Единый государственный экзамен: сценарий провала

Единый государственный экзамен: сценарий провала

В стране и миреВ мире
Блестяще проведенный взлом базы данных ЕГЭ показал свободу доступа к ней всех желающих.
Растерянные объяснения Рособрнадзора о мальчике из Ленинградской области, якобы вскрывшем сейф в охраняемом служебном помещении, или купившем пакет с заданиями по русскому языку, столь же нелепы, как способность этого юноши за два часа выполнить все задания и вывесить в порыве альтруизма ответы в Интернете.

Несмотря на криминальный характер этого теста, экспертное сообщество благодарно неизвестным лицам за чистоту проведенного эксперимента. Он подтвердил шаткость одной из главных опор ЕГЭ - способности обеспечить объективность оценок и защиту от коррупции, охватившей традиционную систему поступления в вузы, где, по данным ЮНЕСКО, мы ушли совсем недалеко от африканских стран.

Недостижимая доступность получения специальности

Если тест ЕГЭ на объективность и коррупционность основан на знании узких мест технологии, то оценка его экономических последствий требует моделирования с привлечением экспертов, способных увидеть в новой системе вирус саморазрушения. Данная работа возложена на Рособрнадзор, имеющий право «организовать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности».

Однако Рособрнадзор, получив удовлетворение от штурма вузов крупных городов выпускниками из глубинки, счел ненужной разработку долгосрочного прогноза социально-демографических и экономических последствий, а в качестве основного результата ЕГЭ была принята мобильность абитуриентов, образно названная сенатором Сергеем Лисовским «образовательный фастфуд».

Разработчики закона ушли от ответа на вопрос, что будет с подвижниками из сельской глубинки в отсутствие общежитий и запредельной стоимости найма жилья. Каков будет отсев из вузов из-за несоответствия тестов ЕГЭ требованиям специальности? В чем преимущество ЕГЭ перед традиционным экзаменом?

Так, в МГТУ им. Баумана отсев после собеседования поступавших по ЕГЭ был сопоставим с традиционными экзаменами. И это чистый эксперимент, так как в «бауманку» обладатели «дутых» баллов ЕГЭ предпочитают не идти. И главное, что влечет за собой тенденция оттока абитуриентов в европейскую часть России, и какова судьба региональных вузов, если вектор мобильности наиболее способных выпускников направлен в крупные города?

Озабоченность этими процессами проявили заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД В. Н. Иванова и министр образования Чувашии Г. П. Чернова. Однако милые дамы посчитали законопроект о ЕГЭ «очень хорошим уже сегодня». В то же время к заслуге ЕГЭ председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А. Д. Викторов относит именно противодействие регионализации системы высшего образования.

Однако экономистов от образования не интересует, как в регионах будут обеспечены специалистами «точки роста» высоких технологий. К числу «точек роста» относится и лидер аэрокосмической отрасли ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», основной поставщик мирового рынка титана. Из Верхней Салды, где расположено это предприятие, молодежь успешно поступает в вузы и находит другую жизнь за 40 километров в Нижнем Тагиле или за 180 - в Екатеринбурге.

О тенденции невозврата в родные пенаты и устройства на работу не по полученной специальности говорит и ректор главного энерговуза страны - МЭИ, где за 15 лет ни один выпускник не уехал дальше Московской области. То же происходит и с выпускниками других престижных вузов, работающими не по специальности.

К сожалению, молодые специалисты, покинув альма-матер, не вливаются в реальное производство и науку. Ибо пресловутый «квартирный вопрос» и бесперспективность ипотечного кредитования молодых ученых и специалистов в крупных городах диктует им выбор в сфере бизнеса. Цепь злоключений молодых Ломоносовых из глубинки, получивших доступ в вуз с помощью ЕГЭ, убеждает в том, что без оценки долгосрочных результатов процесса нельзя говорить об истинности или ложности поставленной цели и разумных, не разоряющих экономику средствах ее достижения.

Джинн выпущен из бутылки

Ключевым звеном любого проекта служит социально-значимая цель, потребность, мобилизующая человеческие и материальные ресурсы во имя ее достижения. Однако ошибочное целеполагание заставляет ресурсы работать на саморазрушение системы.
Целью Единого госэкзамена согласно постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 является «обеспечение совмещения государственной (итоговой) аттестации ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования».

Она сориентировала вектор интеллектуальных усилий и ресурсов на формальное получение баллов для поступления в вуз. И это закономерно, так как данная цель освобождает от мобилизации усилий на получение знаний. Мощная потребность в высшем образовании и откровенно слабая с середины 1960-х годов школьная подготовка, не соответствующая требованиям вуза, создают разность потенциалов, достаточную для пробоя любых преград к заветной цели.

При этом коррупционные схемы выступают лишь частью механизма искажения оценок успеваемости, порожденного стойким нежеланием учиться и получать новые знания. Всех действующих лиц этого процесса объединяет одно - получение максимально высоких оценок, в объективности которых никто не заинтересован.

Наряду с коррупцией, ставшей мощным фактором социальной криминализации, откликом на ЕГЭ стало создание индустрии, паразитирующей в натаскивании на экзаменационные тесты, и противодействующей всем, кто пытается обеспечить независимую и объективную оценку учебных достижений школьников. При этом результаты ЕГЭ, предназначенные для вузов, штампуются в помещениях школ силами школьных учителей под руководством органов управления образованием с участием родителей учеников.

Другим стимулом для ЕГЭ стало нормативное финансирование. При этом вузы оказались заинтересованы в укрупнении и росте контингента студентов со шлейфом идущих за ними денег, когда приходится мириться с неизбежной потерей качества подготовки специалистов и отдаленностью перспективы стать Сорбонной, не создав механизм избавления от разгильдяев и недоучек.

Модель провала

Общеизвестно: гарантию качества дает не итоговый контроль, а продуманный процесс оценивания, что требует международный стандарт ISO - 9000. В отличие от ЕГЭ, объективность аттестации всегда подтверждалась непротиворечивостью результатов текущего оценивания достижений учащихся в процессе обучения. Хотя такая информация необходима самим учащимся и для управления образованием, идея системы непрерывного централизованного тестирования встречает стойкое отторжение Рособрнадзора, по статусу не имеющего прямого отношения к образовательным технологиям.

По этой причине игольное ушко точечной оценки по ЕГЭ не позволяет распознать гениев, таких как Циолковский, Кондратюк и Келдыш, Королев и Курчатов, способных к прорыву в область знаний, далекую от школьной и вузовской программ. Не позволяет распознать также талант будущих педагогов, врачей, инженеров и менеджеров,. Избавлены от этой участи только спортсмены, художники и музыканты, чья деятельность отнесена по закону к творческой.

Критический анализ того, что сейчас называется экспериментом ЕГЭ, проводился еще 15 лет назад в НИИ высшего образования. Приходится признать, что условия проведения эксперимента по ЕГЭ в отсутствие источника полной и объективной информации о процессе обучения, принятых законодательно стандартов образования, а также без проведения экспертизы учебников, имеют очевидное сходство с моделью провала другой системы с аббревиатурой ЕГ - «Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» (ЕГАИС). Тогда потери казны превысили десятки миллиардов рублей.

А был ли мальчик?

Из международной практики известно: в рамках одной страны необходима межведомственная либо централизованная координация деятельности надзорных органов. Об опасности их монополизма эксперты предупреждали еще на заре административной реформы.

Однако потребовались кризис обеспечения лекарствами, серия авиакатастроф и взрывов на шахтах, чтобы установить критические звенья управления. Ими были надзорные органы. Действительность превзошла все ожидания, когда Генеральной прокуратурой РФ было установлено, что эти органы не столько регулируют рынки с позиций государства, сколько участвуют в недобросовестной конкуренции и переделе этих рынков.

Система образования - стратегическая отрасль, определяющая научно-технологический прогресс, оказалась уличенной Генеральной прокуратурой РФ в грубейших нарушениях законодательства: выдача дипломов организациями, не имеющими аккредитации, подделка дипломов, предоставление гражданами дипломов об образовании, выданных несуществующими учебными заведениями...

Лейтмотив обвинений в недобросовестной конкуренции и переделе рынков указывает на слабое звено - внутрисистемное распределение интересов в рамках «частно-государственного партнерства», реализующего закон о ЕГЭ. Фигурантом здесь выступает коммерческая структура - ЗАО «КРОК инкорпорейтед» с ее новой системой оценки знаний учащихся («Автоматизированная информационная система «Экзамен» - АИС «Экзамен»), где бланки ответов ЕГЭ не имеют степеней защиты, а также АНО «Институт современных образовательных программ», располагающая базой данных ЕГЭ и предоставляющая каждому за плату информацию о результатах ЕГЭ.

В этих условиях сохранить конфиденциальность информации госструктуре, на дискредитацию которой направлен вектор усилий организаторов состоявшейся демонстрации, весьма проблематично. Представляется, однако, что главным объектом расследования здесь должен быть отнюдь не мифический мальчик.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 2502 / сегодня: 1

Комментарии /1

01:1728-07-2008
 
ЖЭК-16
Что и требовалось доказать!

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире