Диплом в рассрочку

Диплом в рассрочку

В стране и миреВ мире
Платное образование в России становится обычным явлением, уже сегодня за свой счёт учится больше половины студентов.
Но пока абитуриентам, которые не прошли по конкурсу на бюджетные места, ничего и не остается, как трясти кошелёк родителей. По замыслу законодателей, помочь ребятам получить диплом вуза должны образовательные кредиты. О том, что сулит абитуриентам такое кредитование, разговор с заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Валентиной Ивановой. - Валентина Николаевна, в первоначальной концепции законопроекта предполагалось, что выдаваемый кредит будет иметь ограничение - 25 тысяч долларов. Но обучение в таких вузах, как МГУ, МГИМО, стоит больше.
- Ограничение предлагается ввести на уровне 5 тысяч долларов в год на студента - это 2,5 тысячи за семестр. Точка отсчета, на мой взгляд, поставлена верно: вузы не должны завышать стоимость обучения. Сегодня государство платит вузу за каждого студента в среднем 40 тысяч рублей в год. Поэтому кредитная сумма в 2,5 тысячи долларов за семестр - вполне реальная сумма. В МГУ обучение стоит действительно дороже, а вот для учебы в Тимирязевской академии может хватить кредита и в тысячу долларов за год обучения. Появляется возможность перераспределения средств. Поэтому нам так важен эксперимент: нужно отработать все нюансы в сфере расчетов.
- Сегодня речь идет о том, что у нас будет двухуровневая система высшего образования: сперва - диплом бакалавра, потом - магистратура. Кредиты будут выдаваться под каждый уровень отдельно или сразу на весь срок обучения в вузе?
- Конечно, образовательные кредиты можно будет получать и на бакалавриат, и на магистратуру - это предусмотрено законодательными нормами. Хотя банкам и предприятиям выгодно, чтобы кредитование шло только на магистерскую программу: она короче - всего два года, и на нее идет человек, у которого уже есть определенный багаж и взглядов, и позиций, и знаний. Кстати, фирма, которая студента направляет в магистратуру, может сама погасить за него образовательный кредит. Хоть гарантом выступает государство, но возвращать кредит предстоит либо фирме, куда пойдет работать выпускник после вуза, либо самому выпускнику.
- Предполагается, что кредит должен быть погашен в течение нескольких лет?
- Пять лет студент может спокойно учиться. Потом год работать. И только с шестого года ему дается еще пять лет на то, чтобы погасить кредит.
- Но чтобы вернуть эти деньги, как подсчитали экономисты, выпускник должен будет зарабатывать не менее 700 долларов в месяц. Реально ли, особенно в регионах, молодому специалисту без опыта работы получить такие деньги?
- Я согласна, что вопросы возврата кредита и обеспечения соответствующей зарплаты молодому специалисту - это пока камень преткновения в системе образовательных кредитов. Этот кредит призван облегчить жизнь семьи. Конечно, 700 долларов - это лишь расчет необходимой в среднем заработной платы, с которой оптимально гасить этот кредит. Ведь для обучения в региональных вузах потребуется, например, значительно меньшая сумма. Но тут есть над чем еще думать: ведь погашение кредита может действительно лечь непосильным грузом на молодого специалиста, который делает лишь первые шаги в карьере, а ему еще предстоит решать вопрос жилья, а то и содержания ребенка.
- А так ли нам нужна двухуровневая система образования?
- Полностью на двухуровневую систему высшего образования мы перейдем не раньше 2010 года, хотя уже лет пять у нас выпускают и бакалавров, и магистров. Речь должна идти о конкурентоспособности российского образования. Это вопрос выхода на европейский рынок образовательных услуг, удержание позиций российских вузов. Мы хотим привлечения средств в нашу систему высшего образования. По сравнению с советским периодом, количество иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации, сократилось в десять раз. Мы теряем позиции. Даже студенты из Казахстана предпочитают уезжать на учебу в Турцию. Увы, наши дипломы в Европе практически не признаются. Наивно полагать, что как только начнем выпускать бакалавров и магистров, так наши дипломы признают - очень многое зависит от уровня учебного заведения. Но надо понять, что переход на двухуровневую систему образования дает единообразие программ учебных планов по определенной специальности во всех европейских университетах. Можно отучиться один семестр в одном университете, другой семестр - в другом и получить диплом сразу двух вузов или единый диплом, где указано, что обучался в них по родственной специальности. Кстати, Комитет Государственной Думы по образованию и науке сейчас реализует этот проект между университетами России и Белоруссии.
- Для тех, кто собирается обучаться в вузе, предполагается два вида кредита: базовый, который непосредственно идет на оплату образования, и сопутствующий - призванный покрыть студенту социальные расходы, но его размер не должен превышать годового прожиточного минимума. Но достойные ли будут тогда условия существования у студентов?
- Нам нужна точка отсчета. Вот социальная стипендия сегодня 600 рублей, даже вместе с академической стипендией студент в итоге может получить не больше полутора тысяч рублей. А тут все-таки предлагается идти от прожиточного минимума: это более двух тысяч рублей на руки. Есть разница? К тому же прожиточный минимум все-таки растет. Наш комитет сегодня ищет пути увеличения стипендии. А повысив ее, мы дадим и новую основу для отсчета сопутствующего кредита. Повышение стипендии пройдет уже в сентябре.
- Но министру финансов, например, не очень нравится предлагаемый механизм кредитования в сфере образования. Есть мнение, что вбрасывание денег на рынок образовательных услуг приведет к инфляции.
- Тут самое главное - возможность возврата кредита предприятиями, фирмами, куда пойдет работать наш будущий специалист. Это очень важно. Это не приведет к появлению дополнительных свободных денег на рынке и не увеличит покупательский спрос, так что никакой инфляции от этого не предвидится. Но это усилит гарантию возврата кредита, да и студенту легче осознавать, что возврат кредита ляжет не на его плечи. И карьеру свою студент, за которого заплатит организация, будет уже связывать с этой фирмой. Я являюсь автором законопроекта по поддержке работодателей, которые оплачивают образовательный кредит студентам. Это очень важный момент. Потому что тогда мы вправе будем сказать Минфину: вы в этой схеме не участвуете - и не сдерживайте развитие образования.
- Но если количество бюджетных мест в вузах будет сохранено, то студенты предпочтут не идти в кредитно-образовательную кабалу. Это может повлечь сокращение бесплатных мест в вузах.
- В Федеральном законе «Об образовании» есть норматив, который, кстати, был принят еще в советские времена - он регулирует число бюджетных мест в высшей школе: 170 на 10 тысяч населения. А сегодня у нас 206 бюджетных мест на 10 тысяч населения. Мы по количеству мест в вузах даже превзошли советский период. Видимое сокращение мест во многих вузах сегодня связано с тем, что из-за переизбытка определенных специалистов закрывают непрофильные специальности в вузах: ведь юристов и экономистов ради повышения конкурса готовят сейчас все кому не лень.
- А уже просчитывали уровень возможного невозвращения кредита?
- У нас есть данные по западным странам. В некоторые годы невозврат кредита у них составлял от 30 до 60 процентов. Колоссальные суммы. Но сейчас при налаживании контроля невозврат составляет всего 15 процентов. Это и есть тот процент, на который мы рассчитываем.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

всего: 1015 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире