В соответствии с названием главный герой на всех фотографиях один – президент России В.В.Путин. В разных климатических и погодных условиях он хихикает, гримасничает, хохочет, брезгливо морщится, принимает нелепые позы. Короче, президент сходит с ума.
Точнее, сходит с ума подглядывающая за ним фотокамера, вступившая в схватку с официальным визуальным каноном – строгим, сдержанным и главное – эмоционально нейтральным: президент с одинаковым выражением лица поздравляет с Новым годом, выступает на саммите, проводит встречи с главами государств. Допускаются лишь легкие эмоциональные оттенки: едва заметная улыбка, прищуривание либо суровое смыкание бровей. И вдруг на фоне этой официозной тоски взрыв эмоций – умиление, самодовольство, похоть, волчий оскал, звериный взгляд. Становится не по себе, и смешок невольно застревает в горле.
Авторы выставки – фотограф Дмитрий Азаров и журналист и писатель Андрей Колесников – не желтые папарацци, выжидающие своих жертв в засаде, а официальные журналисты, имеющие «допуск к телу». То есть те же самые люди, которые создают канон, в свободное от работы время этот канон разоблачают. Отсюда возникает чувство некоторой гадливости, как от подглядывания в женскую баню, организованного сторожем, и этический момент такого рода использования служебного положения остается сомнительным.
В любом случае всем, кому безразличны этические стороны вопроса, наверняка захотят посетить выставку.
Конечно, это посмешнее Галкина будет.
Работы, представленные на выставке, можно очень приблизительно отнести к жанру политической фотокарикатуры. Условно выставка разделена на 4 части-сезона: «Зима. Горнолыжный сезон», «Весна. Сезон Дождей», «Лето. Мертвый сезон», «Осень. Бархатный сезон». Но это чисто формальное деление. Вообще литературная составляющая явно хромает, и подписи, сделанные журналистом Андреем Колесниковым, специалистом по Путину из «Коммерсанта», читать необязательно. Центральным связующим элементом остается сам президент, которого на выставке очень много. К этому добавлена еще аудиозапись речей в его исполнении.
Правда, недавно на выставке соц-арта в Третьяковке была представлена работа Викентия Нилина – видеозапись новогоднего поздравления президента, сопровождавшаяся взрывами дурацкого хохота из комических телесериалов. Предельно лаконично и остроумно. К сожалению, обратное сочетание – серьезный аудио-ряд и дурацкие картинки, представленные на выставке – не так эффектно.
Но в данном случае у авторов есть на то уважительная причина – к актуальному или какому-либо искусству вообще выставка не имеет никакого отношения.
Простодушные инверсии высокого и низкого, официального и бытового, срывание масок и бахтинский карнавал – все это довольно скромно. В итоге выставка не столько исследует мифологию Путина – феномен действительно интересный, – сколько с очевидным удовольствием встраивается в нее. Давая на вернисаже интервью НТВ, Андрей Колесников горевал, что мы совсем не знаем этого человека. Больше после «Четырех сезонов» мы опять не узнали.
Интересно же в этой истории совсем другое – место проведения. «Винзавод», спозиционированный как главная московская арт-площадка, принимает все более странный вид. Крепнущая в последние годы дружба между представителями современного искусства и властью вообще выглядит несколько противоестественно. Однако, если в термине «актуальное искусство» сделать акцент на первое слово, то происходящее обретет свою, хоть и не слишком оптимистичную логику.




Комментарии /1
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: