Связаны ли между собой образование и успехи в карьере?

Связаны ли между собой образование и успехи в карьере?

В стране и миреВ мире
Июль - пора вступительных экзаменов. Еще недавно школьники, а ныне абитуриенты штурмуют приемные комиссии различных университетов в надежде поступить в вуз и получить высшее образование.
При этом их мучает вопрос, как не ошибиться в выборе высшей школы, какое образование получить, чтобы впоследствии сделать успешную карьеру? Своим мнением о том, как между собой связаны образование и будущие карьерные успехи с РИА Новости поделились эксперты.

[-expert:68857207:Жуков Василий -]

Безусловно. Я полагаю, что в жизни есть четыре главные должности: это врач, который принимает роды и поддерживает здоровье, это учитель, который дает знания, это библиотекарь, который открывает ценность книги, так же как и священник - это четвертая должность, который помогает осознать ценность иконы. И есть два самых высоких звания - это отец и мать. Вот все это вместе взятое открывает дорогу к достойной жизни. А место образования определить легко: все сражения в жизни - и военные и иные - выигрывает и проигрывает учитель. Если он дал знания и сформировал гражданина, значит, успех обеспечен.

[-expert:42025745:Легойда Владимир -]

С одной стороны, образование и успехи в карьере, безусловно, связаны, потому что в современном мире, в котором достаточно узкоспециализированные отрасли и направления производства, бизнеса и того же образования, успех в карьере предполагает получение некоего базового серьезного образования. Но не нужно забывать, что современный мир под образованием чаще всего понимает не набор знаний в какой-то сфере жизни или в какой-то области, а набор компетенций. Мы даже в высшей и средней российской школе сегодня говорим о компетентностном подходе. Очень важно различать навык и компетенцию, потому что навык есть что-то более узкое, компетенция - это есть знание, преломленное в практическую плоскость - в этом я усматриваю как плюсы современного образования, так и минусы. И эти минусы связаны с карьерой. Время, которое вы проводите на получение компетенции, - не резиновое, и мы, перейдя на систему "бакалавр плюс магистр", уже сократили обучение в высшем учебном заведении до четырех лет. Если мы пойдем по пути Европы, где действует система "три плюс два": три года - бакалавр и еще два года - магистр, то это будет означать, что общегуманитарная база, общекультурный фон будут, конечно, сужаться. У меня лично это вызывает тревогу по двум причинам: во-первых, потому что я вижу уровень культуры людей, которые сегодня поступают в вузы, и могу вам сказать, что даже за последние пять лет он радикально изменился в худшую сторону. У нас поменялось то, что называется фоновыми знаниями, то, что раньше школьник знал не потому, что он это учил в школе, а потому что это было его общекультурным фоном - фоновыми знаниями, которые человек специально не приобретает, они как бы в воздухе. Если раньше знание того, кто такой Пушкин и академик Лихачев, относилось все-таки к фоновым знаниям, сегодня абитуриенты, поступающие в вуз на гуманитарные специальности, чаще всего затрудняются с ответом - кто такие академик Дмитрий Сергеевич Лихачев или академик Сахаров. Это суровая реальность сегодняшнего дня. А в высшей школе мы не предполагаем, что мы буде м их этому учить, мы предполагаем, что они это знают. Почему это связано с успехом и карьерой? Потому что человек, который делает успешную карьеру, - это человек, который не просто обладает какими-то навыками или компетенцией, а человек, который умеет общаться с людьми, может видеть ситуацию контексте. Потому что образование, специальное образование - это инструмент. Это как в физике - закон Ома при значительном повышении температуры тоже не работает. Почему в жизни очень важна общегуманитарная база? Потому что она учит тебя контексту. То есть существует инструмент, но инструмент в жизни всегда будет работать в контексте. В каком-то контексте - лучше, в каком-то - хуже, в каком-то вообще не будет работать. И чтобы знать в каком контексте твоя компетенция может не сработать, человек помимо этой компетенции должен обладать еще широкой гуманитарной базой, уметь вести диалог, общаться. Успех не всегда зависит от образования или только от образования, потому что он складывается из набора вещей, из того, что называется "start up". Оканчивающий вуз сын чиновника из министерства в этой сфере будет иметь одни исходные данные, а если юноша, родители которого врачи, пойдет в политику, он будет иметь другие исходные данные. Поэтому, конечно, не всегда это зависит от образования. Ну, и, безусловно, важно какое это образование, хотя на сегодняшний день работает не столько престижность диплома на рынке, сколько то, какой есть у человека опыт, кем он себя зарекомендовал в первые месяцы или год работы.

[-expert:54796571:Вассерман Анатолий Александрович-]

Вопрос сложный, поскольку существует множество примеров, как подтверждающих такую связь, так и опровергающих. Скажем, известно, что Билл Гейтс ушел в бизнес, не закончив университета, и диплом ему выдали только недавно, собственно в ритуальных целях. Но, все-таки, если посмотреть общую статистику, то, пожалуй, хорошее образование помогает карьере. Только дело здесь в том, что "хорошее образование" - понятие расплывчатое. У нас традиционно сложилось, что под образованием понимают некую сумму знаний, которую вложили в человека, но хорошее образование - это не набор фактов, который человеку известен, это умение анализировать эти факты, сопоставлять и делать из них выводы, искать закономерности. Сами же факты, как бы интересны они ни были сами по себе, - это всего лишь опоры, на которых размышления строят мост от известного к неизвестному. И именно строительство таких мостов может помогать в любой карьере. Это мне известно, в частности, по опыту интеллектуальных игр, где ценятся именно те вопросы, ответ на которые можно найти не знанием каких-то экзотических сведений, а размышлениями, построенными на общеизвестных и общедоступных фактах. Моя деятельность с момента окончания института никоим образом не связана с теми фактами, которые я узнал в ходе образования. Но она, несомненно, связана с теми навыками исследования и анализа, которые я в институте получил. Меня готовили на ученого-исследователя, и хотя я работаю в совершенно иных предметных областях, нежели те, которые мне преподавали в институте, сами методы и исследования и анализа, освоенные там, я в той или иной форме применяю в своей работе постоянно.
Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1936 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире