Парламентарии не поддерживают идею обязательного среднего образования

Парламентарии не поддерживают идею обязательного среднего образования

В стране и миреВ мире
Российские парламентарии в целом не поддерживают законопроект о введении в стране обязательного 11-летнего среднего образования
По их мнению, такая норма не только противоречит Конституции, но и лишает граждан права выбора. Кроме того, отмечают они, в нынешней ситуации было бы неразумным ограничивать экономическую активность молодежи, удерживая на школьной скамье людей, готовых самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и помогать семьям.

Вместе с тем, отдельные депутаты Госдумы высказались в поддержку законопроекта. По их мнению, стоящие перед Россией амбициозные задачи предъявляют повышенные требования к качеству образования. Депутаты подчеркнули, что рассматриваемый законопроект призван реализовать задачи, поставленные перед страной президентом Владимиром Путиным. Сторонники введения обязательного среднего образования апеллировали и к советскому прошлому, призывая ориентироваться на стандарты того времени.

Кроме того, прозвучал и компромиссный вариант: часть парламентариев предлагает приравнивать образование, полученное после 9-го класса в профессиональных учебных заведениях, к среднему.

Как уже сообщали REGIONS.RU, Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации направила в Госдуму свои возражения против введения обязательного среднего образования. Как считает председатель комиссии ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (в части установления обязательности общего образования) ущемляет конституционные права учащихся.

Кузьминов заявил, что само название закона "говорит об обязанности ученика получать полное среднее образование, что не предусмотрено Конституцией и является ущемлением прав и свобод гражданина. Тем более что гражданин несовершеннолетний, и привлечь его к ответственности за невыполнения закона нельзя".

По мнению председателя комиссии, законопроект прописывает ответственность родителей, при этом не устанавливает степень ответственности государства, местного самоуправления и самой школы.
"Для решения данной задачи нужны ресурсы, организационные решения",- считает Кузьминов.

В Общественной палате считают разумным, когда 10 и 11 класс можно закончить по любой форме обучения, получив тем самым такой же аттестат о среднем образовании. Помимо очного обучения в средней общеобразовательной школе, 11-летку можно закончить экстерном, обучаясь дома или в учреждениях профтехобразования, получив заодно и специальность.

Напомним, что 16 мая 2007 года Госдума в первом чтении приняла президентский законопроект, который вводит обязательное 11-летнее образование для россиян. Раньше таковым являлось основное общее, то есть девять классов школы. Согласно одобренному документу, обязательным становится среднее (полное) общее образование.

Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента с вопросом: "Должно ли среднее 11-летнее образование быть в России обязательным?".


После получения базового образования школьники должны иметь право выбора - либо продолжать учебу в школе, либо получать специальность и идти работать, считает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в СФ от правительства республики Хакасия Валентина Петренко.

"Я не поддерживаю новый закон о введении обязательного 11-летнего среднего образования, школьники должны отучиться 9 классов и получить основное среднее образование, а потом иметь право выбора - либо продолжать учебу в школе, либо получать специальность и идти работать", - заявила сенатор.

"Есть дети, которые не могут учиться в школе 11 лет в силу своих умственных способностей либо финансовых возможностей: это дети из детских домов, колоний, асоциальных либо малообеспеченных семей. Конечно, мы должны бороться за возможность получения такими детьми высшего образования, но нельзя лишать их права выбора и возможности получить конкретную специальность и идти зарабатывать деньги", убеждена глава комитета.

"Проблема еще состоит в том, что не должно быть "зазора" после окончания 9 классов, когда многие ни идут дальше учиться в школе, ни поступают в ПТУ и техникумы, а остаются "на улице", без дела. Для того, чтобы этого не было, нужна плавная система перехода от общего среднего к специальному или профессиональному образованию", - заявила В.Петренко. В целом, считает глава комитета, "нам нужно реформировать образование в содержательном, качественном плане, не формально - 9 классов, 11 классов, а по сути". "Нам нужны серьезные специалисты во всех областях, даже рабочая сетка современного производства требует высококвалифицированных кадров", - подытожила парламентарий.


Введение обязательного полного среднего образования потребует соответствующих изменений Конституции, считает председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Удмуртской республики Виктор Шудегов.

"В Конституции прописано, что всем гражданам гарантировано основное общее образование, то есть 9 классов школы. И если в федеральном законе будет введено полное среднее образование, то получится противоречие между Конституцией и законодательством, значит, потребуется внести соответствующие изменения в Конституцию", - заявил сенатор.

Парламентарий уверен, что обязательное полное среднее образование является "показателем европейского качественного уровня, к которому в идеале должны стремиться все страны". Однако он считает важным и мнение российских педагогов, согласно которому далеко не каждый школьник готов отучиться 11 классов. "В итоге мы получим профанацию: будем говорить о том, что даем такое образование, а на деле этого не будет", - подчеркнул парламентарий. "Получится, что по этому закону полное среднее образование станет обязаловкой для всех независимо от их способностей", - добавил В.Шудегов.

По мнению сенатора, предлагаемые изменения диктуют необходимость разобраться с судьбой профессионального образования. "Значит, ПТУ должны будут либо убирать из своей программы все предметы общего образования, либо закрываться, эта проблема тоже должна быть как-то улажена", - отметил парламентарий. "На мой взгляд, этот вопрос надо более тесно обсуждать со школьной педагогической ответственностью, они знакомы с этим не понаслышке и лучше всех понимают, какие здесь возникнут проблемы", - заключил глава комитета.


Председатель Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике, представитель в СФ от администрации Рязанской области Рафгат Алтынбаев решительно выступает против введения в России обязательного среднего образования.

"По старой системе образования было 8, а потом 9 классов обязательного образования, а после этого по выбору школьники могли либо продолжать учебу в школе и поступать в вуз, либо получать специальное профессиональное образование, и это было правильно", - заявил сенатор.

"Исходя из опыта системы образования, люди различаются по способностям. Кому надо, тот продолжает учиться дальше, а у некоторых просто не идет учеба", - полагает глава комитета. "Если у человека нет способностей и склонности к учебе, зачем заставлять, держать насильно в школе, создавать лишнее напряжение для школьников и учителей", - подчеркнул Р.Алтынбаев.


Требования, предъявляемые к продолжительности школьного обучения не должны мешать молодежи зарабатывать на жизнь, считает член Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, представитель в СФ от Законодательного органа госвласти Нижегородской области Леонид Белов.

"Желание ввести принцип обязательного полного среднего образования - хорошее, но главное, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями", - заявил сенатор. "В российских семьях разный достаток, у многих уровень доходов невысок, и нельзя лишать людей возможности получать профессиональное образование и идти работать. Одни могут себе позволить продолжать учебу в 10-11 классах и поступать в вуз, а другим нужно зарабатывать деньги, чтобы себя прокормить", - считает парламентарий.

Поэтому, подчеркнул Л.Белов, "в сегодняшних условиях это недостаточно демократично и лишает людей права выбора, мы немного забегаем вперед". "Сегодня существует такая лазейка: одни пошли после 9 класса в техникум, а другие пошли в "никуда". Важнее и правильнее, на мой взгляд, ввести не обязательные 11 классов школы, а обязательное получение среднего специального образования, чтобы каждый выпускник после 9 класса гарантированно получил профессию", - убежден сенатор.

"Молодое поколение должно быть образованным, но пока мы еще не достигли такого уровня материального достатка, чтобы вводить обязательные 11 классов для всех", - подытожил парламентарий.


Обязательное образование должно быть одиннадцатилетним, считает председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова.
"Среднее 11-летнее образование должно стать обязательным", - заявила депутат.

Сообщив, что "по официальным данным, в стране 14 тысяч безграмотных детей, а на самом деле их значительно больше", парламентарий указала на необходимость скорейшего решения этой проблемы. "В отношении образовательных стандартов надо сделать все, чтобы в России не было безграмотных детей", - подчеркнула она.

По мнению председателя комитета, "многим должно быть стыдно за то, что сегодня среди призывников оказывается много молодых людей, которые читают по слогам. Поэтому, если мы уж говорим о нанотехнологиях, то и обязательное образование должно быть 11-летним", - отметила депутат.
Екатерина Лахова с гордостью сообщила, что сама она оканчивала одиннадцатилетнюю школу.


Обязательное одиннадцатилетнее образование вводить надо беспрекословно, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова.

"Сейчас по всему миру идет тенденция к повышению образовательного уровня граждан, поэтому высшее образование стало необходимым. А из этого следует, что 11-летку вводить необходимо", - заявила депутат.

Парламентарий сообщила, что в Германии и Японии уже введена подобная практика. В связи с чем, подчеркнула Валентина Иванова, "ситуация с техническим прогрессом в этих странах обгоняет Россию".

Депутат напомнила, что "обязательная 11-летка была в Советском Союзе. Но после того как СССР был разрушен, у России не было возможности обеспечить обязательным 11-летним образованием всех детей из-за серьезных финансовых проблем в стране". "Поэтому мы сейчас возвращаемся к уровню, который был в советское время", - заметила парламентарий.

Зампред комитета рассказала, что "недавно в Конституционный суд Алтайского края ряд родителей и представителей различных общественных организаций направили запрос по ситуации с обязательным образованием. В результате суд постановил, что введение обязательного 11-летнего образования является обязательным, потому что у нас социальное государство".

"Удивительно, что находятся члены Общественной палаты, которые поднимают голос против обязательной одиннадцатилетки, потому что этот голос против перспектив развития страны и против президентской линии", - подытожила Валентина Иванова.


Законопроект об обязательном одиннадцатилетнем среднем образовании не должен сводиться к тому, чтобы детей заставляли продолжать учиться после 9-го класса, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

"Обязательное образование в РФ должно быть одиннадцатилетним, но законопроект "Об обязательном среднем образовании" не должен обязывать детей продолжать учиться после 9-го класса", - заявил депутат.

Данный документ должен способствовать тому, чтобы "государство и органы местного самоуправления создавали условия для получения каждым ребенком полноценного среднего образования", - подчеркнул парламентарий. Поэтому с позицией Общественной палаты по этому вопросу стоит согласиться, добавил он.

По мнению парламентария, "правительство слишком легкомысленно отнеслось к поручению президента, так как пытается заставить несколько десятков тысяч детей продолжить образование".

Возмущение у первого зампреда комитета вызвали, в частности, и поправки, касающиеся учебного книгоиздания. "Данные поправки предлагают лишить педагога права выбора учебника и учебного пособия. И при этом у власти есть право разрешить издавать учебники только определенным издательствам, которые как говорится "окажутся ближе к телу. Тем самым, Госдума совершает диверсию против образования", - подытожил Олег Смолин.


Любой школьник по окончанию девятилетки должен иметь возможность по собственному желанию уйти учиться в профессиональное техническое училище, которое ему обязано предоставить полное среднее образование, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев.

"Обязательное образование должно быть одиннадцатилетним - никаких нарушений конституционных прав здесь нет, но не факт, что его необходимо получать именно в школе", - заявил депутат.

Парламентарий пояснил, что по окончанию девяти классов можно пойти учиться и в профессиональное техническое училище, где помимо специализации есть возможность получить и полное среднее образование, причем бесплатно.

По мнению зампредкомитета, "среднее образование должно быть полным - законченным, поскольку сегодня мало образованных людей". Поэтому, подчеркнул Александр Чуев, "необходимо обязательно сохранить возможность получения учащимися среднего специального образования и профессионального технического образования, но при этом программа таких заведений должна соответствовать стандартам общего среднего образования".  
Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1403 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире