Великая городская эволюция

Великая городская эволюция

В стране и миреПолитика
Депутатами городского Совета и коллегией новокузнецкой администрации утверждена Комплексная программа социально-экономического развития Новокузнецка на период до 2021 года.
Программа разработана специалистами из городской администрации и Новокузнецкого филиала КемГУ. Состоит она из четырех разделов: стратегический план социально-экономического развития до 2021 года; долгосрочный план до 2017 года; среднесрочный план на пятилетку с 2008 по 2012 год; годовой план на 2007 год.
Стратегической целью развития города определено повышение качества жизни населения, которое достигается через рост экономики Новокузнецка, развитие его образовательного, научного и культурного потенциала, улучшение экологической ситуации, формирование благоприятного социального климата.
Разработчики ожидают, что конкретными результатами программы будут повышение конкурентоспособности базовых отраслей экономики города и создание условий для развития новых видов деятельности, улучшения инвестиционного климата и демографической ситуации, повышения наполняемости муниципального бюджета.
Проведенный в рамках подготовки программы опрос жителей Новокузнецка выявил, что они считают наиболее острыми городскими проблемами состояние окружающей среды, недоступность жилья, низкое качество услуг здравоохранения, высокий уровень преступности и наркомании, низкий уровень жилищно-коммунального обслуживания, слабо развитое дорожное хозяйство. При этом 88 процентов респондентов намерены обустраивать свою жизнь именно здесь и гордятся городом.
Анализ экономики города, учитывающий сильные и слабые ее стороны, показал, что сегодня Новокузнецк находится в переходном периоде. Именно переходный сценарий выбран разработчиками в качестве основы стратегического развития города. Предполагается, что через пять лет мы ступим на инновационный путь, который к 2017 году станет доминирующим для экономики Новокузнецка, а далее - единственным.
Точки роста - так разработчики именуют наиболее перспективные секторы городской экономики. Воздействием, прежде всего, на эти секторы и предполагается достичь поставленных целей. Программа определяет пять точек роста.
1. Объединение в условную межотраслевую структуру действующих металлургических, металлообрабатывающих предприятий (новых в том числе), строймонтажных организаций в сфере промстроительства, а также заводов, утилизирующих и превращающих в товар технические отходы.
2. Условное объединение угольных предприятий примерно по тому же образцу.
3. Объединение жилищного строительства и производства стройматериалов.
4. Развитие предприятий по переработке техногенных отходов, которые накоплены Новокузнецком за десятилетия индустриального развития.
5. Развитие предприятий сферы услуг.
В долгосрочной перспективе реализация программы принесет по расчетам разработчиков, следующие результаты:
- объем производства крупных и средних предприятий возрастет к 2017 году в 1,6 раза;
- количество предприятий в сфере предпринимательства увеличится в 1,8 раза, число работающих в этом секторе возрастет в 2,2 раза и составит 80 тысяч человек;
- объем розничного товарооборота, общественного питания и услуг населению возрастет вдвое;
- суммарный объем инвестиций в экономику города составит 307,5 млрд. руб. (в 2006 году - 21,6 млрд. руб.);
- реальная среднемесячная зарплата увеличится в 2 раза (сегодня - 12316 руб.);
- среднедушевые доходы населения также возрастут вдвое и составят 24,9 тыс. руб.;
- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 3 процентов;
- средняя продолжительность жизни горожан возрастет до 69 лет (против 62,6 сегодня);
- численность населения города, которая сегодня имеет тенденцию к снижению, начнет возрастать, главным образом, за счет собственного прироста, и к 2017 году составит 570 тыс. чел. (сегодня 561,5 тысяч).
За счет инвестиций из разных источников планируется построить 6 детских садов, 7 школ, реконструировать и расширить самые крупные больницы города (благодаря чему довести количество мест в стационарах до среднероссийского уровня), оснастить эти учреждения современным оборудованием, ввести в срой новые поликлиники в Новоильинском и Куйбышевском районах.
Серьезные инвестиции будут, согласно положениям документа, направлены на развитие городской инфраструктуры, дорог, на реализацию природоохранных мероприятий и переселение жителей из санитарно-защитных зон в 2007 - 2009 годах. Инвестиции на 86 процентов составят привлеченные средства, остальные - из городского (9,1%), областного (3,2%) и федерального (1,7%) бюджетов. В течение десяти лет за счет вложенных 307,5 миллиардов рублей инвестиций, консолидированный бюджет Новокузнецка получит 646 миллиардов рублей налоговых поступлений.
В рамках долгосрочного и среднесрочного планов предусмотрена разработка более тридцати целевых программ в сфере технического перевооружения предприятий базовых отраслей промышленности города и диверсификации его экономики. Остальные программы направлены на решение проблем экологии, культуры, образования и социальных вопросов.
***
Когда-то было социалистическое планирование и к нему прицепом девиз: "План - закон!". Но законы в стране исполнялись неважно, планы соответственно - тоже. Потом накатил рынок. Впереди этого цунами бежали либеральные экономисты и кричали: "Не мешать! Он саморегулируется!" Волна ушла, те, кто выплыли, сильно одичали. Жили в лесу - молились колесу. Колесо поскрипело-поскрипело, да и закрутилось, вовлекая в этот процесс неведомо как сохранившиеся шестеренки, шатуны и поршни. Появилась новая чисто конкретная экономика, работающая по законам вульгарного материализма. Этакая объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания, но данная нам в ощущениях. Далеко не всегда приятных, а все-таки она вертится! И вдруг объявляют: Комплексная программа социально-экономического развития Новокузнецка, включая план на год, пять, десять и пятнадцать лет! Это от желания снова покомандовать круговоротом вещества в природе? Или все же попытка развернуть колесо в дружелюбном для горожан направлении? Поживем - увидим.
Было бы крайне самонадеянным взяться оппонировать специалистам. Тем более после того, как программа утверждена городскими и областными властями. Но право на пару-тройку наивных вопросов у новокузнечан, думаю, имеется. Лично я хотел бы задать такой: "Объединение жилищного строительства и производства стройматериалов - это что, предложение создать еще одну "естественную монополию" в масштабах города? В сфере, где и так царят негласные картельные соглашения. Не лучше ли поощрять создание новых предприятий, которые будут действовать в условиях реальной конкуренции? Что, конечно, не отменяет контроля власти, ее соответствующих органов , чтобы предотвращать мошенничества, мнимые, да и реальные банкротства в этой сфере.
Если у разработчиков, депутатов и просто новокузнечан есть что сказать о принятой программе, - пожалуйста, газетная площадь будет предоставлена.
Кстати, ровно за 400 лет до 2017 года, который обозначен в программе как знаковый рубеж, тобольский воевода князь Иван Куракин отписал в Туру тамошнему воеводе Даниле Вельяминову, что царем-де "велено поставить острог в Кузнецке или где пригоже..." Надо полагать, это был первый опыт планирования, касающийся наших мест. Уже весной 1618 года царский указ был исполнен - острог поставили в устье Кондомы.
Любопытно, что уже через год власть (с ней такое часто случается), озаботясь развитием хлебопашества в Кузнецке, повелела перенести острог на правый берег Томи. Сей приказ в скором времени также был исполнен, но прежде служилые люди, присланные для освоения Кузнецкой земли, накостыляли только что прибывшему градоначальнику. А читанный им указ о перемене местонахождения острога в сердцах изорвали. Не дошла таки до нас первая комплексная программа социально-экономического развития города...

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 901 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире