Школьные страдания

Школьные страдания

В стране и миреВ мире
Не так давно по ТВ был показан фильм о том, как в нашей стране убивают учителей.
Речь шла об одном садистском убийстве, но показали и сожженную учениками школу, и кабинет директора московской школы, где в окне были несколько пулевых отверстий. Это "привет" от благодарных учеников. Иногда скупая информация об убийстве учениками учителей появляется и печатных СМИ, но почему-то это не те события, которые волнуют журналистов. Все эти прискорбные события не случайность, это обратная сторона того, как не только государство, но и общество относится к учителям.

Думаю, что не все наши читатели в курсе, что против школьных учителей России идет тихая война. Да, такая война идет. Дело в том, что учитель среди всех государственных людей оказался крайним, наименее защищенным. И бедным, замученным реформами россиянам еще не понятно, что всякий удар по учительству - это удар по ним самим, через их собственных детей и через молодое поколение в целом.

Рассмотрим две составляющие войны против учителей со стороны общества. Это два мифа. Миф о том, что учителя в школе занимаются поборами, и миф о том, что учителя в школах унижают учеников, оскорбляют их и даже бьют. И стоит только обозначиться какому-нибудь поводу, как это было в Санкт-Петербурге, когда якобы после разговора с классным руководителем ученик бросился под электричку, как тут же в СМИ практически безоглядно начинается травля учителей.

#comm#Что касается поборов, то все здесь просто, как дважды два четыре. Деньги с родителей на школьные нужды тянет государство, которое не желает тратиться на ремонт школы, на их охрану и прочее. #/comm#

Учителя же всего лишь под контролем всяких классных комитетов, состоящих из родителей учеников, собирают деньги. А затем сами БЕСПЛАТНО занимаются ремонтом, закупают шторы на окна, приносят цветы в горшках, моют классы, когда детки этим не желают заниматься и т.д. Почему этого не видят в обществе, разговор отдельный. И стереотипное представление о взяточниках-учителях укореняется в общественном сознании.

Взятки в школах берут директора, но не учителя. Если не считать, конечно, взятками подарки, которые дарят учителям. Четыре раза в год средняя Мария Ивановна получает цветы и подарки. Так не давайте эти подарки. Если кто-то думает, что сильно поможет существенно учителю своими подарками, тот очень ошибается.

А директора, берущие взятки, это уже не учителя, это нижний слой бюрократии, который считает, что "местечко" должно его кормить. И опять же - далеко не все директора берут взятки.

Что касается психологического насилия по отношению к ученикам (побои мы рассматривать не будем, это все-таки, кто бы что не писал - редкость), то такое насилие имеет место, но с обеих сторон. Каждый из читающих может вспомнить, как он "доводил" в одиночку или вместе с классом учителя. Без определенного психологического насилия со стороны учителей школы не будет, а будет бедлам. Ученик приходит в школу учиться, и для того, чтобы он мог это делать более или менее спокойно, необходимо его ограничение, необходимо, чтобы дети нормально себя вели. Ребенок, как бы он не был хорош сам по себе, никогда без некоторого насилия не будет учиться.

Ребенка, конечно, можно заинтересовать, учить его в форме игры, но это трудноосуществимо в наших городских школах, в силу "скученности" детей, да и по другим причинам.

На самом деле грубых учителей сейчас меньше, чем при советской власти. Объясняется это очень просто. Тогда многие учителя работали исключительно потому, что это была работа, которая кормила, и большая часть этих случайных людей из школы ушла. Объяснять, почему они ушли, я думаю не надо. Или все-таки объяснить? Ставка учителя сопоставима сейчас с пенсией.

Понятно, что из полутора миллионов учителей мы можем найти кого угодно - и хамов, и драчунов, и пьяниц, но мы говорим о тенденциях, а не о частных случаях.

Так вот, если говорить о тенденциях, то с первого взгляда совершенно не понятно, почему ненависть общества обрушивается на учителей, а не на врачей, к примеру. Врачи тянут деньги из клиентов, т.е. у нас с вами, прямо-таки варварскими способами. Хамство и безразличие людей в белых халатах по отношению к неплатежеспособным гражданам просто поражает. И это притом, что врачи, в отличие от учителей, имеют возможность зарабатывать вполне прилично. Как они это делают, боюсь, известно всем. Я уж не говорю про частную врачебную практику. В этой сфере здравоохранения крутятся очень большие деньги. И люди обираются совершенно нещадно.

Тем же детям нередко врачи бесплатно не делают нужные операции, и дети погибают.

Вот повод обрушится на врачей, но общество молчит. Почему? Можно, конечно, начать выяснять отношения с хирургом местной поликлиники, но потому к нему же и придешь, в случае чего. Но дело не только в этом. Обществу хватает ума, чтобы оценить тот факт, что среди врачей есть по-прежнему подвижники и много порядочных людей, что без медицинской помощи в эти годы мы все-таки не остались.

А вот понять роль учительства у общества почему-то не получается. Учителя обвиняются все скопом, никто не пытается даже из вежливости, говоря о плохих учителях, вспомнить, что есть и хорошие.

#comm#Для большинства людей школа - это место, где детям дают знания. На самом деле знания как раз и не первичны. #/comm#

Слова Бисмарка о том, что войну с Францией в 1870 году выиграл школьный учитель, вовсе не являются преувеличением. Без огромной работы немецких учителей объединение Германии едва ли бы состоялось.

Роль учителя во все времена и в любой стране очень велика. Именно в школьные годы закладываются в головы базовые представления о мире и обществе. Как бы человек не клял школу, какими бы примитивными не казались бы ему учителя, в любом случае он родом из Школы. В начальных классах мы учимся читать, писать, понимать, что означает слово Родина. Но в восприятии большинства людей все это происходит как бы само собой. Мы просто не отдаем себе отчета в том, какая огромная работа проводится с ребенком.

Не менее важен и последующий этап, когда учителя работают уже с подростками. Все подростки - бунтари, даже если это смирные с виду дети, они бунтуют в душе. В этот период детская психика перестраивается. Перебрасываются мостики из детства во взрослую жизнь. Именно тогда и возникают у детей острые проблемы. С шестого класса по десятый у них самый тяжелый возраст, и в этих классах учителям работать особенно сложно.

И родители даже не подозревают, до какой степени они обязаны школе. В этот период их влияние на детей падает, и тяжесть борьбы за детские души берут на себя учителя.

Это не высокие слова. Это статистика. Почему сейчас снова практически запрещено отчислять учеников из школы? Да потому, что и в милиции, и в органах опеки, да и всем, кто работает с детьми, прекрасно известно, что если ребенок ходит в школу, то у него есть шанс вырасти нормальным человеком, даже при пьющих родителях и прочих нерадостных обстоятельствах.

Еще больше причин для того, чтобы молиться на учителей у власти, как это не парадоксально звучит. Что произошло в девяностые годы? Учителя получали копейки, что сохранилось и по сей день. Любить власть у них, казалось бы, не имелось причин. Но учителя были "правильные" люди. Они все равно растили законопослушных детей, они не учили бунтовать, наоборот, слово государство оставалось для них святым.

Почему-то никто не задает простой вопрос - откуда взялось нынешнее поколение молодежи, вполне патриотичное и законопослушное, во всяком случае, не менее патриотичное и законопослушное, нежели их предшественники? И это притом, что значительная часть населения в 90-е годы подверглась довольно серьезным испытаниям и питала к власти чувство ненависти.

Так вот, эта молодежь такой выращена в школах, которые еще до недавнего времени оставались советскими по сути, и в них стремились сформировать гражданина и патриота. Другой вопрос, насколько власть заслужила такой подарок.

Советские учителя в силу тех представлений о мире, которые были в них заложены системой, не были приучены бунтовать, а приучены терпеть.

Сейчас это поколение учителей уходит. И этим измученным (в большинстве своем) труженицам под конец карьеры еще пришлось столкнуться с хамством общества.

Так называемый средний класс в России, т.е. люди, получающие от 1000 до 3000 долларов, оказался очень трусливым и неблагодарным. Эти люди боятся начальства, милиции, чиновников, бандитов, свои деньги они часто добывают трудом неправедным или даже полупреступным, они вынуждены давать взятки везде и всюду, но совершенно логично, что именно они проявляют особую нетерпимость по отношению к учителям. Именно они больше всех ропщут на "поборы" со стороны учителей.

Но эти люди почему-то уверены, что именно их детей должны учить бесплатно самые умные и талантливые учителя.

#comm#Для среднего класса лучшее "лечение", это, как ни странно, введение платного обучения. Когда учитель будет получать ту же 1000 долларов, тогда они и начнут уважать учителей, как "равных" себе.#/comm#

Да и власти следует задуматься, если она в состоянии это сделать. Работать в школу сейчас приходят, пусть в малом количестве, молодые люди. Возрастной состав учителей пусть медленно, но меняется. Лет через пять старое поколение учителей уже не будет играть ту роль, которую играет сейчас. А молодое поколение учителей не считает себя чем-то обязанным этой власти. Даже если к тому времени власть найдет деньги, чтобы заплатить учителям за лояльность, новое поколение учителей неизбежно породит новое поколение молодежи, для которого не будет авторитетов. Собственно, наши правители уже сегодня запрограммировали молодежные бунты в тех или иных формах.

И дело не в том, что молодые учителя будут призывать к революции. Дети невероятно восприимчивы к фальши. Если учитель не будет верить в святость власти и государства, а будет только говорить какие-то правильные слова на эту тему, то это будет действовать разрушительнее всякой антигосударственной пропаганды. Общаясь с учителями, которые искренне не будут уважать власть и государство, дети вырастут в ненависти к власти, и это даже притом, что материальный уровень достатка в обществе поднимется.

К тому же у власти - своя война против учителей. Наши удивительные чиновники взяли все худшее от советских времен, забыв лучшее. Они завалили учителей заданиями, отчетами, мучают школы бессмысленными проверками. При Ельцине к учителям хотя бы с этим не лезли.

Либеральные деятели вроде министра Фурсенко никак не успокоятся, пока не доразвалят школу. Фурсенко то ли сам где-то прочитал, то ли ему сказали, что в Европе учителей на каждые десять учеников гораздо меньше, чем у нас. Теперь этот деятель носится с идей укрупнить классы и сократить количество учителей. И похоже, что с 1 сентября этого года его идея начнет воплощаться в жизнь.

Вот бы против кого папашам и мамашам ополчиться. Ведь эта реформа Фурсенко превратит жизнь учителей и детей просто в ад. Если в классы вместо нынешних 20 детей напихать 40, то успеваемость детей упадет ровно вдвое. А может, быть и не вдвое, а в десять раз.

Труд учителя очень не легкий, а порой мучительный. Знаю это по себе. После института я отработал в школе три года. Ни до, ни после этого я никогда так не уставал. Я до сих пор помню смертельно усталые глаза своих коллег. Тот, кто хочет испытать, что такое полная эмоциональная опустошенность к концу каждого рабочего дня, пусть идет работать в школу учителем.

В классе достаточно иметь пару не в меру шустрых учеников, чтобы жизнь учителя была отравлена. Иногда учителей даже опыт не спасает. Одна моя знакомая учительница с двадцатилетним стажем недавно рассказывала, как перешла работать в другую школу, где у нее возник конфликт с 11-м классом. Детки довели ее до того, что она на уроке стала в прямом смысле слова биться головой о школьную доску.

Если бы мне это рассказала не она, а кто-то другой, я бы не поверил. Дама-то, казалось, по своему характеру была просто железной.

Учитель в современной школе не имеет возможность восстановить свои силы. Учителя из-за безденежья берут и по две ставки и даже по три. Они вымотаны до предела, но дома отдыха и санатории не для них в нашей стране, им негде и не на что нормально отдохнуть и восстановится.

А не восстановивший нервные ресурсы учитель начинает работать, как робот. В нем нет эмоциональной свежести, которая так необходима в работе с детьми. Подавляющее число учителей - стойкие невротики.

Но где-то численность классов не увеличится. И я думаю, читатели догадались, что этим волшебным местом станут частные школы. Либеральные реформы Фурсенко прямиком ведут к обществу, в котором дети будут делиться на "белых", и им, пожалуйста, - все условия для учебы, и на "черных", для которых уготованы отстойники, школы, какими они были в трущобах Гарлема лет 50 назад.

#comm#Если сейчас проклинаемые обществом учителя контролируют ситуацию в школах, и дети в большинстве случаев избавлены от насилия, вымогательств и от много другого, защищены, к примеру, от влияния уголовного мира, то в скором времени именно часть школ могут стать притонами.#/comm#

У власти, похоже, есть еще большие иллюзии, связанные с устойчивостью общества. Запас его прочности действительно оказался велик и в военном отношении, и экономическом, и в духовном. Так вот эти ресурсы заканчиваются, и нам придется довольно скоро жить с тем, что мы получим в наследство от 90-х годов. И к этому власть совершенно не готова. Проводить те эксперименты, которые задумал Фурсенко, в начале 90-х годов можно было, потому что велика еще была прочность советского общества и той же школы. Но проводить их сейчас - это бред.

Сегодня нужно сглаживать неравенство в обществе, а не обострять эти проблемы.

Скажем, как отнеслись учителя к повышению на тысячу рублей заработной платы классным руководителям? Еще пять лет назад такое повышение было бы воспринято с благодарностью, сейчас оно вызывает раздражение и непонимание. После вычетов на руки учителя получили по 850 рублей. На эти деньги при нынешней дороговизне можно два раза сходить в московский магазин и купить самое необходимое для семьи. Да и по России это уже не такие большие деньги, ибо по ценам страна изрядно подтянулась к столице.

Россия исчерпала лимиты на такие реформы, которые пытается проводить Фурсенко, но именно он почему-то незаменим, как незаменим Зурабов. Чудно это, по меньшей мере. Но общество, видимо, и дальше будет взирать в лучшем случае равнодушно, а в худшем с ненавистью на тех же учителей.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

всего: 922 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире