По барабану!
Лотерейщики не выполняют свои социальные обязательства. А с них никто и не спрашивает

Из анализа недавно опубликованного на сайте Федеральной налоговой службы единого реестра лотерей можно сделать нехорошие выводы. Многие российские общественные и благотворительные организации, оказывается, теряют в азартных играх десятки миллионов рублей. Колоссальные средства, которые могли бы пойти на строительство детских площадок, поддержку офицеров, пенсии или сохранение популяции гималайских медведей, утекают на сторону. Любопытно то, что благотворительные организации даже не догадываются о своих потерях.

Как это получилось? Согласно закону лотерея никак не может служить средством бессовестного обогащения ее организаторов. Чтобы пробудить у организаторов совесть, законодатель прямо обязал их давать деньги на хорошие дела. В законе написано: «Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи. Целевые отчисления используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий и должны составлять не менее 10% от выручки организатора».

Десять процентов - это очень существенно. Количество билетов в одном тираже даже для моментальной лотереи считают на миллионы. И даже если предположить, что билетик стоит 10 рублей, все равно выходят неплохие деньги. Российский союз «Чернобыль», например, получает от сотрудничества с лотереей около полутора миллионов рублей в год. Учитывая те реалии, в которых живут наши общественные организации, можно сказать, что «Чернобыль» почти жирует. Далеко ведь не всем так везет в азартных играх. Взять, допустим, Всероссийское общество спасения на водах. Не скажешь же, что его работа так уж незаметна. «Восвод» не только проводит соревнования, но также спасает людей. Да, пускай в большинстве своем это воскресная пьянь, которая с настырной регулярностью лезет в воду. Но все-таки «Восвод» делает большое дело. Эта добрая работа «Восвода» лотерейщиков тоже в какой-то момент заинтересовала.

Всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Русская жемчужина» предложила «Восводу» поучаствовать в игре. Притом поучаствовать с самой удобной стороны - принять те самые 10% в качестве отчисления на свой социально важный проект (по спасению воскресных нырков). «Восвод» согласился. Ему тоже были очень нужны деньги: на носу юбилей, а люди уже даже думать забыли, что такая организация есть.

- Несколько раз они с нами сыграли, а потом деятельность у них поутихла, - говорит Петр Васильевич Нелезин, президент «Восвода». - Перечислили кое-что, конечно. Не сказать, чтобы много, но в нашем положении... Наверное, теперь уж и нет этой лотереи.

Однако Нелезин рано хоронит «Русскую жемчужину». Лотерея по-прежнему существует, продается. И по-прежнему, если верить ее организатору, ООО «Лотоматик», перечисляет деньги на добрые дела.

На лотерейных билетах опубликован телефон «Лотоматика». Звоню:

- Вот вы, согласно закону, должны переводить часть выручки на социально важные мероприятия, - спрашиваю я у человека, который берет трубку. -
Вы кому перечисляете?

- А вам это зачем? - теряются на том конце. Впрочем, тут же находятся: - А тем, с кем заключен договор, туда и отчисляем. Общественная организация есть такая... «Восвод». Вот им и платим.

- А руководитель «Восвода» только что мне сообщил, что деньги от лотереи им переводили всего два или три раза, и с тех пор они о вас не слышали.

-
Что значит - не слышали? Я постоянно контактирую с ними! Вот сейчас опять на переговоры еду.

Надо сказать, не только у «Восвода» проблемы с памятью в той части, что касается лотерей. Владимир Аникеев, председатель правления Российской экологической независимой экспертизы, заявленной в качестве выгодоприобретателя от нескольких различных лотерей, тоже не припоминает, чтобы его организации перед лицом налоговой кто-то обещал давать деньги. И с ульяновским благотворительным фондом имени Олега Модникова - та же история. У лотерейщиков этот фонд очень популярен - он заявлен в качестве получателя социальных отчислений от лотерей «Удача», «Колесо», «Пирамида» и др. Фонд Модникова помогает онкологическим больным, готовит специалистов в своей области. Деньги фонду были бы очень кстати. Но...

- Наш фонд существует уже три с половиной года, и за все это время к нам ни разу никто не обращался с подобными предложениями, - говорит исполнительный директор фонда Раиса Полудневич. -
Все свои копеечки я наперечет знаю. А нельзя как-нибудь сделать так, чтобы они нам все же перечислили?

Общественников, которые знать не знают о том, что в их пользу будто бы переводят значительные суммы от проведения лотерей, множество. Строгого механизма, позволяющего государству уличать недобросовестных лотерейщиков в том, что они жульничают с социальными выплатами, нашим законом не предусмотрено. Как организаторы розыгрышей отчитываются перед налоговой? Существует несколько документов, регулирующих этот процесс. Основной документ - это приказ Министерства финансов за номером 66 «Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотерее». В приказе перечисляется, какие именно документы лотерейщики должны ежеквартально предоставлять Минфину в качестве отчета о проделанной работе. В этом списке образцы билетов с описанием защиты, бухгалтерская отчетность и даже заключение аудиторской проверки о том, что вся отчетность верная. Однако приказ не требует от организаторов дополнительных документов, которые свидетельствовали бы о том, что 10% действительно были перечислены на социальные нужды.

И даже если платежка прилагается к налоговому отчету, это еще не свидетельство того, что лотерея действительно все сделала по-честному. Во-первых, с благотворителем можно по-пробовать договориться. Есть возможность сойтись с ним на меньшей сумме (для него это все же лучше, чем ничего). О таких попытках со стороны организаторов популярной лотереи «Шар удачи» рассказала директор благотворительного фонда «Северная корона» Наталья Юнченко. Фонд помогает детям, которым тяжело. Тем, в частности, которые остались без родителей. Какое-то время «Северная корона» действительно принимала законную помощь от организаторов лотерей, но потом с ними распрощалась.

- Расстались мы с ними не очень хорошо, - говорит Наталья Юнченко. - Они фактически принуждали нас закрыть им документы. Какую-то сумму они действительно перевели, но речь шла о других, больших, деньгах.

У лотерейщиков есть и другие способы сохранить те самые 10%, отписанные государством на благотворительность. Можно, допустим, изобрести свой собственный благотворительный фонд - ФНС все равно никак не проверяет, действительно ли существует тот самый благотворитель, которому лотерея собралась оказывать поддержку. Или благотворитель - фикция.

Конечно, проверить это сложно. Порой даже тяжело найти контакты общественных организаций, которые принимают помощь от лотерейщиков. Никак не удается дозвониться до Фонда содействия милиции, например, или до общественной организации «Содействие эколого-образовательным программам». В интернете нет ссылок на их сайты, их свершения никем не воспеваются, их директора нигде не хвастаются своими успехами. Но деньги от проведения лотерей, если опираться на реестр ФНС, эти организации получают и, надо думать, плодотворно на эти средства работают.

Не удалось также найти Благотворительный фонд повышения рождаемости (чрезвычайно актуальный с учетом реальной политической ситуации в России), а также фонд «Защита жертв терроризма». У жертв терроризма, конечно, есть собственный сайт. На сайте заявлены цели работы фонда. Хорошие цели. Есть также телефоны, но достучаться по ним до фонда невозможно, поскольку трубку постоянно поднимает секретарь какой-то полиграфической фирмы. Про терроризм она не знает.

- Организатор лотереи просто указывает объект благотворительности, - сообщил нам Валентин Челинцев, эксперт отдела лицензирования Федеральной налоговой службы. - Действует уведомительный порядок. Они просто пишут: «Благотворительный фонд такой-то, на такие-то цели». Никакие уставные документы благотворительного фонда не требуются. Такой у нас закон.

На вопрос, не открывает ли такой порядок просторы для мошенников, эксперт ФНС ответил просто: «Это не к нам. Это поле деятельности правоохранительных органов».

Надо сказать, что это самое поле правоохранителями совершенно позаброшено. На нем многие лотерейщики с комфортом развернулись. Некоторые пусть и не переводят никаких денег на благотворительность, но хотя бы указывают реальные (или мнимые) организации, которым собрались помогать. А другие находят более элегантный выход из ситуации. Они указывают цели, не упоминая конкретного получателя: «На помощь инвалидам - участникам ВОВ», «На сохранение экологического баланса», «На защиту прав детей»... Как проверить реальность таких отчислений? Налоговая служба возбуждает проверку только по факту обращения пострадавших от лотереи. А с чего какому-то небольшому благотворительному фонду из города Тихвина, к примеру, обращаться в ФНС, если тихвинский благотворительный фонд не мнит себя пострадавшим?

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 1790 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире