состоит в том, чтобы подготовить не столько узких, сколько глубоких специалистов. То есть людей, не просто обладающих углубленными знаниями в какой-либо конкретной области, но и умеющих их применять на практике, использовать полученные навыки для решения разнообразных многоплановых профессиональных и жизненных задач. Выпускнику магистратуры (по сравнению с дипломированным специалистом) должна быть присуща большая гибкость, самостоятельность при принятии решений, а следовательно, и большая успешность в реализации профессии и устройстве собственной жизни».
Там, где бакалавров учат, включая в программу элементы специализации уже на третьем-четвертом году, магистратура становится еще более профильной, а вдобавок к профессиональным компетенциям выпускники развивают компетенции исследовательские, аналитические, инновационные и проектные. «Например, в междисциплинарных проектных группах магистранты отрабатывают комплексные задачи, поставленные консалтингом и компаниями», - поясняют в бизнес-школе "МИРБИС".
По мнению Александра Бессолицына, двухуровневая система бакалавриат-магистратура во многих случаях оказывается предпочтительнее старой модели, поскольку мобильнее и дает студентам больше возможностей для выбора. Поступая на специалиста, человек попадает в колею, из которой практически невозможно уйти - перевод на другую специальность или на иную программу подразумевает отчисление с последующим вторичным поступлением и досдачей некоторых дисциплин. А при двухуровневой системе у студентов появляется возможность отучиться три-четыре года в одном вузе, а уже после этого выбирать магистерскую программу или в том же самом, или в ином учебном заведении.
Российские и российско-европейские программы
В отличие от привычной для многих модели специального высшего образования, в которой важную роль играли лекции, семинары и устные экзамены, обучение в магистратуре подразумевает значительно меньшее число аудиторных часов, большой объем самостоятельной работы и кроме сдачи письменных экзаменов подготовку и написание рефератов-эссе по каждому пройденному курсу. Сильно отличаются и итоговые работы двух моделей второго образовательного уровня. Если при подготовке специалистов студенты работают над дипломным проектом, который нередко является неким типовым заданием, то магистерская диссертация уже далеко выходит за рамки диплома в привычном понимании этого слова. Она представляет собой более серьезную научно-исследовательскую работу с совершенно иными условиями подготовки (наличием научно-исследовательской практики, позволяющей собрать необходимый материал). В этом смысле ценность магистерской диссертации повышается, что делает ее по уровню чем-то средним между дипломной работой и кандидатской диссертацией.
Кроме возможности получать образование в бакалавриатах и магистратурах российских вузов, для студентов открыты возможности учиться по российско-западным учебным программам, по результатам выполнения которых студенты имеют возможность получить два диплома - российского и европейского вуза. «Один из важнейших принципов мобильности, заложенных в Болонский процесс, состоит в сопоставлении российских учебных планов с планами университетов-партнеров, - отмечает Илья Демидов. - Подобная схема обучения должна подтверждаться на очень высоком уровне, поскольку добиться признания российского образования за рубежом непросто. Таким образом, наличие, например, серьезной международной аккредитации (АМВА, AACSB, EPAS) по магистерской программе или у вуза в целом, а также программ, аккредитованных западными университетами или профессиональными сообществами, говорит о подтверждении международного качества и содержания программы».
Между тем обучение в чисто российских магистратурах сильно отличается от организации образовательного процесса в магистратурах российско-европейских. «В российской реальности существует три типа магистратур, - поясняет заместитель ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Российско-британского поствузовского университета), административный директор Центра изучения образовательной политики Наталья Яблонскене. - Первый тип позволяет студенту стать ученым-исследователем. Второй тип магистратуры дает серьезное профессиональное углубление и совершенствование в выбранной специализации. А третий рассчитан на тех людей, которые получали степень бакалавра в одном вузе и теперь решили освоить какую-либо смежную специальность в другом. Что же касается европейских (англосаксонских) образовательных моделей, то их особенность заключается именно в объединении трех описанных типов. Кроме того, в магистратурах, выдающих двойные дипломы, огромная часть образовательного процесса состоит из самостоятельной работы студентов, а каждый студенческий реферат или эссе оценивается несколькими независимыми преподавателями-экспертами по множеству критериев».
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: