до юбилея
344 дня
 
Работа школьного психолога

Работа школьного психолога

В стране и миреВ мире
О том, что входит в функции школьного психолога и когда имеет смысл к нему обращаться, рассуждает психолог Любовь Залесская
С какими проблемами чаще всего обращаются ученики школы к психологу?
- Ученики, как правило, сами не обращаются к психологу, особенно это касается младших школьников. Обычно за них это делают родители или учителя. Приводят и говорят слушать, что скажет профессионал. Учителя приводят детей чаще, поскольку хотят, чтобы психолог разобрался с проблемами трудного ребенка, с которым сами они уже не в состоянии бороться. Родители обращаются реже по нескольким причинам: некоторые считают, что их ребенок самый лучший и поэтому предпочитают не замечать сложностей, другие просто не доверяют психологу, поскольку не имеют правильного представления о выполняемых им функциях, или просто не верят, что он способен что-то сделать.

Старшеклассники, случается, приходят сами, без советов и рекомендаций. В основном их волнуют проблемы выбора профессии, особенно в отсутствии ярко выраженных интересов и способностей. Также часто обращаются за помощью неуверенные в себе ребята, имеющие трудности в общении со сверстниками.

- Опишите, пожалуйста, основной круг проблем, с которыми сталкиваются ученики младших классов.
- Наиболее распространенной проблемой в младших классах является так называемая «школьная дезадаптация», т.е. отклонения в учебной деятельности школьника, проявляющиеся в виде затруднений в обучении, конфликтов с одноклассниками, нарушении дисциплины. Симптомы школьной дезадаптации могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащихся, но при этом могут проявляться либо в субъективных переживаниях, либо в форме ряда психогенных нарушений, среди которых я бы выделила неадекватную реакцию на проблемы и стрессы, конфликты с окружающими, резкий спад интереса к учебе и повышенную тревожность.

- А как же проблема «повальной» гиперактивности?
- Действительно, в последнее время проблема гиперактивности и дефицита внимания стала особенно актуальной. Способы ее решения не однозначны. Психолог не всегда может с ней справиться, так как зачастую корень проблемы лежит в микроклимате семейной среды, который в ряде случаев способствует обострению таких психологических особенностей детей, как повышенная возбудимость, снижение концентрации внимания, эмоциональная лабильность и пр. Основное, что характеризует стиль отношений в семье к таким детям, - это либо полное отсутствие внешних ограничений и норм, которые должны были бы стать его собственными средствами самоуправления, либо «вынос» средств контроля исключительно вовне. Первое присуще семьям, где ребенок полностью предоставлен сам себе, воспитывается в условиях безнадзорности, второе - семьям, в которых царит «культ ребенка», где ребенок постоянно живет в центре внимания, где ему дозволено все и он ничем не ограничен.

- Ну а каков фронт работ для психолога в старших классах?
- По моему опыту, в старших классах у ребят в первую очередь возникают проблемы с поведением и адаптацией в коллективе. Для некоторых детей в какой-то момент учителя перестают быть авторитетом, теряется стимул к учебе. Корень проблемы обычно кроется в педагогах, которые не умеют создать благоприятной атмосферы, пользуются примитивными способами наказания и поощрения, в результате чего у них не получается наладить контакт с ребенком. Наиболее свойственны детям в этом возрасте такие качества, как импульсивность, нетерпеливость, сниженная ответственность, меньшая уверенность в себе и социальная смелость. Большинство параметров имеет тесную связь со сферой общения. Стремление быть лидером без необходимых коммуникативных навыков порой приводит к конфликтным ситуациям как со сверстниками, так и со взрослыми.

Помимо этого я бы выделила такое свойство характера подростка, как пониженная самооценка, которая наблюдается у большинства детей с нарушениями адаптации (84%), а также у значительного числа школьников, у которых с адаптацией все в порядке (38%). Она выражается в неуверенности в себе, зажатости, боязни сделать ошибку. Ну а повышение самооценки и формирование позитивного отношения к жизни и учебе являются одной из основных задач школьного психолога.

- Подростковый возраст богат на конфликты с родителями, что естественно сказывается и на поведении ребенка в школе. В чем предпосылки этих проблем?
- Предпосылок для проблем с родителями довольно много. Среди них юношеский максимализм, поиски идеалов и авторитетов, выбор места в жизни, становление личности, стремление к самостоятельности - все это занимает голову подростка, он начинает решать эти проблемы сам, и подходы к их решению далеко не всегда совпадают с родительскими взглядами на них. Родители становятся для него камнем преткновения - они думают по-другому. В результате столкновения взглядов рождается конфликт, так как подросток чувствует себя уже достаточно взрослым, чтобы поступать вопреки мнению родителей.

- В чем, по Вашему опыту, основная причина неуспеваемости ребенка?
- Все зависит от того, о каких проявлениях неуспеваемости идет речь. По мнению многих педагогов, психологов, психотерапевтов, если правильно организовать работу с неуспевающими детьми, учитывая их индивидуальные качества, обращать особое внимание на то, как они решают те или иные задания, можно в течение нескольких месяцев, не изолируя детей от класса, добиться не только устранения у них отставания в учебе, но и компенсации задержки в развитии. Как правило, основная проблема в том, что ребенок просто не умеет учиться. Первоочередная задача среднего образования как раз и состоит в том, чтобы научить его учиться.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1630 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире